Функционирование и развитие областной системы образования происходит в сложной социально-экономической ситуации. Ее работу дестабилизируют факторы, среди которых основными являются:
- социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств, вызванный кризисным состоянием экономики;
- недостаточная разработанность и противоречивость нормативно-правовой базы. затрудняющие исполнение норм законодательства.
Недостаточное финансирование является одним из главных факторов и источников кризисных ситуаций в областной системе образования. Сложившаяся в последние годы тенденция снижения реальных расходов на образование из бюджетов всех уровней привела к ухудшению материально-технической базы образовательных учреждений, снижению качества образования, кадровым проблемам. Бюджет образования не обеспечивает покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений. Все это препятствует выполнению законодательства об образовании по обеспечению государственных гарантий обучающихся и работников системы образования, реализации социальных норм и нормативов.
Экономические проблемы образования осложняются устаревшей схемой финансирования образовательных учреждений. На территории области, как и в большинстве субъектов России, не введено нормативное финансирование, большинство образовательных учреждений не имеют своей бухгалтерской службы и счета в банковских учреждениях. Это не позволяет образовательному учреждению в полной мере быть субъектом социально-экономических отношений, порождает иждивенческую позицию руководителей.
Далеко не все положения действующего законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных актах министерств и ведомств, что создает сложности в их исполнении. Особая проблема - создание действенных механизмов контроля за исполнением законодательных норм, механизмов защиты прав субъектов образовательного процесса и соблюдения гарантий государства в области образования.
Одной из проблем обеспечения эффективной деятельности высшего и среднего профессионального образования является усиление на уровне области координации деятельности образовательных учреждений различного ведомственного и отраслевого подчинения.
Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством договоров и соглашений министерства образования Пензенской области с федеральным Министерством образования и органами управления образованием городов и районов области. Практика реализации этих договоров и соглашений показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия органов управления образованием различных уровней.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции к ухудшению социального положения и здоровья детей и подростков. Не последнюю роль в ухудшении здоровья детей играет и тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Ветшает учебно-материальная база образования. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. В 2-3 смены работают 18,3% школ (в Российской Федерации - более 46%), более 20% зданий и сооружений системы образования требуют либо капитального ремонта, либо реконструкции (в Российской Федерации - более трети). В аварийном состоянии находятся 0,8% зданий. Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования.
В связи с принятием концепции и программы перехода на 12-ти летнее образование первостепенной проблемой областной системы образования стал переход на обновленное содержание среднего общего образования.
Острой проблемой остается отсутствие необходимой преемственности между образовательными программами разного уровня. Прежде всего это относится к преемственности уровней дошкольного образования и начального образования, начального и основного общего образования. Усугубляется проблема разрыва преемственности средней и высшей школы, что отражается на снижении доли выпускников средней школы (особенно это относится к выпускникам сельских школ), способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки.
В финансировании высшего образования проявляется противоречащая принятым законам Российской Федерации и Пензенской области тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные средства населения, что в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к превращению российской системы образования и областной системы как ее части в сословную, элитарную.
Близка к критической ситуация с обеспеченностью областной системы образования учебниками. Имеет место нерегулируемый рост выпуска вариативных учебников, часто скороспелых и низкого качества. Федеральный комплект учебников насчитывает более 300 наименований. Однако многие школы в недостаточной мере обеспечены учебниками по предметам базисного учебного плана. Прежде всего это касается учебников, призванных обеспечить высококачественное содержание отечественного гуманитарного образования.
Возникают трудности с подготовкой и изданием учебников областного компонента государственных образовательных стандартов.
В кадровом обеспечении областной системы образования (как и в целом по России) остаются нерешенными ряд вопросов. Сохраняется тенденция старения преподавательского корпуса на всех уровнях образования, уменьшается приток молодых кадров по причине низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников образования.
Рост числа негосударственных образовательных учреждений всех уровней остро ставит проблему усиления государственно-общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Это касается как негосударственных образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, контроль за качеством образовательного процесса которых затруднен недостаточным уровнем развития лицензионной службы в области, так и филиалов и представительств негосударственных вузов. На ситуацию в этих образовательных учреждениях министерство образования Пензенской области в силу ряда причин (прежде всего нормативно-правовых) может влиять слабо.
Сокращается сеть дошкольных образовательных учреждений. За три последние года. она сократилась более чем на 20% главным образом за счет ведомственных детских садов. Первым уровнем системы образования в области охвачено около 55% дошкольников (федеральный показатель - менее 50%).
Не сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Политика области на усыновление и отдачу под опеку этих детей сдерживается недостаточностью средств у потенциальных родителей на содержание этих детей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако существующая сеть образовательных учреждений для этих детей не в полной мере обеспечивает потребность в их содержании и обучении.
Можно обозначить ряд проблем в системе дополнительного образования детей, среди них:
- Отставание от среднероссийского показателя занятости детей в системе дополнительного образования (область - 34%, РФ - 38,8%);
- Недостаточное количество научных кадров, владеющих спецификой содержания дополнительного образования, специалистов-психологов, социологов. умеющих работать с разными категориями детей и педагогов. Слабое развитие экспериментальной деятельности УДО;
- Сокращение детских объединений технического творчества из-за высокой себестоимости этого направления образовательной деятельности, переориентация их на другие направления;
- Преобладание стихийности в организации и содержании деятельности детских объединений дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, обусловленной несовершенством их программно-методического обеспечения;
- Недостаточное развитие объединений дополнительного образования эколого-биологической направленности.
Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, достигаемого за счет реализации в школах программ дополнительного образования, функционирования детских и юношеских общественных организаций. Необходимо восстановление и обеспечение устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную опору на подлинные, а не мнимые ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.
Актуальной проблемой является устранение неодинаковой вследствие социально-экономических условий мобильности обучающихся и выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях.
Все вышеизложенное является основой определения целей, направлений и задач развития системы образования, изложенных в предлагаемой Программе.
Программа развития образования Пензенской области, подкрепленная соответствующим финансированием и решениями Правительства Пензенской области, выполнит законодательно определенную роль организационной основы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования на территории Пензенской области.