Недействующий

О комплексной программе мониторинга и профилактики в Пензенской области заболеваний природно-очаговыми инвазиями и инфекциями на 2001-2005 годы (утратило силу с 13.02.2006 на основании постановления Правительства Пензенской области от 26.01.06 N 29-пП)

Обоснование комплексной программы

    

Ряд природно-очаговых инфекций, таких как туляремия, ГЛПС, лептоспироз. иерсиниозы, клещевой энцефалит, иксодовый клещевой бореллиоз, описторхоз, листериоз являются для Пензенской области краевой патологией и характеризуются ежегодной заболеваемостью людей и значительным экономическим ущербом.

Так, только за 1999 год, бюджет области понес ущерб от природно-очаговых инфекций и инвазий более 5 миллионов рублей.

Кроме материального ущерба, имеет значение и сам факт ежегодного заболевания этими тяжелыми болезнями сотен людей, часто с летальным исходом.

Одним из основных мероприятий, используемых как для профилактики, так и для проведения противоэпидемических работ, является истребление грызунов. Однако, полностью истребить грызунов в природе невозможно. Поэтому наибольшее значение имеет истребление грызунов в тех местах, где резко возрастает их численность и зараженность указанными инфекциями.

В то же время, проведение широких мероприятий по борьбе с грызунами по факту роста заболеваемости людей, является запоздалым и приводит к двойным расходам: на лечение уже заболевших и тех, кто может заболеть в ближайшие полтора месяца (т.е. уже заразившихся и находящихся в инкубационном периоде), а также на проведение широких дератизационных и противоэпидемических мероприятий.

Подобное значение имеют и другие источники природно-очаговых инфекций: клещи, слепни, некоторые виды рыб, птиц, диких животных.

Выходом из сложившейся ситуации является проведение мониторинга (эпидемиологического слежения) за циркуляцией возбудителей природно-очаговых инфекций во внешней среде и принятие по этим данным мер предупреждения заражения и заболевания людей.

Выполняется мониторинг силами центра госсанэпиднадзора в Пензенской области по стационарным точкам. Эта работа проводится за счет бюджета госсанэпидслужбы.

На основании полученных данных составляется прогноз заболеваемости природно-очаговыми инфекциями по области в целом, что имеет огромное значение. Только в 1998-1999 годах году число заболеваний ГЛПС должно было быть на уровне 900-1000 случаев, но благодаря большой предупредительной работе по данным мониторинга в рамках области, заболеваемость удалось сократить вдвое.

Но данный прогноз не позволяет указывать в каких именно районах и селах следует ожидать эпидемии. Для этого необходимо проведение дополнительных исследований на тех территориях, которые наиболее часто лидируют по заболеваемости людей.

Проведение такой работы бюджетом госсанэпидслужбы не предусматривается, но может выполняться в рамках финансируемых целевых программ и в т.ч. комплексной программы профилактики природно-очаговых инвазий и инфекций в Пензенской области на 2001-2005 годы.

Объем средств на проведение мониторинга несопоставимо меньше затрат на лечение больных и составляет от 2 до 5 тыс. руб. в год на район, включая стоимость лабораторных исследований полевого материала (примерно столько же стоит пребывание одного больного ГЛПС в реанимации в течение 2-3 недель).

Основной экономический эффект достигается за счет экономии средств на лечение гораздо меньшего числа больных ГЛПС и другими природно-очаговыми инфекциями, т.е. экономии расходов по Министерству здравоохранения и бюджета области как их источника. В то же время неизбежные затраты средств на проведение сплошной и барьерной дератизации в условиях вспышек и эпидемий, благодаря мониторингу, могут быть использованы значительно рациональнее, что позволяет экономить средства управлению лесного хозяйства и другим министерствам и ведомствам.

Программой 1994-1997 годов были определены 9 районов, в которых, в свою очередь, были составлены местные программы, но выполнялись они практически за счет ведомств, без финансирования со стороны районных бюджетов, в значительно усеченном размере, что и привело к росту заболеваемости.

Большинство больных, проживающих и заразившихся в районах, направлялись на лечение в областные медицинские учреждения. Таким образом, расходы из-за невыполнения финансирования районных программ потребовали дополнительных затрат из областного бюджета.

Одновременно главы органов местного самоуправления практически не контролируют выполнения утвержденных ими же программ даже в части мероприятий не требующих финансирования. В частности, значительно

снизился охват дератизацией школ, ДДУ, предприятий торговли и общественного питания, что создает угрозу вспышечной заболеваемости природно-очаговыми инфекциями в организованных коллективах. Руководители указанных объектов не заключают договоров на проведение дератизации, дезинсекции, не обеспечивают проведение работ по защите помещений от проникновения грызунов.

На сегодня выделяются 8 районов и г. Пенза с максимальными показателями заболеваемости, отмечаемыми из года в год.

Отсутствие на этих территориях специальных мероприятий чревато дальнейшими случаями болезней и смертей, которые могут быть предотвращены. Это является грубейшим нарушением Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".