Недействующий

 

ГУБЕРНАТОР - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1998 г. N 210


О ПРОГРАММЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


    Внесено: Голяевым Е.В. - Заместителем Председателя
                             Правительства Пензенской области.

В связи с проводимыми мерами по осуществлению совместных действий Правительства Российской Федерации и Правительства Пензенской области по оздоровлению государственных финансов и условий оказания финансовой помощи за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 года N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить представленную Программу оздоровления государственных и муниципальных финансов Пензенской области.

2. Заместителям Председателя Правительства, руководителям областных Департаментов, Управлений, Комитетов, Главам территориальных органов государственного управления Пензенской области принять к неукоснительному исполнению настоящую Программу.

3. Главам территориальных органов государственного управления Пензенской области и органов местного самоуправления в срок до 1 августа текущего года разработать и утвердить соответствующие Программы оздоровления местных финансов.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - Министра Голяева Е.В.

Вице-Губернатор, первый заместитель
Председателя Правительства
К.Э.БУРАВЛЕВ






ПРОГРАММА
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Работа по подготовке Программы одобрена Постановлением Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 09.06.98 г. N 26 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов".

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Состояние дел в сфере бюджетных отношений характеризуется общим состоянием экономики области. Финансовое положение на предприятиях и организациях области остается сложным. Общая кредиторская задолженность предприятий и организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства на 1 января 1998 года составляла 6633 млн. руб.

Просроченная задолженность по ним составила 4646,9 млн. руб. - 70 процентов от общей кредиторской задолженности. На предприятия государственной формы собственности приходится 20% просроченной кредиторской задолженности, негосударственной, соответственно, - 80 процентов.

Кризис в производственном секторе и последовавшая за ним глубокая депрессия привели к тяжелейшему бюджетному кризису. Бюджетные долги в немалой степени повлияли на общее состояние расчетно-платежной дисциплины во всех секторах экономики. При этом долги хозяйствующих субъектов в бюджетную систему области (недоимка) в настоящее время составляют около 500 млн. руб. На 1 января 1998 года кредиторская задолженность бюджетных учреждений области составила 889,7 млн. руб., на 1 июля т.г. она возросла до 1302,4 млн. руб.

Кроме того, прямые обязательства Правительства области перед Министерством финансов РФ, коммерческими банками, другими кредиторами превышают 1 млрд. руб.

Возможности области в прошлом были явно переоценены. Многие принимаемые решения не обосновывались имеющимися финансовыми ресурсами, а, следовательно, являлись популистскими. В результате данные обещания и обязательства остались неисполненными.

В то же время недостаточное внимание уделялось изысканию внутренних резервов экономии бюджетных расходов. Разветвленная и крайне неэффективная система социальных льгот, дотации в отдельные отрасли производственной сферы, порождающие иждивенчество, распыление государственных инвестиций, нерациональное использование сети бюджетных учреждений, особенно в социальной сфере, громоздкий управленческий аппарат, пассивность в использовании имеющихся в собственности области активов не позволяют в полной мере задействовать экономический, производственный и интеллектуальный потенциал области.

Наступила объективная необходимость наведения строгого порядка в процессе составления и исполнения бюджета области.

В этих целях составлена "Программа оздоровления государственных и муниципальных финансов Пензенской области" (далее - Программа).

II. ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И СРОК ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ.

Задачами Программы являются:

- сбалансированность областного и территориальных бюджетов, ликвидация "скрытого" дефицита бюджета;

- создание базы для формирования и исполнения реального бюджета области в 1999-2001 гг.

Реализация Программы позволит:

- погасить накопившуюся задолженность бюджета перед населением, предприятиями и организациями;

- осуществить инвентаризацию бюджетных назначений на 1998 год;

- разработать мероприятия по реструктуризации бюджетных обязательств.

Срок действия Программы - 1998-2001 гг.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Программа направлена на пополнение доходной части бюджета и экономию средств бюджетной системы Пензенской области.

Методы реализации Программы основаны на:

- проведении инвентаризации и сокращении количества юридических лиц и численности работников, занятых в бюджетной сфере, содержание которых финансируется за счет средств бюджета области;

- анализе условий оплаты труда организаций, финансируемых из бюджета области;

- ликвидации и консолидации в соответствующих бюджетах внебюджетных фондов и средств;

- поэтапном отказе от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств бюджета области;

- оптимизации расходов по обслуживанию обязательств Правительства области;

- обеспечении контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии;

- усилении контроля за заключением договоров, определяющих обязательства бюджетных организаций;

- урегулировании объемов кредиторской задолженности;

- инвентаризации и проверке законности и эффективности использования зданий, находящихся в собственности области, и приостановлении в 1998-1999 годах строительства и приобретения за счет средств бюджета административных зданий и сооружений, объектов социально-бытового и медицинского назначения;

- ревизии нормативно-правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования.

В качестве исходных материалов для подготовки Программы использованы представленные органами исполнительной власти области отчетные данные, материалы Государственного комитета Пензенской области по статистике, бухгалтерские отчеты главных распорядителей средств областного бюджета, другие аналитические материалы.

IV. ПОКАЗАТЕЛИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ.

4.1. Проведение реструктуризации задолженности юридических
лиц перед бюджетом области по налогам, сборам, а также
пеням и штрафам, начисленным за нарушение налогового
законодательства.

Финансовое положение на предприятиях и организациях области остается сложным.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года финансовые результаты ухудшились по большинству отраслей экономики. Так, в строительстве за 5 месяцев в 1998 году получено 16,8 млн. руб. прибыли против 38,7 млн. руб. за тот же период прошлого года, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 5,9 млн. руб. против 12,2 млн. руб., по транспорту убытки составили 22 млн. руб. против 21 млн. руб. в 1997 году.

За пять месяцев т.г. отрицательный результат имели 54 процента предприятий, из которых 28 процентов приходится на промышленность.

Общая кредиторская задолженность на 1 июня 1998 года составила 10358,1 млн. руб., из нее 68 процентов (7043,6 млн. руб.) - просроченная.

Наибольший удельный вес (82 процента) приходится на предприятия четырех ведущих отраслей экономики области - промышленность, транспорт, строительство и сельское хозяйство.

В то же время в январе-мае т.г. по указанным отраслям наблюдается некоторое замедление роста просроченной задолженности.

Основными составляющими просроченной кредиторской задолженности являются задолженность поставщикам за товары и услуги (53 процента), а также задолженность в бюджет и внебюджетные фонды (38 процентов). Задолженность предприятий и организаций в бюджет области на 1 июня 1998 года составила 491 млн. руб. По сравнению с началом года допущен рост на 125 млн.руб., или на 34 процента.

Проведение в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед бюджетом области в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением главы администрации области от 01.06.98 г. N 658, позволит урегулировать проблему задолженности предприятий и организаций по обязательным платежам в бюджет области по состоянию на 1 января 1998 года и создать условия для их финансового оздоровления.

Предположительно реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Пензенской области проведут в 1998 году более 30 процентов организаций.

Увеличение денежных поступлений в бюджет области оценивается в 100 млн. руб.

4.2. Прекращение зачетов по обязательствам организаций по
уплате налогов в бюджетную систему Пензенской области.

В 1997 году в бюджет области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 1564 млн. руб. (деномин.), в том числе в виде зачетов и векселей - 803,7 млн. руб., или 51,4 процента.

Из общей суммы средств, поступивших в бюджет области в безденежной форме поступления по федеральным регулирующим налогам составили 516,8 млн. руб., или 64,3 процента.

В первом полугодии т.г. в бюджет области по предварительным данным поступило 551,2 млн. руб. налоговых и неналоговых доходов, из которых поступило в виде зачетов 260 млн. руб., или 47,2 процента.

Из общей суммы доходов, поступившей в бюджет области в безденежной форме поступления по федеральным регулирующим налогам составили 175 млн. руб., или 67,3 процента.

Наибольший удельный вес поступлений в бюджет области в безденежной форме приходится на федеральные регулирующие налоги.

Причем в зачетных схемах не всегда участвуют предприятия, не имеющие другой возможности погасить задолженность в бюджет.

В то же время остается значительной задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на оплату труда, а также стабильного и целевого расходования средств бюджета области, выполнения Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 года N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов", предлагается прекратить в 1998 году поэтапно любые формы зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов в бюджет области в части регулирующих федеральных налогов, зачисляемых в бюджетную систему области.

При этом, по прогнозу, поступления в денежной форме в бюджет области увеличатся во II полугодии 1998 года на 86 млн. руб.

4.3. Отмена налоговых льгот, не предусмотренных
налоговым законодательствам.

В результате предоставления дополнительных налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством и, соответственно, не учтенных в бюджете, ряду предприятий и организаций представительными органами власти, бюджет недополучил доходов в I квартале 1998 года в сумме 22,3 млн. руб.

В то же время анализ показывает, что в большинстве районов и городов, в которых предоставляются дополнительные льготы, не выполняется план поступлений доходов, имеется задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

Предоставленные льготы не дают желаемого, либо предполагаемого эффекта, финансовые результаты предприятий не улучшаются.

Предлагается пересмотреть принятые ранее решения о предоставлении льгот, не учтенных бюджетом на 1998 год.

Принятые меры позволят снизить потери бюджета оценочно на сумму до 50 млн. руб.

4.4. Сокращение перечня прямых получателей средств
областного бюджета.

Согласно Закону Пензенской области "Об областном бюджете на 1998 год", ведомственная структура расходов областного бюджета утверждена по 54 главным распорядителям средств областного бюджета, из которых 23 - областные органы государственной власти, 6 - федеральные органы государственной власти и 25 - иные получатели средств областного бюджета.

Основной целью при определении перечня прямых получателей средств областного бюджета в рамках настоящей Программы явилось установление порядка, в соответствии с которым прямым получателем (главным распорядителем) средств областного бюджета может быть областной орган государственной власти, входящий в структуру областных органов государственной власти.

При этом ряд прямых получателей средств областного бюджета, не являющихся областными органами государственной власти, необходимо сохранить в качестве главных распорядителей средств областного бюджета в связи с невозможностью возложения обязанностей по их финансированию на какой-либо областной орган государственной власти, а также из-за специфики и значимости выполняемых ими работ.

В результате проведенной работы количество прямых получателей средств областного бюджета на 1999 год предполагается сократить до 42 единиц.

Получатели средств областного бюджета, утратившие в связи с реализацией Программы статус прямых получателей (главных распорядителей), не теряют своей юридической самостоятельности и сохраняют целевое финансирование.

4.5. Оптимизация численности работников
бюджетных организаций.

По состоянию на 1 января 1998 года фактическая численность работающих в бюджетной сфере, финансируемой из бюджета области, составила 103,6 тыс. чел., в том числе финансируемых из областного бюджета - 20,5 тыс. чел.

Среди них 5,2 тыс. чел. (5%) - работники органов государственной власти, 92,3 тыс. чел. (89,1%) - работники социально-культурных учреждений и 5,5 тыс. чел. (5,3%) - работники других отраслей.

В отношении указанных категорий работников предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий:

1. Сократить на 20% предельную численность работников областных органов государственных служащих и органов местного самоуправления с направлением высвободившихся средств в сумме 6,8 млн.руб. на введение денежного содержания государственных служащих в соответствие с Законом Пензенской области "О денежном содержании государственных служащих Пензенской области и лиц, занимающих государственные должности Пензенской области" от 30 мая 1998 года N 76-ЗПО.

2. Оптимизировать в ходе проведения инвентаризации бюджетной сети структуру численности административно-хозяйственного персонала социально-культурных учреждений, сократив при этом их численность до 10%.

По состоянию на 01.01.98 г. численность административно-хозяйственного персонала бюджетных учреждений в целом по области составила 6242 чел. с фондом заработной платы 49 млн. руб.

Экономия средств в расчете на год составит 4,9 млн. руб.

3. Осуществить реструктуризацию бюджетных обязательств за счет оптимизации структуры численности работающих в следующих бюджетных учреждениях, финансируемых из областного бюджета:

- унитарное предприятие "Пензагостранссигнал" - 8 ед.

- медицинский центр "Резерв" управления здравоохранения - 13 ед.

- в 2-х специальных профтехучилищах и областном центре художественного творчества управления профтехобразования - 3,5 ед.

- в 4-х лечебно-профилактических учреждениях управления здравоохранения - 88,5 ед.

- в 5-ти учреждениях департамента культуры - 28 ед.

- в 38-и учреждениях управления образования - 43,6 ед.

Экономия средств в результате оптимизации структуры численности работающих в областных бюджетных учреждениях составит около 0,7 млн. руб.

4. Предусмотреть следующие нормативы оптимизации нагрузки в учреждениях образования для расчета ассигнований из бюджета всех уровней:

Увеличить наполняемость на 5 чел.:

- групп в детских дошкольных учреждениях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»