Дошкольное, общее образование, начальное профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы, в том числе специальные).
На начало 2000-2001 учебного года в Пензенской области функционировало (см. табл. N 1): 442 дошкольных образовательных учреждения (в том числе 94 ведомственных), которые посещали более 30 тысяч детей; 897 общеобразовательных школ с контингентом учащихся более 190 тысяч человек, в том числе: средних - 417 (173303 чел.), основных 212 (14522 чел.), начальных - 268 (3281 чел.): вечерних (сменных) школ - 17 (3095 чел.); общеобразовательных школ-интернатов - 4 (1183 чел.); учреждений дополнительного образования - 96 (70267 чел.); специальных (коррекционных) образовательных учреждений - 16 (1769 чел.); детских домов - 10 (761 чел.); учреждений начального профессионального образования - 40 (14843 чел.).
По сравнению с 1999-2000 учебным годом на 9% сократилось, главным образом за счет ведомственных, количество дошкольных образовательных учреждений. На 3% уменьшилось общее число общеобразовательных школ, но несколько выросло количество средних и основных школ.
Из общего числа школ более 75% являются сельскими, при этом контингент учащихся в них составляет менее 40%. Средняя наполняемость сельских школ: начальной - 10 чел., основной - 68 чел., средней - 221 чел. Сельская школа в области рассматривается в качестве, важнейшего условия существования и развития села. очага знаний и культуры.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В области создана сеть вечерних (открытых) школ для обучения подростков, которые но разным причинам не смогли или не. захотели учиться в обычных общеобразовательных школах (таких школ 17 и 45 учебно-консультационных пунктов). Вечерних школ и УКП нет пока в 9 районах области. В вечерних школах п УКП обучается 3618 человек.
Важное место в системе образования области занимает сфера профессионально-технического образования. В учреждениях начального профессионального образования ведется подготовка по 48 профессиям и более 100 специальностям.
На протяжении последних лет в области в целом удалось сохранить сеть учреждений дополнительного образования; кружки, секции и другие объединения детей в общеобразовательных школах, что дает возможность 77,6% школьников найти себе занятия по интересам во внеурочное время. В учреждениях дополнительного образования области занимается около 35% детей школьного возраста.
Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы).
На начало 2000 - 2001 учебного года в Пензенской области функционировали:
- 32 государственных и муниципальных образовательных учреждения среднего профессионального образования с контингентом студентов более 23,3 тыс. человек, в том числе 9 колледжей, реализующих программы подготовки повышенного уровня;
- 5 государственных учреждений высшего профессионального образования с контингентом студентов около 30 тыс. человек, 4 филиала государственных вузов с контингентом более 1600 человек и 4 филиала негосударственных вузов с контингентом студентов около 2,2 тыс. человек.
В 1939 году в области был открыт институт усовершенствования учителей, который в 1992 г. был реорганизован в областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО). В последнее десятилетие ежегодно в стенах института проходили курсовую переподготовку в среднем около 5000 педагогических работников.
Деятельность средних профессиональных учебных заведений координирует Совет директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования, а деятельность высших учебных заведений - Совет ректоров вузов. Общую координацию деятельности средних и высших профессиональных образовательных учреждений в рамках, определенных действующим законодательством РФ, осуществляет министерство образования Пензенской области.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования работают около 2 тыс. преподавателей, в государственных вузах - более 2,2 тыс.
Показатель числа студентов высших учебных заведений на 10 тыс. человек населения составляет 192 (общероссийский показатель - 246). Численность студентов средних профессиональных учебных заведений на 10 тыс. человек населения составляет 149 (общероссийский показатель - 139).
Охват молодежи высшим профессиональным образованием в последние годы расширяется в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в вузах области ведется практически по всем направлениям и специальностям. необходимым экономике и социальной сфере региона. За последние годы открыто 15 новых специальностей, из них 5 - инженерно-технические.
В результате изменений в структуре приема студентов их численность на факультетах промышленного и сельскохозяйственного профиля уменьшается, а по экономическим и юридическим специальностям резко возрастает. Такая тенденция носит негативный характер, связанный с тем, что структура подготовки специалистов не совпадает с потребностями рынка труда. Растет нехватка в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих кадрах.
Изменилась профильная структура подготовки кадров в средних специальных учебных заведениях. Возросла доля приема по экономическим и правовым специальностям и несколько сократилась доля приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Если традиционно средние специальные учебные заведения, как правило, имели узкую профильную направленность (машиностроение, строительство, сельское хозяйство и т.д.). то в последние годы все большее число учебных заведений становятся многопрофильными.
В области проводится последовательная работа по ориентации деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений на решение различных социально-экономических задач региона.
Важным направлением этой работы является создание на базе высших учебных заведений университетских комплексов, которые бы объединяли профильные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования области.
Сохраняя и расширяя объемы подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, высшая и средняя профессиональная школы во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь, среди молодежи.
Осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального образования, которая создает большее разнообразие и расширяет ассортимент предлагаемых образовательных услуг.
Таблица N 1
Основные показатели системы образования (образовательных учреждений всех форм собственности и ведомственной подчиненности, 2000 - 2001 уч. год)
N п/п | Уровни образования | Число образовательных учреждений | Численность обучающихся |
1. | Дошкольное | 442 | 30346 |
2. | Общее (дневные школы), | 897 212 | 191106 |
3. | Вечерние (сменные) общеобразовательные |
|
|
4. | Начальное профессиональное | 40 | 14843 |
5. | Среднее профессиональное | 32 | 23300 |
6. | Высшее профессиональное (с филиалами вузов) | 9 | 33800 |
7. | Дополнительное образование детей | 96 | 70267 |