Недействующий

Об утверждении программы развития образования Пензенской области на 2001 - 2005 годы (утратило силу с 29.12.2005 года на основании постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2005 N 1079-пП)

1.1. Краткая характеристика уровней системы образования


Дошкольное, общее образование, начальное профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы, в том числе специальные).

На начало 2000-2001 учебного года в Пензенской области функционировало (см. табл. N 1): 442 дошкольных образовательных учреждения (в том числе 94 ведомственных), которые посещали более 30 тысяч детей; 897 общеобразовательных школ с контингентом учащихся более 190 тысяч человек, в том числе: средних - 417 (173303 чел.), основных 212 (14522 чел.), начальных - 268 (3281 чел.): вечерних (сменных) школ - 17 (3095 чел.); общеобразовательных школ-интернатов - 4 (1183 чел.); учреждений дополнительного образования - 96 (70267 чел.); специальных (коррекционных) образовательных учреждений - 16 (1769 чел.); детских домов - 10 (761 чел.); учреждений начального профессионального образования - 40 (14843 чел.).

По сравнению с 1999-2000 учебным годом на 9% сократилось, главным образом за счет ведомственных, количество дошкольных образовательных учреждений. На 3% уменьшилось общее число общеобразовательных школ, но несколько выросло количество средних и основных школ.

Из общего числа школ более 75% являются сельскими, при этом контингент учащихся в них составляет менее 40%. Средняя наполняемость сельских школ: начальной - 10 чел., основной - 68 чел., средней - 221 чел. Сельская школа в области рассматривается в качестве, важнейшего условия существования и развития села. очага знаний и культуры.

В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В области создана сеть вечерних (открытых) школ для обучения подростков, которые но разным причинам не смогли или не. захотели учиться в обычных общеобразовательных школах (таких школ 17 и 45 учебно-консультационных пунктов). Вечерних школ и УКП нет пока в 9 районах области. В вечерних школах п УКП обучается 3618 человек.

Важное место в системе образования области занимает сфера профессионально-технического образования. В учреждениях начального профессионального образования ведется подготовка по 48 профессиям и более 100 специальностям.

На протяжении последних лет в области в целом удалось сохранить сеть учреждений дополнительного образования; кружки, секции и другие объединения детей в общеобразовательных школах, что дает возможность 77,6% школьников найти себе занятия по интересам во внеурочное время. В учреждениях дополнительного образования области занимается около 35% детей школьного возраста.

Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы).

На начало 2000 - 2001 учебного года в Пензенской области функционировали:

- 32 государственных и муниципальных образовательных учреждения среднего профессионального образования с контингентом студентов более 23,3 тыс. человек, в том числе 9 колледжей, реализующих программы подготовки повышенного уровня;

- 5 государственных учреждений высшего профессионального образования с контингентом студентов около 30 тыс. человек, 4 филиала государственных вузов с контингентом более 1600 человек и 4 филиала негосударственных вузов с контингентом студентов около 2,2 тыс. человек.

В 1939 году в области был открыт институт усовершенствования учителей, который в 1992 г. был реорганизован в областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО). В последнее десятилетие ежегодно в стенах института проходили курсовую переподготовку в среднем около 5000 педагогических работников.

Деятельность средних профессиональных учебных заведений координирует Совет директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования, а деятельность высших учебных заведений - Совет ректоров вузов. Общую координацию деятельности средних и высших профессиональных образовательных учреждений в рамках, определенных действующим законодательством РФ, осуществляет министерство образования Пензенской области.

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования работают около 2 тыс. преподавателей, в государственных вузах - более 2,2 тыс.

Показатель числа студентов высших учебных заведений на 10 тыс. человек населения составляет 192 (общероссийский показатель - 246). Численность студентов средних профессиональных учебных заведений на 10 тыс. человек населения составляет 149 (общероссийский показатель - 139).

Охват молодежи высшим профессиональным образованием в последние годы расширяется в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в вузах области ведется практически по всем направлениям и специальностям. необходимым экономике и социальной сфере региона. За последние годы открыто 15 новых специальностей, из них 5 - инженерно-технические.

В результате изменений в структуре приема студентов их численность на факультетах промышленного и сельскохозяйственного профиля уменьшается, а по экономическим и юридическим специальностям резко возрастает. Такая тенденция носит негативный характер, связанный с тем, что структура подготовки специалистов не совпадает с потребностями рынка труда. Растет нехватка в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих кадрах.

Изменилась профильная структура подготовки кадров в средних специальных учебных заведениях. Возросла доля приема по экономическим и правовым специальностям и несколько сократилась доля приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Если традиционно средние специальные учебные заведения, как правило, имели узкую профильную направленность (машиностроение, строительство, сельское хозяйство и т.д.). то в последние годы все большее число учебных заведений становятся многопрофильными.

В области проводится последовательная работа по ориентации деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений на решение различных социально-экономических задач региона.

Важным направлением этой работы является создание на базе высших учебных заведений университетских комплексов, которые бы объединяли профильные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования области.

Сохраняя и расширяя объемы подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, высшая и средняя профессиональная школы во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь, среди молодежи.

Осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального образования, которая создает большее разнообразие и расширяет ассортимент предлагаемых образовательных услуг.



Таблица N 1


Основные показатели системы образования (образовательных учреждений всех форм собственности и ведомственной подчиненности, 2000 - 2001 уч. год)

N п/п

Уровни образования

Число образовательных учреждений

Численность обучающихся

1.

Дошкольное

442

30346

2.

Общее (дневные школы),
     в том числе:
     начальные
     основные
     средние

897

268

212
417

191106

3281
14522
173303

3.

Вечерние (сменные) общеобразовательные
     учреждения
     УКП


17

45


3095

523

4.

Начальное профессиональное

40

14843

5.

Среднее профессиональное

32

23300

6.

Высшее профессиональное (с филиалами вузов)

9

33800

7.

Дополнительное образование детей

96

70267