Недействующий

Об утверждении программы развития образования Пензенской области на 2001 - 2005 годы (утратило силу с 29.12.2005 года на основании постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2005 N 1079-пП)

9. Система мероприятий по реализации Программы

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

1. Дошкольное образование

1. Разработка программ развития дошкольного образования

2001 год

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - ИПКиПРО), отделы образования районных и городских администраций (далее - рай-гороо), дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ)

2. Организация ДОУ с приоритетными направлениями развития детей.

2001 - 2005 годы

Рай-гороо, ДОУ

3. Внедрение новых форм организации деятельности ДОУ

2001 - 2005 годы

Рай-гороо, ДОУ

4. Оказание всесторонней методической помощи малокомплектным ДОУ и дошкольным образовательным учреждениям с приоритетными направлениями развития детей

2001 - 2005 годы

ИПКиПРО, рай-гороо

5. Открытие образовательных учреждений "школа - детский сад"

2001 - 2005 годы

Рай-гороо

6. Открытие дошкольных групп как структурных подразделений общеобразовательных школ на селе

2001 - 2005 годы

Рай-гороо

7. Разработка пакета документов по открытию дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений

2001 год

Министерство образования Пензенской области (далее - Минобразования)

8. Изучение, обобщение и распространение опыта работы в системе дошкольного образования

ежегодно

ИПКиПРО

9. Разработка регионального компонента содержания дошкольного образования

2003 год

ИПКиПРО

10. Издание и распространение методических и дидактических пособий к региональной программе "Ребёнок и весь мир" (согласно плану издательской деятельности ИПКиПРО)

2001 - 2003 годы

ИПКиПРО

11. Обеспечение выполнения проекта стандарта дошкольного образования каждым дошкольным образовательным учреждением

ежегодно

ДОУ, рай-гороо

12. Формирование банка данных о детях дошкольного возраста, в том числе не посещающих детские дошкольные учреждения. Выявление социального заказа на дошкольные образовательные услуги.

ежегодно

Рай-гороо

13. Организация обучения детей 5. 6, 7 лет в школах раннего развития при образовательных учреждениях

ежегодно

ИПКиПРО, рай-гороо

14. Создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг для детей и родителей в ДОУ

2003 - 2005 годы

ДОУ, рай-гороо

15. Оказание методической помощи педагогам школ раннего развития.

ежегодно

ИПКиПРО

16. Разработка научно-методического обеспечения организации работы ДОУ с родителями, изучение, обобщение и распространение лучшего опыта.

2002 год

ИПКиПРО

17. Исследование проблемы курсовой переподготовки специалистов ДОУ и осуществление на этой основе перспективного планирования

2001 год

ИПКиПРО

18. Организация аттестации специалистов дошкольных образовательных учреждений

ежегодно

Рай-гороо, ИПКиПРО

2. Общее образование

1. Взаимодействие с муниципальными органами управления образованием по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений области.

Ежегодно

Минобразования, рай-гороо

2. Организация контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием по реализации конституционных прав граждан на образование.

Ежегодно

Минобразования

3. Создание информационного банка данных об образовательных запросах населения и услугах, представляемых общеобразовательными учреждениями.

Ежегодно

Минобразования, ИПК и ПРО, рай-гороо

4. Осуществление перехода на 4-х летний срок обучения в начальной школе всеми общеобразовательными учреждениями области:
- подготовка информационно-методических материалов;
- обеспечение учебниками;
- переподготовка кадров

2001 - 2005 годы

Минобразования, ИПК и ПРО, рай-гороо

5. Участие в эксперименте, проводимом Минобразования России по разработке н апробации нового содержания и структуры общего среднего образования (для 12-ти летней школы)

2000 - 2005 годы

Минобразования, ИПК и ПРО

6. Создание банка данных об использовании общеобразовательными учреждениями вариативных образовательных программ, ориентированных на различный контингент учащихся.

Ежегодно

Минобразования, ИПК и ПРО

7. Поддержка инновационных образовательных процессов через систему региональных грантов на конкурсной основе:



- проведение областного конкурса образовательных проектов;

Ежегодно

Минобразования, ИПК и ПРО

- проведение областного смотра-конкурса муниципальных программ развития образования;

Ежегодно

Минобразования, ИПК и ПРО

- проведение областного этапа Всероссийского конкурса "Учитель года".

2003 год

Минобразования, ИПК и ПРО

8. Определение минимума содержания образования регионального компонента.

2001 - 2002 годы

ИПК и ПРО

9. Совершенствование регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Пензенской области.

2001 - 2005 годы

Минобразования, ИПК и ПРО.

10. Учебно-методическое обеспечение регионального компонента содержания образования:

2001 - 2005 годы

Минобразования, ИПК и ПРО, областной

- подготовка и издание учебного пособия "Экономическая и социальная география Пензенской области";

2001 год

информационно-прокатный центр (далее - ИПЦ).

- подготовка и издание географического атласа Пензенской области;

2001 год

- подготовка и издание учебного пособия "Физическая география Пензенской области";

2001 - 2002 годы

- переиздание учебного пособия по экологии "Пензенская лесостепь"

2002 - 2003 годы

11. Определение регионального перечня учебников на основе федерального комплекта; издание брошюры.

Ежегодно

Минобразования, ИПКиПРО

12. Реализация региональной концепции "Управление качеством образования":

2001 - 2005 годы


- разработка программы "Управление качеством образования в Пензенской области";

2001 год

Минобразования, ИПК и ПРО

- определение параметров оценки качества образования в регионе;

2002 год

Минобразования, ИПК и ПРО

- разработка методики оценки качества образования;

2002 год

ИПК и ПРО

- обучение всех категорий педагогических работников методике оценки качества образования и планирования работы с учетом полученных результатов.

2001 - 2005 годы

ИПК и ПРО

13. Укрепление учебно-материальной базы сельских общеобразовательных учреждений:
- реализация Президентской и региональной программ "Компьютеризация сельской школы";



2001 - 2005 годы

Минобразования, Администрации районов и городов области.

- приоритетное обеспечение сельских школ учебной литературой и учебно-наглядными пособиями

ежегодно

Минобразования

14. Совершенствование работы с одаренными детьми:

Минобразования, ИПКиПРО

- проведение областных предметных олимпиад школьников;

Ежегодно

- проведение областных научно-практических конференций школьников;

Ежегодно

- проведение областных творческих конкурсов и смотров, посвященныхзнаменательным датам;

Ежегодно

- формирование команд школьников области для участия во Всероссийских и Международных олимпиадах, научно-практических конференциях ("Шаг в будущее". Соросовские конференции,"Подрост" и др.), творческих конкурсах и смотрах, посвященных знаменательным датам;

2001 - 2005 годы


- проведение учебных сборов для подготовки учащихся к Всероссийским и Международным соревнованиям на базе высших учебных заведений области;

Ежегодно

- организация работы профильных лагерей (смен) для одаренных детей;

2001 - 2005 годы


- вручение премий Губернатора Пензенской области учащимся -
победителям Всероссийских и Международных олимпиад;

2001-2005 годы


- совершенствование системы поощрения одаренных детей (учреждение именных стипендий, грантов, премий и т.д.);

Ежегодно


- совершенствование системы договорных отношений между Минобразованием области и высшими учебными заведениями о льготном поступлении выпускников школ - победителей областных олимпиад, конференций, конкурсов.

Ежегодно

15. Формирование инфраструктуры системы вечернего (сменного) образования с учетом современных условий (открытие центров образования. открытых (сменных) школ и др.)

2001 - 2005 годы

Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, администрации городов и районов области

3. Дополнительное образование

1. Разработка и реализация муниципальных программ развития дополнительного образования детей, программ развития учреждений дополнительного образования (далее - УДО)

2001 - 2005 годы

Рай-гороо, руководители УДО

2. Разработка нормативных и рекомендательных документов по функционированию, организационному и методическому обеспечению деятельности общественных детских и юношеских объединений и организаций

2001 - 2005 годы

Минобразования, Министерство молодежи, спорта и туризма, ИПКиПРО, детские общественные организации

3. Проведение аттестации и государственной аккредитации УДО

2001 - 2005 годы

Минобразования

4. Проведение областных совещаний-семинаров по проблемам развития дополнительного образования детей

Ежегодно

Минобразования, ИПКиПРО

5. Сохранение сети УДО детей и объединений дополнительного образования детей в других типах образовательных учреждений

Ежегодно

Минобразования, рай-гороо, руководители УДО

6. Разработка целевых программ дополнительного образования детей по направлениям деятельности:

2001 - 2003 годы

Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, областные УДО, Министерство молодежи, спорта и туризма.

- развитие детского технического творчества

2001 год

- развитие детского туризма и краеведения  

2001 год

- программа поддержки и развития детско-юношеского спорта

2001 год

7. Развитие системы массовых итоговых мероприятий с целью отслеживания результативности работы объединений дополнительного образования детей

Ежегодно

Минобразования, рай-гороо, руководители УДО

8. Реализация региональной концепции и программы "Совершенствование содержания воспитания молодежи Пензенской области" в УДО

Ежегодно

Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО

9. Укрепление материально-технической базы УДО детей

Ежегодно

Минобразования, рай-гороо, руководители УДО

10. Разработка учебных планов УДО детей

2001 год

Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО

11. Разработка авторских разноуровневых, комплексных, интегрированных программ и методических пособий дополнительного образования

Ежегодно

ИПКиПРО, Минобразования, рай-гороо, руководители УДО

12. Создание методических объединений по специальностям и профилям в сфере дополнительного образования

200 Г год

ИПКиПРО, методические кабинеты рай-гороо, руководители УДО

13. Внедрение и адаптация новых-педагогических технологий

Ежегодно

ИПКиПРО, метод-кабинеты рай-гороо, руководители УДО.

14. Создание медиатеки по дополнительному образованию

Ежегодно

ИПКиПРО

15. Выпуск информационно-методической продукции:

Минобразования, ИПКиПРО

- информационный сборник "Дополнительное образование";

Ежегодно

- методический сборник "Дополнительное образование";

Ежегодно

- сборник "Авторских программ" дополнительного образования детей;
- сборники методических пособий

1 раз в 2 года

16. Открытие экспериментальных площадок на базе УДО по актуальным проблемам дополнительного образования детей

2001 - 2005 годы

ИПКиПРО, Минобразования, рай-гороо, руководители УДО

17. Совершенствование региональной системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей

2001 год

ИПКиПРО, Минобразования, рай-гороо, руководители УДО

18. Укрепление кадрового научного потенциала УДО детей

Ежегодно

Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО

19. Создание социально-психологических служб в УДО детей

2001 - 2005 годы

Минобразования, рай-гороо, руководители УДО, ИПКиПРО

20. Открытие стажерских площадок и проведение авторских семинаров педагогов дополнительного образования

Ежегодно

ИПКиПРО

21. Проведение конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"

1 раз в 2 года

Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО

22. Проведение конкурса авторских программ и методических пособий

дополнительного образования детей

1 раз в 2 года

Минобразования, ИПКиПРО, рай-гороо, руководители УДО

4. Начальное профессиональное образование

1. Прогнозирование профессионально-квалификационной занятости населения области на 2001 - 2005 годы.

ежегодно

Минобразования, Департамент федеральной службы занятости по Пензенской области, Министерство труда и социального развития

2. Проведение оценки эффективности загрузки учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) области

2001 год

Минобразования

3. Формирование контрольных цифр приема в УНПО с учетом прогноза потребности рынка труда

ежегодно

Минобразования, УНПО

4. Определение групп профессиональных училищ, вклад в развитие и финансирование профилей подготовки которых может принести максимальный экономический эффект для экономики региона

2002 год

Минобразования

5. Разработка регионального перечня профессий и специальностей начального профессионального образования (далее - НПО)

2001 год

Минобразования

6. Внесение дополнений в региональный перечень профессий и специальностей НПО

ежегодно

Минобразования. УНПО

7. Внедрение и реализация Государственных стандартов профессионального образования

ежегодно

Минобразования, УНПО

8. Мониторинг реализации Государственного стандарта НПО

2001 -2005 годы

Минобразования, УНПО

9. Разработка тестов контроля качества подготовки выпускников УНПО в соответствии с требованиями образовательных стандартов

2001 -2001 годы

ИПК и ПРО

10. Расширение дополнительных образовательных услуг и форм внебюджетной профессиональной подготовки УНПО

2001 -2002 годы

Минобразования, УНПО

11. Разработка научно-методического сопровождения образовательного процесса УНПО

2001 -2005 годы

ИПК и ПРО

12. Анализ и обобщение опыта профессиональных лицеев

2001 -2002 годы

Минобразования, ИПКиПРО, УНПО

13. Создание системы учебно-методических объединений (далее - УМО) учреждений НПО. Организационно-методическое обеспечение деятельности УМО

2001 - 2005 годы

Минобразования, ИПКиПРО, УНПО

14. Организация работы по развитию различных форм внеучебной деятельности (конференции, олимпиады, смотры, конкурсы, клубы, студии и т.д.)

2001 - 2005 годы

Минобразования, ИПКиПРО, УНПО

15. Разработка и заключение договоров с ВУЗами на целевую подготовку специалистов для системы УНПО области

2001 - 2001 годы

Минобразования

16. Разработка программ и создание банка данных переподготовки и повышения квалификации инженерно - педагогических работников для работы по государственным образовательным стандартам НПО.

2001 год

ИПКиПРО

17. Разработка Положения об аттестации для вновь назначаемых директоров и заместителей

2001 год

Минобразования

18, Организация стажировки мастеров производственного обучения на промышленных предприятиях и в организациях

2001 - 2005 годы

Минобразования, УНПО

19. Мониторинг кадровой обеспеченности УНПО

2001 - 2005 годы

Минобразования, УНПО

20. Разработка нормативного перечня оснащенности материальной базы УНПО учебным и учебно - производственным оборудованием

2001 год

ИПКиПРО

21. Разработка проекта типового устава образовательного учреждения, имеющего право реализации профессиональных образовательных программ

2001 год

Минобразования

22. Внесение предложений в Законодательное Собрание области по льготному налогообложению предприятий и организаций, инвестирующих средства в развитие УНПО

2001 год

Минобразования

23. Оформление договора с департаментом федеральной службы занятости населения по Пензенской области о взаимном сотрудничестве

Ежегодно

Минобразования

24. Проведение аналитической работы по выявлению новых профессий в сферах обслуживания, экологии, социальной работы на основе исследования рынков труда и услуг

2001 - 2005 годы

Минобразования, Департамент федеральной службы занятости по Пензенской области

25. Разработка программы но обеспечению УНПО учебниками и учебно-методическими пособиями

2001 год

Минобразования

5. Среднее и высшее профессиональное образование

1. Расширение спектра специальностей и специализацией среднего профессионального образования и высшего профессионального образования (далее - СПО и ВПО) с учетом потребностей экономики и социальной сферы региона

2000 - 2005 годы

Советы ректоров ВУЗов и директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - ОУ СПО)

2. Приведение в соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов (далее ГОС) СПО и ВПО учебно-программной документации образовательных учреждении (далее - ОУ)

2000 - 2004 годы

Руководство ОУ СПО и ВПО

3. Создание региональных учебно-программных и учебно-методических фондов ГОС СПО и ВПО

2000 - 2004 годы

ППКиПРО, ОУ СПО и ВПО

4. Формирование регионального банка данных по оценке качества подготовки выпускников

Ежегодно

Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО

5. Развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные, венчурные центры и фирмы)

2001 - 2002 годы

Руководство ВУЗов, ОУСПО

6. Координация процесса интеграции образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования с научными учреждениями и предприятиями в многоуровневые учебные заведения и комплексы, ориентированные па региональный рынок труда.

2001 - 2005 годы

Правительство области, Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУСПО

7. Формирование и реализация механизма прогнозирования потребности в специалистах различных профилей

2001 - 2004 годы

Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО

8. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием.на базе среднего профессионального образования по сокращенным ускоренным программам

2002 - 2005 годы

Руководство ВУЗов, ОУ СПО, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО

9. Подготовка предложений по организации повышения квалификации и профпереподготовки руководителей и преподавателей ОУ СПО

Ежегодно

Совет директоров ОУ СПО Минобразования, ИПКиПРО

10. Создание механизма формирования резерва руководящих кадров ОУ

2001 - 2002 годы

Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО и ВПО

11. Мониторинг кадровой обеспеченности ОУ СПО и ВПО. Мониторинг системы подготовки и переподготовки кадров преподавателей

Ежегодно

Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО, ОУ СПО и ВПО

12. Разработка предложений по моральному и материальному стимулированию студентов.

2002 - 2004 годы

Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО, ОУ СПО и ВПО, Профсоюзы

13. Разработка и реализация системы мер по улучшению условий труда работников и учебы студентов

2001 - 2005 годы

Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУ СПО, ОУ СПО и ВПО, Профсоюзы

14. Организация проведения научных конференций и семинаров по ведущей тематике научных исследований

Ежегодно

Минобразования, Советы ректоров ВУЗов и директоров ОУСПО

6. Социальная защита и общественное воспитание

1. Оптимизация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений общественного воспитания.

Ежегодно

Минобразования, рай-гороо

2. Разработка и реализация программ (концепций) развития специальных (коррекционных) образовательных учреждений, школ-интернатов и детских домов

2001 год

Руководители ОУ

3. Укрепление материально-технической базы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений общественного воспитания.

Ежегодно

Минобразования, руководители ОУ

4. Создание при каждом учреждении общественного воспитания подсобного хозяйства, и разработка плана его развития.

2001 - 2005 годы

Минобразования, руководители ОУ

5. Внедрение в образовательный процесс интернатных учреждений педагогических технологий,направленных на социализацию детей.

2001 - 2005 годы

ИПКиПРО, ОУ

6. Изучение и обобщение опыта работы учреждений образования интернатного типа по проблемам социализации воспитанников. Издание методических пособий.

2001 - 2005 годы

ИПК и ПРО, руководители ОУ

7. Восстановление во всех районных и городских отделах образования службы инспекторов по охране прав детей (Постановление Губернатора Пензенской области от 18.09.2000 N 286 "Об утверждении решения комиссии по правам человека по обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" п. 1).

2002 - 2005 годы

Главы городских и районных администраций

8. Разработка системы сопровождения и патронирования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников образовательных учреждений интернатного типа до достижения ими 23 лет

2001 - 2005 годы

Минобразования, органы опеки и попечительства, руководители ОУ

9. Организация оздоровления и отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в летний период.

2001 - 2005 годы

Минобразования, рай-гороо, руководители ОУ

7. Финансовое обеспечение

1. Обеспечить постепенный переход к нормативному финансированию системы образования

2000 - 2005 годы

Правительство области, Минобразования

1.1. Довести до сведения городов и районов области типовые штатные нормативы по типам, видам и категориям образовательных учреждений:



Минобразования

- Дошкольные образовательные учреждения

2000 год

- Школы - детские сады

2001 год

- Общеобразовательные школы

2000 год

- Специальные (коррекционные) школы, школы - интернаты

2002 год

- Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2002 год

Учреждения дополнительного образования

2001 год

- Учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

2003 год


- Учреждения среднего профессионального образования

2002 год

- Другие учреждения (УПК, учреждения, организации инфраструктуры)

2003 год

1.2. Подготовить к утверждению на региональном уровне методические рекомендации по определению потребности образовательных учреждений в финансовых средствах при расчете нормативов бюджетного финансирования

2000 - 2001 годы

Минобразования

1.3. Производить ежегодный расчет нормативов бюджетного финансирования по типам, видам и категориям образовательных учреждений с их последующим утверждением при формировании бюджетов

Ежегодно

Минобразования

2. Усовершенствовать действующие или разработать новые механизмы и нормативные правовые акты регионального уровня по финансированию системы образования из регионального и муниципального бюджетов, а также по стимулированию поступления дополнительных внебюджетных средств в систему образования

2000 - 2003 годы

Законодательное Собрание, Правительство области, Минобразования

3. Осуществлять централизованную закупку учебников на региональном уровне

2000 - 2005 годы

Минобразования

4. Проводить централизованное обеспечение общеобразовательных школ области учебно-лабораторным оборудованием и учебной мебелью

Ежегодно

Минобразования