Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. Дошкольное образование | ||
1. Разработка программ развития дошкольного образования | 2001 год | Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - ИПКиПРО), отделы образования районных и городских администраций (далее - рай-гороо), дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) |
2. Организация ДОУ с приоритетными направлениями развития детей. | 2001 - 2005 годы | Рай-гороо, ДОУ |
3. Внедрение новых форм организации деятельности ДОУ | 2001 - 2005 годы | Рай-гороо, ДОУ |
4. Оказание всесторонней методической помощи малокомплектным ДОУ и дошкольным образовательным учреждениям с приоритетными направлениями развития детей | 2001 - 2005 годы | ИПКиПРО, рай-гороо |
5. Открытие образовательных учреждений "школа - детский сад" | 2001 - 2005 годы | Рай-гороо |
6. Открытие дошкольных групп как структурных подразделений общеобразовательных школ на селе | 2001 - 2005 годы | Рай-гороо |
7. Разработка пакета документов по открытию дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений | 2001 год | Министерство образования Пензенской области (далее - Минобразования) |
8. Изучение, обобщение и распространение опыта работы в системе дошкольного образования | ежегодно | ИПКиПРО |
9. Разработка регионального компонента содержания дошкольного образования | 2003 год | ИПКиПРО |
10. Издание и распространение методических и дидактических пособий к региональной программе "Ребёнок и весь мир" (согласно плану издательской деятельности ИПКиПРО) | 2001 - 2003 годы | ИПКиПРО |
11. Обеспечение выполнения проекта стандарта дошкольного образования каждым дошкольным образовательным учреждением | ежегодно | ДОУ, рай-гороо |
12. Формирование банка данных о детях дошкольного возраста, в том числе не посещающих детские дошкольные учреждения. Выявление социального заказа на дошкольные образовательные услуги. | ежегодно | Рай-гороо |
13. Организация обучения детей 5. 6, 7 лет в школах раннего развития при образовательных учреждениях | ежегодно | ИПКиПРО, рай-гороо |
14. Создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг для детей и родителей в ДОУ | 2003 - 2005 годы | ДОУ, рай-гороо |
15. Оказание методической помощи педагогам школ раннего развития. | ежегодно | ИПКиПРО |
16. Разработка научно-методического обеспечения организации работы ДОУ с родителями, изучение, обобщение и распространение лучшего опыта. | 2002 год | ИПКиПРО |
17. Исследование проблемы курсовой переподготовки специалистов ДОУ и осуществление на этой основе перспективного планирования | 2001 год | ИПКиПРО |
18. Организация аттестации специалистов дошкольных образовательных учреждений | ежегодно | Рай-гороо, ИПКиПРО |
2. Общее образование | ||
1. Взаимодействие с муниципальными органами управления образованием по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений области. | Ежегодно | Минобразования, рай-гороо |
2. Организация контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием по реализации конституционных прав граждан на образование. | Ежегодно | Минобразования |
3. Создание информационного банка данных об образовательных запросах населения и услугах, представляемых общеобразовательными учреждениями. | Ежегодно | Минобразования, ИПК и ПРО, рай-гороо |
4. Осуществление перехода на 4-х летний срок обучения в начальной школе всеми общеобразовательными учреждениями области: | 2001 - 2005 годы | Минобразования, ИПК и ПРО, рай-гороо |
5. Участие в эксперименте, проводимом Минобразования России по разработке н апробации нового содержания и структуры общего среднего образования (для 12-ти летней школы) | 2000 - 2005 годы | Минобразования, ИПК и ПРО |
6. Создание банка данных об использовании общеобразовательными учреждениями вариативных образовательных программ, ориентированных на различный контингент учащихся. | Ежегодно | Минобразования, ИПК и ПРО |
7. Поддержка инновационных образовательных процессов через систему региональных грантов на конкурсной основе: | ||
- проведение областного конкурса образовательных проектов; | Ежегодно | Минобразования, ИПК и ПРО |
- проведение областного смотра-конкурса муниципальных программ развития образования; | Ежегодно | Минобразования, ИПК и ПРО |
- проведение областного этапа Всероссийского конкурса "Учитель года". | 2003 год | Минобразования, ИПК и ПРО |
8. Определение минимума содержания образования регионального компонента. | 2001 - 2002 годы | ИПК и ПРО |
9. Совершенствование регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Пензенской области. | 2001 - 2005 годы | Минобразования, ИПК и ПРО. |
10. Учебно-методическое обеспечение регионального компонента содержания образования: | 2001 - 2005 годы | Минобразования, ИПК и ПРО, областной |
- подготовка и издание учебного пособия "Экономическая и социальная география Пензенской области"; | 2001 год | информационно-прокатный центр (далее - ИПЦ). |
- подготовка и издание географического атласа Пензенской области; | 2001 год | |
- подготовка и издание учебного пособия "Физическая география Пензенской области"; | 2001 - 2002 годы | |
- переиздание учебного пособия по экологии "Пензенская лесостепь" | 2002 - 2003 годы | |
11. Определение регионального перечня учебников на основе федерального комплекта; издание брошюры. | Ежегодно | Минобразования, ИПКиПРО |
12. Реализация региональной концепции "Управление качеством образования": | 2001 - 2005 годы | |
- разработка программы "Управление качеством образования в Пензенской области"; | 2001 год | Минобразования, ИПК и ПРО |
- определение параметров оценки качества образования в регионе; | 2002 год | Минобразования, ИПК и ПРО |
- разработка методики оценки качества образования; | 2002 год | ИПК и ПРО |
- обучение всех категорий педагогических работников методике оценки качества образования и планирования работы с учетом полученных результатов. | 2001 - 2005 годы | ИПК и ПРО |
13. Укрепление учебно-материальной базы сельских общеобразовательных учреждений: |
| Минобразования, Администрации районов и городов области. |
- приоритетное обеспечение сельских школ учебной литературой и учебно-наглядными пособиями | ежегодно | Минобразования |
14. Совершенствование работы с одаренными детьми: | Минобразования, ИПКиПРО | |
- проведение областных предметных олимпиад школьников; | Ежегодно | |
- проведение областных научно-практических конференций школьников; | Ежегодно | |
- проведение областных творческих конкурсов и смотров, посвященныхзнаменательным датам; | Ежегодно | |
- формирование команд школьников области для участия во Всероссийских и Международных олимпиадах, научно-практических конференциях ("Шаг в будущее". Соросовские конференции,"Подрост" и др.), творческих конкурсах и смотрах, посвященных знаменательным датам; | 2001 - 2005 годы | |
- проведение учебных сборов для подготовки учащихся к Всероссийским и Международным соревнованиям на базе высших учебных заведений области; | Ежегодно | |
- организация работы профильных лагерей (смен) для одаренных детей; | 2001 - 2005 годы | |
- вручение премий Губернатора Пензенской области учащимся - | 2001-2005 годы | |
- совершенствование системы поощрения одаренных детей (учреждение именных стипендий, грантов, премий и т.д.); | Ежегодно | |
- совершенствование системы договорных отношений между Минобразованием области и высшими учебными заведениями о льготном поступлении выпускников школ - победителей областных олимпиад, конференций, конкурсов. | Ежегодно | |
15. Формирование инфраструктуры системы вечернего (сменного) образования с учетом современных условий (открытие центров образования. открытых (сменных) школ и др.) | 2001 - 2005 годы | Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, администрации городов и районов области |
3. Дополнительное образование | ||
1. Разработка и реализация муниципальных программ развития дополнительного образования детей, программ развития учреждений дополнительного образования (далее - УДО) | 2001 - 2005 годы | Рай-гороо, руководители УДО |
2. Разработка нормативных и рекомендательных документов по функционированию, организационному и методическому обеспечению деятельности общественных детских и юношеских объединений и организаций | 2001 - 2005 годы | Минобразования, Министерство молодежи, спорта и туризма, ИПКиПРО, детские общественные организации |
3. Проведение аттестации и государственной аккредитации УДО | 2001 - 2005 годы | Минобразования |
4. Проведение областных совещаний-семинаров по проблемам развития дополнительного образования детей | Ежегодно | Минобразования, ИПКиПРО |
5. Сохранение сети УДО детей и объединений дополнительного образования детей в других типах образовательных учреждений | Ежегодно | Минобразования, рай-гороо, руководители УДО |
6. Разработка целевых программ дополнительного образования детей по направлениям деятельности: | 2001 - 2003 годы | Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, областные УДО, Министерство молодежи, спорта и туризма. |
- развитие детского технического творчества | 2001 год | |
- развитие детского туризма и краеведения | 2001 год | |
- программа поддержки и развития детско-юношеского спорта | 2001 год | |
7. Развитие системы массовых итоговых мероприятий с целью отслеживания результативности работы объединений дополнительного образования детей | Ежегодно | Минобразования, рай-гороо, руководители УДО |
8. Реализация региональной концепции и программы "Совершенствование содержания воспитания молодежи Пензенской области" в УДО | Ежегодно | Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО |
9. Укрепление материально-технической базы УДО детей | Ежегодно | Минобразования, рай-гороо, руководители УДО |
10. Разработка учебных планов УДО детей | 2001 год | Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО |
11. Разработка авторских разноуровневых, комплексных, интегрированных программ и методических пособий дополнительного образования | Ежегодно | ИПКиПРО, Минобразования, рай-гороо, руководители УДО |
12. Создание методических объединений по специальностям и профилям в сфере дополнительного образования | 200 Г год | ИПКиПРО, методические кабинеты рай-гороо, руководители УДО |
13. Внедрение и адаптация новых-педагогических технологий | Ежегодно | ИПКиПРО, метод-кабинеты рай-гороо, руководители УДО. |
14. Создание медиатеки по дополнительному образованию | Ежегодно | ИПКиПРО |
15. Выпуск информационно-методической продукции: | Минобразования, ИПКиПРО | |
- информационный сборник "Дополнительное образование"; | Ежегодно | |
- методический сборник "Дополнительное образование"; | Ежегодно | |
- сборник "Авторских программ" дополнительного образования детей; | 1 раз в 2 года | |
16. Открытие экспериментальных площадок на базе УДО по актуальным проблемам дополнительного образования детей | 2001 - 2005 годы | ИПКиПРО, Минобразования, рай-гороо, руководители УДО |
17. Совершенствование региональной системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей | 2001 год | ИПКиПРО, Минобразования, рай-гороо, руководители УДО |
18. Укрепление кадрового научного потенциала УДО детей | Ежегодно | Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО |
19. Создание социально-психологических служб в УДО детей | 2001 - 2005 годы | Минобразования, рай-гороо, руководители УДО, ИПКиПРО |
20. Открытие стажерских площадок и проведение авторских семинаров педагогов дополнительного образования | Ежегодно | ИПКиПРО |
21. Проведение конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" | 1 раз в 2 года | Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО |
22. Проведение конкурса авторских программ и методических пособий дополнительного образования детей | 1 раз в 2 года | Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО |
4. Начальное профессиональное образование | ||
1. Прогнозирование профессионально-квалификационной занятости населения области на 2001 - 2005 годы. | ежегодно | Минобразования, Департамент федеральной службы занятости по Пензенской области, Министерство труда и социального развития |
2. Проведение оценки эффективности загрузки учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) области | 2001 год | Минобразования |
3. Формирование контрольных цифр приема в УНПО с учетом прогноза потребности рынка труда | ежегодно | Минобразования, УНПО |
4. Определение групп профессиональных училищ, вклад в развитие и финансирование профилей подготовки которых может принести максимальный экономический эффект для экономики региона | 2002 год | Минобразования |
5. Разработка регионального перечня профессий и специальностей начального профессионального образования (далее - НПО) | 2001 год | Минобразования |
6. Внесение дополнений в региональный перечень профессий и специальностей НПО | ежегодно | Минобразования. УНПО |
7. Внедрение и реализация Государственных стандартов профессионального образования | ежегодно | Минобразования, УНПО |
8. Мониторинг реализации Государственного стандарта НПО | 2001 -2005 годы | Минобразования, УНПО |
9. Разработка тестов контроля качества подготовки выпускников УНПО в соответствии с требованиями образовательных стандартов | 2001 -2001 годы | ИПК и ПРО |
10. Расширение дополнительных образовательных услуг и форм внебюджетной профессиональной подготовки УНПО | 2001 -2002 годы | Минобразования, УНПО |
11. Разработка научно-методического сопровождения образовательного процесса УНПО | 2001 -2005 годы | ИПК и ПРО |
12. Анализ и обобщение опыта профессиональных лицеев | 2001 -2002 годы | Минобразования, ИПКиПРО, УНПО |
13. Создание системы учебно-методических объединений (далее - УМО) учреждений НПО. Организационно-методическое обеспечение деятельности УМО | 2001 - 2005 годы | Минобразования, ИПКиПРО, УНПО |
14. Организация работы по развитию различных форм внеучебной деятельности (конференции, олимпиады, смотры, конкурсы, клубы, студии и т.д.) | 2001 - 2005 годы | Минобразования, ИПКиПРО, УНПО |
15. Разработка и заключение договоров с ВУЗами на целевую подготовку специалистов для системы УНПО области | 2001 - 2001 годы | Минобразования |
16. Разработка программ и создание банка данных переподготовки и повышения квалификации инженерно - педагогических работников для работы по государственным образовательным стандартам НПО. | 2001 год | ИПКиПРО |
17. Разработка Положения об аттестации для вновь назначаемых директоров и заместителей | 2001 год | Минобразования |
18, Организация стажировки мастеров производственного обучения на промышленных предприятиях и в организациях | 2001 - 2005 годы | Минобразования, УНПО |
19. Мониторинг кадровой обеспеченности УНПО | 2001 - 2005 годы | Минобразования, УНПО |
20. Разработка нормативного перечня оснащенности материальной базы УНПО учебным и учебно - производственным оборудованием | 2001 год | ИПКиПРО |
21. Разработка проекта типового устава образовательного учреждения, имеющего право реализации профессиональных образовательных программ | 2001 год | Минобразования |
22. Внесение предложений в Законодательное Собрание области по льготному налогообложению предприятий и организаций, инвестирующих средства в развитие УНПО | 2001 год | Минобразования |
23. Оформление договора с департаментом федеральной службы занятости населения по Пензенской области о взаимном сотрудничестве | Ежегодно | Минобразования |
24. Проведение аналитической работы по выявлению новых профессий в сферах обслуживания, экологии, социальной работы на основе исследования рынков труда и услуг | 2001 - 2005 годы | Минобразования, Департамент федеральной службы занятости по Пензенской области |
25. Разработка программы но обеспечению УНПО учебниками и учебно-методическими пособиями | 2001 год | Минобразования |
5. Среднее и высшее профессиональное образование | ||
1. Расширение спектра специальностей и специализацией среднего профессионального образования и высшего профессионального образования (далее - СПО и ВПО) с учетом потребностей экономики и социальной сферы региона | 2000 - 2005 годы | Советы ректоров ВУЗов и директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - ОУ СПО) |
2. Приведение в соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов (далее ГОС) СПО и ВПО учебно-программной документации образовательных учреждении (далее - ОУ) | 2000 - 2004 годы | Руководство ОУ СПО и ВПО |
3. Создание региональных учебно-программных и учебно-методических фондов ГОС СПО и ВПО | 2000 - 2004 годы | ППКиПРО, ОУ СПО и ВПО |
4. Формирование регионального банка данных по оценке качества подготовки выпускников | Ежегодно | Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО |
5. Развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные, венчурные центры и фирмы) | 2001 - 2002 годы | Руководство ВУЗов, ОУСПО |
6. Координация процесса интеграции образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования с научными учреждениями и предприятиями в многоуровневые учебные заведения и комплексы, ориентированные па региональный рынок труда. | 2001 - 2005 годы | Правительство области, Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУСПО |
7. Формирование и реализация механизма прогнозирования потребности в специалистах различных профилей | 2001 - 2004 годы | Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО |
8. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием.на базе среднего профессионального образования по сокращенным ускоренным программам | 2002 - 2005 годы | Руководство ВУЗов, ОУ СПО, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО |
9. Подготовка предложений по организации повышения квалификации и профпереподготовки руководителей и преподавателей ОУ СПО | Ежегодно | Совет директоров ОУ СПО Минобразования, ИПКиПРО |
10. Создание механизма формирования резерва руководящих кадров ОУ | 2001 - 2002 годы | Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО и ВПО |
11. Мониторинг кадровой обеспеченности ОУ СПО и ВПО. Мониторинг системы подготовки и переподготовки кадров преподавателей | Ежегодно | Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО, ОУ СПО и ВПО |
12. Разработка предложений по моральному и материальному стимулированию студентов. | 2002 - 2004 годы | Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО, ОУ СПО и ВПО, Профсоюзы |
13. Разработка и реализация системы мер по улучшению условий труда работников и учебы студентов | 2001 - 2005 годы | Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО, ОУ СПО и ВПО, Профсоюзы |
14. Организация проведения научных конференций и семинаров по ведущей тематике научных исследований | Ежегодно | Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУСПО |
6. Социальная защита и общественное воспитание | ||
1. Оптимизация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений общественного воспитания. | Ежегодно | Минобразования, рай-гороо |
2. Разработка и реализация программ (концепций) развития специальных (коррекционных) образовательных учреждений, школ-интернатов и детских домов | 2001 год | Руководители ОУ |
3. Укрепление материально-технической базы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений общественного воспитания. | Ежегодно | Минобразования, руководители ОУ |
4. Создание при каждом учреждении общественного воспитания подсобного хозяйства, и разработка плана его развития. | 2001 - 2005 годы | Минобразования, руководители ОУ |
5. Внедрение в образовательный процесс интернатных учреждений педагогических технологий,направленных на социализацию детей. | 2001 - 2005 годы | ИПКиПРО, ОУ |
6. Изучение и обобщение опыта работы учреждений образования интернатного типа по проблемам социализации воспитанников. Издание методических пособий. | 2001 - 2005 годы | ИПК и ПРО, руководители ОУ |
7. Восстановление во всех районных и городских отделах образования службы инспекторов по охране прав детей (Постановление Губернатора Пензенской области от 18.09.2000 N 286 "Об утверждении решения комиссии по правам человека по обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" п. 1). | 2002 - 2005 годы | Главы городских и районных администраций |
8. Разработка системы сопровождения и патронирования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников образовательных учреждений интернатного типа до достижения ими 23 лет | 2001 - 2005 годы | Минобразования, органы опеки и попечительства, руководители ОУ |
9. Организация оздоровления и отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в летний период. | 2001 - 2005 годы | Минобразования, рай-гороо, руководители ОУ |
7. Финансовое обеспечение | ||
1. Обеспечить постепенный переход к нормативному финансированию системы образования | 2000 - 2005 годы | Правительство области, Минобразования |
1.1. Довести до сведения городов и районов области типовые штатные нормативы по типам, видам и категориям образовательных учреждений: | Минобразования | |
- Дошкольные образовательные учреждения | 2000 год | |
- Школы - детские сады | 2001 год | |
- Общеобразовательные школы | 2000 год | |
- Специальные (коррекционные) школы, школы - интернаты | 2002 год | |
- Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2002 год | |
Учреждения дополнительного образования | 2001 год | |
- Учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) | 2003 год | |
- Учреждения среднего профессионального образования | 2002 год | |
- Другие учреждения (УПК, учреждения, организации инфраструктуры) | 2003 год | |
1.2. Подготовить к утверждению на региональном уровне методические рекомендации по определению потребности образовательных учреждений в финансовых средствах при расчете нормативов бюджетного финансирования | 2000 - 2001 годы | Минобразования |
1.3. Производить ежегодный расчет нормативов бюджетного финансирования по типам, видам и категориям образовательных учреждений с их последующим утверждением при формировании бюджетов | Ежегодно | Минобразования |
2. Усовершенствовать действующие или разработать новые механизмы и нормативные правовые акты регионального уровня по финансированию системы образования из регионального и муниципального бюджетов, а также по стимулированию поступления дополнительных внебюджетных средств в систему образования | 2000 - 2003 годы | Законодательное Собрание, Правительство области, Минобразования |
3. Осуществлять централизованную закупку учебников на региональном уровне | 2000 - 2005 годы | Минобразования |
4. Проводить централизованное обеспечение общеобразовательных школ области учебно-лабораторным оборудованием и учебной мебелью | Ежегодно | Минобразования |