________________________________________________________________
Утратило силу с 13 февраля 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 26 января 2006 года N 29-пП
_________________________________________________________________
В области складывается неблагоприятная обстановка с профилактикой и заболеваемостью населения природно-очаговыми инвазиями и инфекциями. Отмечается рост заболеваемости населения описторхозом, геморрагической лихорадкой, туляремией, лептоспирозом и другими инфекционными заболеваниями.
На основании вышеизложенного и в целях обеспечения саннтарно-эпидемиологического благополучия населения области но природно-очаговым инвазиям и инфекциям Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Мониторинга и профилактике в Пензенской области заболеваний природно-очаговыми инвазиями и инфекциями на 2001-2005 годы.
2. Рекомендовать главам территориальных органов государственного управления исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований разработать соответствующие программы на подведомственных территориях и обеспечить контроль за их исполнением.
3. Рекомендовать юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью обеспечить проведение работ по защите объектов (жилых помещений, складов, магазинов и т.д.) от проникновения грызунов.
4. Министерству здравоохранения (Сопипа Н.В.) обеспечить своевременную диагностику, лечение и профилактику природно-очаговых инфекций.
5. Центру госсанэпиднадзора в Пензенской области (Дмитриев А.П.).
5.1.Обеспечить проведение мониторинга по природно-очаговым инфекциям;
5.2. Обеспечить оперативный контроль за эпидемиологической ситуацией и информировать все заинтересованные ведомства и организации.
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области Лаптева Ю.А.
Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев
Комплексная программа
мониторинга и профилактики в Пензенской области заболеваний природно-очаговыми
инвазиями и инфекциями на 2001-2005 годы
Ряд природно-очаговых инфекций, таких как туляремия, ГЛПС, лептоспироз. иерсиниозы, клещевой энцефалит, иксодовый клещевой бореллиоз, описторхоз, листериоз являются для Пензенской области краевой патологией и характеризуются ежегодной заболеваемостью людей и значительным экономическим ущербом.
Так, только за 1999 год, бюджет области понес ущерб от природно-очаговых инфекций и инвазий более 5 миллионов рублей.
Кроме материального ущерба, имеет значение и сам факт ежегодного заболевания этими тяжелыми болезнями сотен людей, часто с летальным исходом.
Одним из основных мероприятий, используемых как для профилактики, так и для проведения противоэпидемических работ, является истребление грызунов. Однако, полностью истребить грызунов в природе невозможно. Поэтому наибольшее значение имеет истребление грызунов в тех местах, где резко возрастает их численность и зараженность указанными инфекциями.
В то же время, проведение широких мероприятий по борьбе с грызунами по факту роста заболеваемости людей, является запоздалым и приводит к двойным расходам: на лечение уже заболевших и тех, кто может заболеть в ближайшие полтора месяца (т.е. уже заразившихся и находящихся в инкубационном периоде), а также на проведение широких дератизационных и противоэпидемических мероприятий.
Подобное значение имеют и другие источники природно-очаговых инфекций: клещи, слепни, некоторые виды рыб, птиц, диких животных.
Выходом из сложившейся ситуации является проведение мониторинга (эпидемиологического слежения) за циркуляцией возбудителей природно-очаговых инфекций во внешней среде и принятие по этим данным мер предупреждения заражения и заболевания людей.
Выполняется мониторинг силами центра госсанэпиднадзора в Пензенской области по стационарным точкам. Эта работа проводится за счет бюджета госсанэпидслужбы.
На основании полученных данных составляется прогноз заболеваемости природно-очаговыми инфекциями по области в целом, что имеет огромное значение. Только в 1998-1999 годах году число заболеваний ГЛПС должно было быть на уровне 900-1000 случаев, но благодаря большой предупредительной работе по данным мониторинга в рамках области, заболеваемость удалось сократить вдвое.
Но данный прогноз не позволяет указывать в каких именно районах и селах следует ожидать эпидемии. Для этого необходимо проведение дополнительных исследований на тех территориях, которые наиболее часто лидируют по заболеваемости людей.
Проведение такой работы бюджетом госсанэпидслужбы не предусматривается, но может выполняться в рамках финансируемых целевых программ и в т.ч. комплексной программы профилактики природно-очаговых инвазий и инфекций в Пензенской области на 2001-2005 годы.
Объем средств на проведение мониторинга несопоставимо меньше затрат на лечение больных и составляет от 2 до 5 тыс. руб. в год на район, включая стоимость лабораторных исследований полевого материала (примерно столько же стоит пребывание одного больного ГЛПС в реанимации в течение 2-3 недель).
Основной экономический эффект достигается за счет экономии средств на лечение гораздо меньшего числа больных ГЛПС и другими природно-очаговыми инфекциями, т.е. экономии расходов по Министерству здравоохранения и бюджета области как их источника. В то же время неизбежные затраты средств на проведение сплошной и барьерной дератизации в условиях вспышек и эпидемий, благодаря мониторингу, могут быть использованы значительно рациональнее, что позволяет экономить средства управлению лесного хозяйства и другим министерствам и ведомствам.
Программой 1994-1997 годов были определены 9 районов, в которых, в свою очередь, были составлены местные программы, но выполнялись они практически за счет ведомств, без финансирования со стороны районных бюджетов, в значительно усеченном размере, что и привело к росту заболеваемости.
Большинство больных, проживающих и заразившихся в районах, направлялись на лечение в областные медицинские учреждения. Таким образом, расходы из-за невыполнения финансирования районных программ потребовали дополнительных затрат из областного бюджета.
Одновременно главы органов местного самоуправления практически не контролируют выполнения утвержденных ими же программ даже в части мероприятий не требующих финансирования. В частности, значительно
снизился охват дератизацией школ, ДДУ, предприятий торговли и общественного питания, что создает угрозу вспышечной заболеваемости природно-очаговыми инфекциями в организованных коллективах. Руководители указанных объектов не заключают договоров на проведение дератизации, дезинсекции, не обеспечивают проведение работ по защите помещений от проникновения грызунов.
На сегодня выделяются 8 районов и г. Пенза с максимальными показателями заболеваемости, отмечаемыми из года в год.
Отсутствие на этих территориях специальных мероприятий чревато дальнейшими случаями болезней и смертей, которые могут быть предотвращены. Это является грубейшим нарушением Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Целью программы является:
- профилактика вспышек природно-очаговых заболеваний среди людей;
- снижение уровня заболеваемости;
- обеспечение безопасности работ на потенциально опасных, в отношении заражения, объектах;
- создание гарантированных благоприятных условий в детских оздоровительных лагерях, турбазах и других зонах отдыха;
- локализация и оздоровление природных очагов указанных заболеваний.
N | Наименовапие мероприятий | Срок исполнения | Исполнители | Объем финан- | Источник финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационные мероприятия | |||||
1. | Заслушать руководителей ведомств г. Пензы, Бессоновского, Городищенского, Лунинского, Н-Ломовского, Пензенского, Пачелмского, Сосновоборского, Шемышейского районов о ходе выполнения программы | Не менее одного раза в год | Санитарно- | ||
2. | Координировать в оперативном порядке выполнение настоящей программы, в т.ч. противоэпидемических мероприятий предприятиями и организациями независимо от форм собственности. | Постоянно | Администрации всех уровней | ||
3. | Информировать Правительство области, администрации, ведомства, предприятия и организации независимо от форм собственности о результатах мониторинга и эпидемиологической ситуации | Не менее одного раза в год | Госсанэпидслужба Пензенской области | ||
4. | Проводить подготовку кадров медицинских работников по клинике, диагностике и профилактике природно-очаговых инфекций и инвазий. | Ежегодно | Главные врачи ЛПУ | ||
5. | Проводить инструктажи работников предприятий и организаций, деятельность которых связана с выходом или нахождением в природных очагах. | Ежегодно | Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области | 2000 | Средства хозяйствующих субъектов |
II. Эпидемиологическое слежение (мониторинг) за циркуляцией возбудителей во внешней среде | |||||
1. | Проводить зоолого-паразитологическое обследование с целью определения активности природных очагов вышеуказанных заболеваний: | по эпидпоказаниям | Госсанэпидслужба Пензенской области | ||
в 4-х стационарных точках пригорода Пензы | 30400 | Федеральный бюджет | |||
в зоне 14 оздоровительных учреждений | 26 600 | Средства предприятий и организаций | |||
в местах туристических слетов и сборов на территории г. Пензы | 5700 | Средства предприятий и организаций. | |||
на территории Пензенского района (все инфекции) | 8400 | Средства органов местного самоуправления муниципальных образований. | |||
на территории Бессоновского района (все инфекции) | 8400 | -"- | |||
на территории Сосновоборского района (кроме онисторхоза) | 7600 | -"- | |||
на территории Пачелмского района (кроме описторхоза) | 7600 | -"- | |||
на территории Н-Ломовского района (кроме описторхоза) | 7 600 | -"- | |||
на территории Лунинского района (только по описторхозу) | 1 600 | -"- | |||
на территории Шемышейского района (только по описторхозу) | 1 600 | -"- | |||
2. | Составлять обзоры и прогноз эпизоотической ситуации и прогноз заболеваемости по области и вышеуказанным районам и доводить его | 2 раза в год | Госсанэпидслужба Пензенской области | 2794 | Федеральный бюджет |
3. | Готовить предложения и принимать оперативные решения но организации предупредительных мероприятий | По эпидемио- | Госсанэпидслужба Пензенской области | ||
III. Профилактические мероприятия | |||||
1. | Обеспечить плановую дератизацию на категорированных объектах (школы, ДДУ, торговля, общественное питание, пищевая промышленность) и объектах повышенного риска заражения (лесхозы, леспромхозы, оздоровительные учреждения). | По договорам в течение года | ГДС г. Пензы, | По договорам | Средства предприятий |
2. | Проводить перед открытием летних оздоровительных лагерей: | ||||
расчистку территории в радиусе 500 метров | весна, лето | Лагередержатель | по сметам | Средства предприятий | |
мероприятия по обеспечению грызунонепроницаемости помещений | в течение | Лагередержатель | по сметам | и организаций- | |
дезинфекцию помещений | ГДС, центры ГСЭН | по договорам | |||
истребление грызунов на территории и в | ГДС, центры ГСЭН | по договорам | |||
проведение противоклещевых работ на | после таяния снега | Лагередержатель | по договорам | ||
3. | Обеспечить борьбу с грызунами в частном | Ежегодно | ГДС, центры ГСЭН | По утвержденным расценкам, | Личные средства граждан |
4. | Обеспечить на ведомственных объектах полный объем и качество дератизационных мероприятий (железная дорога, ИТУ, гарнизон. ПВАИУ) | В течение года | Ведомственные службы или по договорам ЦГСЭН | По сметам или договорам | Средства |
5. | Обеспечить борьбу с грызунами в полях, лесополосах. животноводческих помещениях, хранилищах, предприятиях но переработке сельхозпродукции | Постоянно в течение года | Станция защиты растений, Министерство сельского хозяйства, сельхозпредприятия независимо от форм собственности, фермерские хозяйства | По сметам | Средства предприятий и организаций, средства областного бюджета, предусмотренные на проведение противоэпизоотических мероприятий |
6. | Изучить возможность использования плановой вакцинации населения эндемичных территорий против ГЛПС (вакцина Южнокорейского производства Россией пока не закупается, отечественного производства - находится в стадии разработки). | После внедрения вакцины ежегодно | Министерство здравоохранения Пензенской области, ЦГСЭН в Пензенской области | По отпускной цене произ- | Источники финансирования будут определяться дополнительно |
7. | Обеспечить плановую вакцинопрофилактику туляремии: | Ежегодно | Министерство здравоохранения Пензенской области |
| Средства органов местного самоуправления муниципальных образований. Средства предприятий и организаций. |
8. | Обеспечить плановую вакцинопрофилактику клещевого энцефалита группам риска (200 человек в год) | Ежегодно | Министерство здравоохранения Пензенской области | 30000 | Средства предприятий, организаций и физических лиц |
9. | Определение напряженности иммунитета па-селения к природно-очаговым инфекциям и инвазиям путем проведения выборочных серологических исследований | Ежегодно | Министерство здравоохранения Пензенской области, Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области | 10000 | Средства органов местного самоуправления муниципальных образований |
IV. Общесапитарные мероприятия | |||||
1. | Обеспечить регулярный сбор и удаление пищевых отходов с предприятий общественного питания, торговли, ДЦУ, ЛПУ и т.п. | Постоянно | Предприятия Министерства жилищно-коммунального хозяйства | По договорам | Средства предприятий и организаций, бюджета органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств, предусмотренных на проведение вышеуказанных мероприятий |
2. | Ликвидировать неорганизованные свалки в черте населенных пунктов | Постоянно | Предприятия Министерства жилищно-коммунального | По договорам и сметам | Средства предприятий и организаций, бюджеты органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств, предусмотренных на проведение вышеуказанных мероприятий. |
3. | Проводить очистку подвалов, обеспечить их грызунонепроницаемость в жилых домах и учреждениях, прилегающих к лесным массивам. | Постоянно | Предприятия Министерства жилищно-коммунального | По фактическим затратам | Средства предприятий и организаций, бюджеты органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств, предусмотренных на проведение вышеуказанных |
4. | Оценивать в ходе плановых проверок, рейдов, и выдаче заключений на лицензирование объем и качество выполнения мероприятий по очистке, дератизации и защите от грызунов на объектах повышенной опасности. | Постоянно | Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области | Федеральный бюджет | |
5. | Проводить предупредительный и текущий санитарно-эпидемиологический и зоолого-энтомологический надзор при проектировании и выполнении работ, связанных с преобразованием природных ландшафтов (строительство дорог, трасс, нефтегазопроводов и т.п.). | Постоянно | Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области | Федеральный бюджет | |
V. Лесотехнические мероприятия | |||||
1. | Обеспечить расчистку лесных массивов, прилегающих к городам, райцентрам, оздоровительным учреждениям от сухостоя и валежника. | Ежегодно | Лесхозы | По сметам | Средства управления лесного хозяйства |
2. | Обеспечить расчистку от мусора и бытовых отходов лесных массивов, прилегающих к городам, райцентрам, оздоровительным учреждениям, включая территории этих объектов. | Ежегодно | Предприятия Министерства жилищно-коммунального хозяйства, администрация оздоровительных учреждений | По сметам | Средства хозяйствующих субъектов |
3. | Проводить расчистку лесных массивов в местах дислокации воинских частей, полигонов, военных училищ, расположенных в эндемичных районах | Ежегодно | Гарнизон | По сметам | Средства МОРФ |
4. | Обеспечить надлежащее санитарно-техническое состояние и грызунонепроницаемость помещений в поселках лесхозов и леспромхозов | Ежегодно | Лесхозы | По сметам | Средства хозяйствующих субъектов |
VI. Санитарная пропаганда | |||||
1. | Информировать население области об эпидемиологической ситуации по природно-очаговым инфекциям в средствах массовой информации | Ежегодно | ЦГСЭН в Пензенской | Федеральный бюджет | |
2. | Подготовить и издать памятки для дачников | 2000 | Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области, учреждения Министерства | 5000 | Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований |
3. | Проводить тематическую санитарную пропа | Ежегодно | Территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской | Федеральный бюджет | |
4. | Установить информационные щиты на въез- | 2000 год | Территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской | 5000 | Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований |
VII. Противоэпидемические мероприятия | |||||
1. | Обеспечить проведение внеплановой дератизации на всех предприятиях и организациях и прилегающей к ним территории независимо от форм собственности при возникновении | По эпидемио- | Пензенская дезинфекционная станция, территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской области | По фактическим | Средства хозяйствующих субъектов |
2. | Проводить: | По эпидемио- | Пензенская дезинфекционная станция, территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской области | По фактическим затратам на основании установ- | Средства хозяйствующих субъектов |
3. | Обеспечить проведение экстренной профилактики лицам, имеющим возможность заразиться в очагах туляремии, клещевого энцефалита, иксодового клещевого бореллиоза, лептоспироза. | По эпидемио- | Территориальные учреждения Министерства здравоохранения Пензенской области | По фактическим затратам на основании установ- | Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований |
4. | Проведение лабораторного обследования | По эпидемио- | Территориальные учреждения госсанэпидслужбы Пензенской области | По фактическим | Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований |