Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2000 года N 656-пП


О комплексной программе мониторинга и профилактики в Пензенской области заболеваний природно-очаговыми инвазиями и инфекциями на 2001-2005 годы  

________________________________________________________________
Утратило силу с 13 февраля 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 26 января 2006 года N 29-пП
_________________________________________________________________

     


В области складывается неблагоприятная обстановка с профилактикой и заболеваемостью населения природно-очаговыми инвазиями и инфекциями. Отмечается рост заболеваемости населения описторхозом, геморрагической лихорадкой, туляремией, лептоспирозом и другими инфекционными заболеваниями.

На основании вышеизложенного и в целях обеспечения саннтарно-эпидемиологического благополучия населения области но природно-очаговым инвазиям и инфекциям Правительство Пензенской области

постановляет:  

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Мониторинга и профилактике в Пензенской области заболеваний природно-очаговыми инвазиями и инфекциями на 2001-2005 годы.

2. Рекомендовать главам территориальных органов государственного управления исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований разработать соответствующие программы на подведомственных территориях и обеспечить контроль за их исполнением.

3. Рекомендовать юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью обеспечить проведение работ по защите объектов (жилых помещений, складов, магазинов и т.д.) от проникновения грызунов.

4. Министерству здравоохранения (Сопипа Н.В.) обеспечить своевременную диагностику, лечение и профилактику природно-очаговых инфекций.

5. Центру госсанэпиднадзора в Пензенской области (Дмитриев А.П.).

5.1.Обеспечить проведение мониторинга по природно-очаговым инфекциям;

5.2. Обеспечить оперативный контроль за эпидемиологической ситуацией и информировать все заинтересованные ведомства и организации.

6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области Лаптева Ю.А.


Губернатор  Пензенской области
В.К.Бочкарев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Пензенской области
от 27 декабря 2000 года N 656-пП


Комплексная программа
мониторинга и профилактики в Пензенской области заболеваний природно-очаговыми
инвазиями и инфекциями на 2001-2005 годы

Обоснование комплексной программы

    

Ряд природно-очаговых инфекций, таких как туляремия, ГЛПС, лептоспироз. иерсиниозы, клещевой энцефалит, иксодовый клещевой бореллиоз, описторхоз, листериоз являются для Пензенской области краевой патологией и характеризуются ежегодной заболеваемостью людей и значительным экономическим ущербом.

Так, только за 1999 год, бюджет области понес ущерб от природно-очаговых инфекций и инвазий более 5 миллионов рублей.

Кроме материального ущерба, имеет значение и сам факт ежегодного заболевания этими тяжелыми болезнями сотен людей, часто с летальным исходом.

Одним из основных мероприятий, используемых как для профилактики, так и для проведения противоэпидемических работ, является истребление грызунов. Однако, полностью истребить грызунов в природе невозможно. Поэтому наибольшее значение имеет истребление грызунов в тех местах, где резко возрастает их численность и зараженность указанными инфекциями.

В то же время, проведение широких мероприятий по борьбе с грызунами по факту роста заболеваемости людей, является запоздалым и приводит к двойным расходам: на лечение уже заболевших и тех, кто может заболеть в ближайшие полтора месяца (т.е. уже заразившихся и находящихся в инкубационном периоде), а также на проведение широких дератизационных и противоэпидемических мероприятий.

Подобное значение имеют и другие источники природно-очаговых инфекций: клещи, слепни, некоторые виды рыб, птиц, диких животных.

Выходом из сложившейся ситуации является проведение мониторинга (эпидемиологического слежения) за циркуляцией возбудителей природно-очаговых инфекций во внешней среде и принятие по этим данным мер предупреждения заражения и заболевания людей.

Выполняется мониторинг силами центра госсанэпиднадзора в Пензенской области по стационарным точкам. Эта работа проводится за счет бюджета госсанэпидслужбы.

На основании полученных данных составляется прогноз заболеваемости природно-очаговыми инфекциями по области в целом, что имеет огромное значение. Только в 1998-1999 годах году число заболеваний ГЛПС должно было быть на уровне 900-1000 случаев, но благодаря большой предупредительной работе по данным мониторинга в рамках области, заболеваемость удалось сократить вдвое.

Но данный прогноз не позволяет указывать в каких именно районах и селах следует ожидать эпидемии. Для этого необходимо проведение дополнительных исследований на тех территориях, которые наиболее часто лидируют по заболеваемости людей.

Проведение такой работы бюджетом госсанэпидслужбы не предусматривается, но может выполняться в рамках финансируемых целевых программ и в т.ч. комплексной программы профилактики природно-очаговых инвазий и инфекций в Пензенской области на 2001-2005 годы.

Объем средств на проведение мониторинга несопоставимо меньше затрат на лечение больных и составляет от 2 до 5 тыс. руб. в год на район, включая стоимость лабораторных исследований полевого материала (примерно столько же стоит пребывание одного больного ГЛПС в реанимации в течение 2-3 недель).

Основной экономический эффект достигается за счет экономии средств на лечение гораздо меньшего числа больных ГЛПС и другими природно-очаговыми инфекциями, т.е. экономии расходов по Министерству здравоохранения и бюджета области как их источника. В то же время неизбежные затраты средств на проведение сплошной и барьерной дератизации в условиях вспышек и эпидемий, благодаря мониторингу, могут быть использованы значительно рациональнее, что позволяет экономить средства управлению лесного хозяйства и другим министерствам и ведомствам.

Программой 1994-1997 годов были определены 9 районов, в которых, в свою очередь, были составлены местные программы, но выполнялись они практически за счет ведомств, без финансирования со стороны районных бюджетов, в значительно усеченном размере, что и привело к росту заболеваемости.

Большинство больных, проживающих и заразившихся в районах, направлялись на лечение в областные медицинские учреждения. Таким образом, расходы из-за невыполнения финансирования районных программ потребовали дополнительных затрат из областного бюджета.

Одновременно главы органов местного самоуправления практически не контролируют выполнения утвержденных ими же программ даже в части мероприятий не требующих финансирования. В частности, значительно

снизился охват дератизацией школ, ДДУ, предприятий торговли и общественного питания, что создает угрозу вспышечной заболеваемости природно-очаговыми инфекциями в организованных коллективах. Руководители указанных объектов не заключают договоров на проведение дератизации, дезинсекции, не обеспечивают проведение работ по защите помещений от проникновения грызунов.

На сегодня выделяются 8 районов и г. Пенза с максимальными показателями заболеваемости, отмечаемыми из года в год.

Отсутствие на этих территориях специальных мероприятий чревато дальнейшими случаями болезней и смертей, которые могут быть предотвращены. Это является грубейшим нарушением Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".


Цель и задачи программы


Целью программы является:

- профилактика вспышек природно-очаговых заболеваний среди людей;

- снижение уровня заболеваемости;

- обеспечение безопасности работ на потенциально опасных, в отношении заражения, объектах;

- создание гарантированных благоприятных условий в детских оздоровительных лагерях, турбазах и других зонах отдыха;

- локализация и оздоровление природных очагов указанных заболеваний.


Технико-экономическое обоснование мероприятий, включенных в комплексную программу
мониторинга и профилактики в Пензенской области заболеваний природно-очаговыми инвазиями и инфекциями на 2001-2005 годы

N
п/п

Наименовапие мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

Объем финан-
сирования в год (руб).

Источник финансирования

1

2

3

4

5

6

I. Организационные мероприятия

1.

Заслушать руководителей ведомств г. Пензы, Бессоновского, Городищенского, Лунинского, Н-Ломовского, Пензенского, Пачелмского, Сосновоборского, Шемышейского районов о ходе выполнения программы

Не менее одного раза в год

Санитарно-
противоэпидемическая комиссия при Правительстве Пензенской области



2.

Координировать в оперативном порядке выполнение настоящей программы, в т.ч. противоэпидемических мероприятий предприятиями и организациями независимо от форм собственности.

Постоянно

Администрации всех уровней



3.

Информировать Правительство области, администрации, ведомства, предприятия и организации независимо от форм собственности о результатах мониторинга и эпидемиологической ситуации

Не менее одного раза в год

Госсанэпидслужба Пензенской области



4.

Проводить подготовку кадров медицинских работников по клинике, диагностике и профилактике природно-очаговых инфекций и инвазий.

Ежегодно

Главные врачи ЛПУ



5.

Проводить инструктажи работников предприятий и организаций, деятельность которых связана с выходом или нахождением в природных очагах.

Ежегодно

Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области

2000

Средства хозяйствующих субъектов


II. Эпидемиологическое слежение (мониторинг) за циркуляцией возбудителей во внешней среде





1.

Проводить зоолого-паразитологическое обследование с целью определения активности природных очагов вышеуказанных заболеваний:

по эпидпоказаниям

Госсанэпидслужба Пензенской области




в 4-х стационарных точках пригорода Пензы



30400

Федеральный бюджет


в зоне 14 оздоровительных учреждений



26 600

Средства предприятий и организаций


в местах туристических слетов и сборов на территории г. Пензы



5700

Средства предприятий и организаций.


на территории Пензенского района (все инфекции)



8400

Средства органов местного самоуправления муниципальных образований.

на территории Бессоновского района (все инфекции)

8400

-"-


на территории Сосновоборского района (кроме онисторхоза)



7600

-"-


на территории Пачелмского района (кроме описторхоза)



7600

-"-


на территории Н-Ломовского района (кроме описторхоза)



7 600

-"-


на территории Лунинского района (только по описторхозу)



1 600

-"-


на территории Шемышейского района (только по описторхозу)



1 600

-"-

2.

Составлять обзоры и прогноз эпизоотической ситуации и прогноз заболеваемости по области и вышеуказанным районам и доводить его
до заинтересованных Министерств и ведомств

2 раза в год




Госсанэпидслужба Пензенской области



2794




Федеральный бюджет




3.

Готовить предложения и принимать оперативные решения но организации предупредительных мероприятий

По эпидемио-
логическим
показаниям

Госсанэпидслужба Пензенской области



III. Профилактические мероприятия

1.



Обеспечить плановую дератизацию на категорированных объектах (школы, ДДУ, торговля, общественное питание, пищевая промышленность) и объектах повышенного риска заражения (лесхозы, леспромхозы, оздоровительные учреждения).

По договорам в течение года
ежегодно

ГДС г. Пензы,
центры госсанэпиднадзора в городах и районах

По договорам


Средства предприятий
и организаций


2.

Проводить перед открытием летних оздоровительных лагерей:




расчистку территории в радиусе 500 метров

весна, лето

Лагередержатель

по сметам

Средства предприятий


мероприятия по обеспечению грызунонепроницаемости помещений

в течение
сезона

Лагередержатель

по сметам

и организаций-
лагередержателей.

дезинфекцию помещений

ГДС, центры ГСЭН

по договорам


истребление грызунов на территории и в
радиусе 500 метров вокруг

ГДС, центры ГСЭН

по договорам


проведение противоклещевых работ на
территории и в барьерной зоне

после таяния снега

Лагередержатель

по договорам

3.



Обеспечить борьбу с грызунами в частном
домовладении и дачных строениях путем активной продажи населению отравленной приманки.

Ежегодно



ГДС, центры ГСЭН



По утвержденным расценкам,
сметам или договорам

Личные средства граждан


4.

Обеспечить на ведомственных объектах полный объем и качество дератизационных мероприятий (железная дорога, ИТУ, гарнизон. ПВАИУ)

В течение года

Ведомственные службы или по договорам ЦГСЭН

По сметам или договорам

Средства
ведомств

5.

Обеспечить борьбу с грызунами в полях, лесополосах. животноводческих помещениях, хранилищах, предприятиях но переработке сельхозпродукции

Постоянно в течение года

Станция защиты растений, Министерство сельского хозяйства, сельхозпредприятия независимо от форм собственности, фермерские хозяйства

По сметам

Средства предприятий и организаций, средства областного бюджета, предусмотренные на проведение противоэпизоотических мероприятий

6.

Изучить возможность использования плановой вакцинации населения эндемичных территорий против ГЛПС (вакцина Южнокорейского производства Россией пока не закупается, отечественного производства - находится в стадии разработки).

После внедрения вакцины ежегодно

Министерство здравоохранения Пензенской области, ЦГСЭН в Пензенской области

По отпускной цене произ-
     водителя вакцины

Источники финансирования будут определяться дополнительно

7.

Обеспечить плановую вакцинопрофилактику туляремии:
 - населению эндемичных сел (20 тыс. человек в год)
- группам профессионального риска (10 000 чел. в год).

Ежегодно

Министерство здравоохранения Пензенской области



60000

30000

Средства органов местного самоуправления муниципальных образований. Средства предприятий и организаций.

8.

Обеспечить плановую вакцинопрофилактику клещевого энцефалита группам риска (200 человек в год)

Ежегодно

Министерство здравоохранения Пензенской области

30000

Средства предприятий, организаций и физических лиц

9.

Определение напряженности иммунитета па-селения к природно-очаговым инфекциям и инвазиям путем проведения выборочных серологических исследований

Ежегодно

Министерство здравоохранения Пензенской области, Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области

10000

Средства органов местного самоуправления муниципальных образований

IV. Общесапитарные мероприятия

1.





Обеспечить регулярный сбор и удаление пищевых отходов с предприятий общественного питания, торговли, ДЦУ, ЛПУ и т.п.





Постоянно





Предприятия Министерства жилищно-коммунального хозяйства





По договорам





Средства предприятий и организаций, бюджета органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств, предусмотренных на проведение вышеуказанных мероприятий

2.






Ликвидировать неорганизованные свалки в черте населенных пунктов






Постоянно






Предприятия Министерства жилищно-коммунального
хозяйства




По договорам и сметам






Средства предприятий и организаций, бюджеты органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств, предусмотренных на  проведение вышеуказанных мероприятий.

3.






Проводить очистку подвалов, обеспечить их грызунонепроницаемость в жилых домах и учреждениях, прилегающих к лесным массивам.




Постоянно






Предприятия Министерства жилищно-коммунального
хозяйства




По фактическим затратам






Средства предприятий и организаций, бюджеты органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств, предусмотренных на проведение вышеуказанных
мероприятий.

4.

Оценивать в ходе плановых проверок, рейдов, и выдаче заключений на лицензирование объем и качество выполнения мероприятий по очистке, дератизации и защите от грызунов на объектах повышенной опасности.

Постоянно

Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области


Федеральный бюджет

5.

Проводить предупредительный и текущий санитарно-эпидемиологический и зоолого-энтомологический надзор при проектировании и выполнении работ, связанных с преобразованием природных ландшафтов (строительство дорог, трасс, нефтегазопроводов и т.п.).

Постоянно

Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области


Федеральный бюджет

V. Лесотехнические мероприятия

1.

Обеспечить расчистку лесных массивов, прилегающих к городам, райцентрам, оздоровительным учреждениям от сухостоя и валежника.

Ежегодно
весна

Лесхозы

По сметам

Средства управления лесного хозяйства

2.

Обеспечить расчистку от мусора и бытовых отходов лесных массивов, прилегающих к городам, райцентрам, оздоровительным учреждениям, включая территории этих объектов.

Ежегодно
весна

Предприятия Министерства жилищно-коммунального хозяйства, администрация оздоровительных учреждений

По сметам

Средства хозяйствующих субъектов

3.

Проводить расчистку лесных массивов в местах дислокации воинских частей, полигонов, военных училищ, расположенных в эндемичных районах

Ежегодно

Гарнизон

По сметам

Средства МОРФ

4.

Обеспечить надлежащее санитарно-техническое состояние и грызунонепроницаемость помещений в поселках лесхозов и леспромхозов

Ежегодно

Лесхозы

По сметам

Средства хозяйствующих субъектов

VI. Санитарная пропаганда

1.

Информировать население области об эпидемиологической ситуации по природно-очаговым инфекциям в средствах массовой информации

Ежегодно


ЦГСЭН в Пензенской
области.




Федеральный бюджет


2.

Подготовить и издать памятки для дачников
и жителей наиболее эндемичных сел

2000



Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области, учреждения Министерства
здравоохранения области

5000


Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований

3.


Проводить тематическую санитарную пропа
ганду среди членов садово-огородных кооперативов, в оздоровительных учреждениях, предприятиях лесного хозяйства, животноводческих объектах.

Ежегодно


Территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской
области




Федеральный бюджет



4.



Установить информационные щиты на въез-
дах и эндемичные территории или участки


2000 год



Территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской
области

5000



Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований


VII. Противоэпидемические мероприятия





1.






Обеспечить проведение внеплановой дератизации на всех предприятиях и организациях и прилегающей к ним территории независимо от форм собственности при возникновении
опасности заражения природпо-очаговыми
инфекциями (по информации территориальных центров госсанэпиднадзора).

По эпидемио-
логическим показаниям



Пензенская дезинфекционная станция, территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской области

По фактическим
затратам на основании установ-
ленных расценок

Средства хозяйствующих субъектов





2.

Проводить:
обработку очагов
барьерную дератизацию 300 метровой зоны вокруг эндемичных населенных пунктов
дератизацию парковых зон и зон отдыха в
черте эндемичных населенных пунктов
дератизацию территорий, прилегающих к
свалкам в вышеуказанных районах и г. Пензе

По эпидемио-
логическим показаниям

Пензенская дезинфекционная станция, территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской области

По фактическим затратам на основании установ-
ленных расценок

Средства хозяйствующих субъектов




3.

Обеспечить проведение экстренной профилактики лицам, имеющим возможность заразиться в очагах туляремии, клещевого энцефалита, иксодового клещевого бореллиоза, лептоспироза.

По эпидемио-
логическим показаниям

Территориальные учреждения Министерства здравоохранения Пензенской области

По фактическим затратам на основании установ-
ленных расценок

Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований

4.

Проведение лабораторного обследования
лиц, имевших возможность заразиться в тех же условиях или болеющих в зоне очага с неустановленными диагнозами.

По эпидемио-
логическим показаниям

Территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской области

По фактическим
затратам

Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»