ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07.05.1999 г. N 76-пП
О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И СТРУКТУРНОЙ
ПЕРЕСТРОЙКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Проводимая в прошлые годы политика "дешевых" энергоносителей привела к строительству зданий с невысоким уровнем теплозащиты, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды и природного газа создавало условия для их расточительного потребления.
В целях осуществления надлежащего энергосбережения, снижения эксплуатационных затрат и экономии энергоресурсов в строительном комплексе области, создания мощностей и производств по выпуску эффективных теплоизоляционных материалов и изделий, а также во исполнение мероприятий по обеспечению требований изменения N 3 СНиП II-3-79* "Строительная теплотехника" и постановления Госстроя России от 02.02.98 N 18-11 "О теплозащите строящихся зданий и сооружений" Правительство Пензенской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить концепцию реализации государственной программы по энергоснабжению и структурной перестройке производственной базы гражданского строительства в Пензенской области, согласно приложению.
2. Определить основные направления энергосбережения в строительстве:
- корректировка проектно-сметной документации на все строящиеся и реконструируемые объекты, не введенные в действие до 01.01.2000 г., в соответствии с изменениями СНиПов и постановлением Госстроя России от 02.02.98 N 18-11 "О теплозащите строящихся зданий и сооружений";
- проведение обязательной экспертизы проектно-сметной документации на вновь начинаемые, строящиеся и реконструируемые здания и сооружения в части внедрения эффективных решений, направленных на энерго- и ресурсосбережение;
- разработка типовых проектных решений жилых зданий в соответствии с требованиями с СНиП II-3-79* "Строительная теплотехника";
- переход предприятий стройиндустрии на выпуск ограждающих стеновых конструкций, теплоизоляционных материалов, оконных и дверных блоков в соответствии с новыми требованиями;
- внедрение автономных систем энергообеспечения в малоэтажном строительстве;
- разработка и внедрение эффективных систем отопления зданий;
- обязательное оборудование всех строящихся и реконструируемых зданий приборами для регулирования и учета расхода электроэнергии, тепла, холодной и горячей воды, газа.
3. Запрещается приемка в эксплуатацию объектов, независимо от времени начала строительства:
- без установки приборов учета, контроля и регулирования тепла, горячей и холодной воды, газа в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;
- с 1 января 2000 года - без выполнения в полном объеме нормативных требований по сопротивлению теплопередаче ограждающих конструкций.
4. Администрациям территориальных органов государственного управления исполнительной власти области, органам местного самоуправления, органам архитектуры и градостроительства и Госархстройнадзора области запретить выдачу разрешений на новое строительство, модернизацию и капитальный ремонт зданий по проектам, разработанным без учета повышенных требований к тепловой защите ограждающих конструкций зданий.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Ащеулова Н.М., ассоциацию пензенских строителей Журавлева В.М. и главное управление архитектуры и градостроительства Соколова В.М.
Первый заместитель Председатель Правительства
Л.В.Мельников
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 7 мая 1999 г. N 76-пП
КОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЮ И СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проводимая в прошлые годы политика "дешевых" энергоносителей привела к строительству зданий с невысоким уровнем теплозащиты, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды и природного газа создавало условия для их расточительного потребления. Завышенному потреблению тепловой энергии способствовали также низкая эффективность автономных теплогенераторов, большие теплопотери в тепловых сетях при централизованном теплоснабжении, отсутствие оперативного управления параметрами теплоносителя и прочее. Удельные теплопотери в жилых зданиях имели тенденцию к росту в среднем с 200 Гкал на 1 тыс.кв.метров в 1975 г. до 225 Гкал на 1 тыс.кв.метров в 1990 году.
В настоящее время на энергоснабжение гражданских зданий расходуется до 35-37% потребляемых в Российской Федерации энергетических ресурсов.
Общий потенциал энергосбережения у этой группы потребителей оценивается 95-100 млн.тонн условного топлива в год, при этом за счет малозатратных мероприятий со сроком окупаемости инвестиций менее одного года может быть сэкономлено до 30-35 млн.тут в год.
Как показывает опыт внедрения средств учета потребляемых энергоносителей и воды, срок окупаемости не превышает одного года и сокращает платежи не менее чем на 15-20%.
До 25-30% потенциала экономии энергии сосредоточено в городских системах инженерного оборудования и до 70% экономии энергии может быть получено непосредственно в зданиях и сооружениях.
При определении приоритетов и очередности внедрения систем и средств приборного учета энергоносителей и воды в зданиях и сооружениях рекомендуется учитывать, что на энергоснабжение современного благоустроенного жилого здания в расчете на 10 кв.м. ежегодно расходуется до 1.5 тн. условного топлива. При этом доля затрат на отопление составляет 50-55%, горячее водоснабжение - 30-35%, электроснабжение (включая приготовление пищи) - 15-20% вместе с тем ежегодно потребляется до 45 куб.м. горячей и до 90 куб.м. холодной воды.
По квартирным системам учета потребляемой энергии оснащены только энергоустановки, групповым приборным учетом потребляемого тепла и воды охвачено не более 15-20% абонентов, индивидуальный учет расходуемого тепла, воды и природного газа практически отсутствует.
В капитальном строительстве тепловая и электрическая энергия потребляется при производстве строительных материалов и изделий, их последующей перевозке, в самом процессе строительства при эксплуатации объекта в течение всего срока его службы. Сравнение этих видов потребления энергии показывает, что больше всего энергии, до 90%, требуется при эксплуатации объектов. Используемая для производства строительных материалов и изделий энергия составляет около 8%. Для их перевозки и в процессе строительства используется примерно 2% энергии.
Поэтому с точки зрения энергоснабжения главное внимание при проектировании объектов строительства следует уделять их эксплуатационным характеристикам.
Ошибкой прошлых лет в методике определения эффективности капитальных вложений был учет только единовременных затрат (то есть капвложений на строительство). Не учитывались приведенные затраты (при эксплуатации объектов, перепрофилировании производства и т.д.). В результате на сегодня мы имеем огромные потери тепла и электроэнергии.
Главными факторами, приводящими к повышенным расходам топливных ресурсов в строительном комплексе и ЖКХ, являются:
- использование в проектах зданий ограждающих конструкций с низким уровнем теплозащиты;
- недостаточный учет градостроительных факторов и невысокая энергоэкономичность объемно-планировочных решений зданий;
- отсутствие данных по натурным обследованиям состояния теплозащиты зданий, построенных по различным сериям;
- сложившаяся ориентация строительной индустрии и промышленности строительных материалов на преимущественный выпуск энергоемких строительных материалов (кирпич, керамзитобетон, железобетон);
- несовершенство систем теплоснабжения и инженерного оборудования зданий;
- недостаточная утилизация тепловых выбросов, особенно в системах аэрации и вентиляции;
- слабое использование нетрадиционных источников энергии;
- отсутствие систем регулирования и приборов контроля потребления тепловой энергии в зданиях.
Исходя из сложившейся ситуации, по поручению Правительства Российской Федерации, Минстроем и Минтопэнерго России в рамках программы "Жилье" совместно разработана подпрограмма "Энергосбережение в строительстве". В этой программе предусматривается несколько направлений и широкий спектр мероприятий от создания своевременной нормативно-правовой базы до внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений.
Основными направлениями энергосбережения в строительстве являются:
- корректировка проектно-сметной документации на все строящиеся и реконструируемые объекты в соответствии с изменениями СНиПов и постановлением Госстроя России от 02.02.98 N 18-11 "О теплозащите строящихся зданий и сооружений";
- проведение обязательной экспертизы проектно-сметной документации на вновь начинаемые, строящиеся и реконструируемые здания и сооружения в части внедрения эффективных решений, направленных на энерго- и ресурсосбережение;
- разработка типовых проектных решений жилых зданий в соответствии с требованиями СНиП П-3-79* "Строительная теплотехника";
- переход предприятий стройиндустрии на выпуск ограждающих стеновых конструкций, теплоизоляционных материалов, оконных и дверных блоков в соответствии с новыми требованиями;
- внедрение автономных систем энергообеспечения в малоэтажном строительстве;
- разработка и внедрение эффективных систем отопления зданий;
- обязательное оборудование всех строящихся и реконструктируемых зданий приборами для регулирования и учета расхода электроэнергии, тепла, холодной и горячей воды, газа.
В свете задач, поставленных подпрограммой, Ассоциация Пензенских строителей предлагает настоящую концепцию по решению проблемы энергосбережения в капитальном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области.
1. В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ
Научные исследования и экспериментальные работы свидетельствуют, что за счет совершенствования планировочных решений и архитектурно-строительных систем можно значительно сократить ресурсо-энергопотребление зданий. Расход энергии тут зависит от следующих факторов:
- ориентации строящегося здания на отведенном участке;
- цветового решения ограждающих конструкций;
- конфигурации здания;
- плотности застройки;
- использования рельефа местности;
- сокращения удельной площади ограждающих конструкций;
- устройства буферных пространств в виде веранд, оранжерей, хозяйственных построек;
- заглубление в грунт частей здания;
- разделения зон с различными температурными фонами;
- использование элементов здания для утилизации солнечного тепла;
- до зеленых насаждений, играющих роль противоветровых экранов;
- использования чердачных пространств и устройство мансардных этажей.
Повышению компактности жилья и сокращению периметра наружных стен способствует расширение корпуса здания. К примеру, увеличение ширины корпуса с 12 до 18 м. по предложению Академии архитектуры и строительных наук может дать экономию удельного расхода тепла на 9-10%. При этом номенклатура конструкций практически не меняется.
В результате необходимы новые требования к архитектурно-строительным системам зданий:
- теплозащита, обеспеченная переходом на слоистые конструкции ограждений или на высокоэффективные однослойные;
- широкое использование легких конструкций на основе древесины и холоднотянутого металлического профиля, сборно-монолитного и монолитного домостроения, в том числе конструкций с несъемной опалубкой;
- теплоэнергетическое обоснование выбора этажности здания;
- переход от унификации строительных элементов здания к унификации узлов архитектурно-строительных систем;
- использование объемного железобетонного несущего каркаса в жилищном строительстве.
Пути реализации всех этих направлений представлены в Приложении N 1 и потребуют совместных усилий ученых, архитекторов и проектировщиков Пензенского региона.
Приложение N 1
к "Концепции реализации Программы
по энергосбережению и структурной
перестройке производственной базы
гражданского строительства
в Пензенской области"
N | Наименование документа | Исполнители | Сроки | Стоимость | Источник | Ответственный | |
п/п | испол | разработки | финанси | руководитель | |||
нения | рования | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1. | Разработать план- | Комитет по | 1999 г. | Яшин Б.В. - | |||
прогноз жилищного | экономике, | нач.строит. | |||||
строительства | строительный | отдела | |||||
в г. Пензе и | отдел Пра | Правительства | |||||
населенных пунктах | вительства | Пензенской | |||||
Пензенской области | области | области | |||||
по типам домов | |||||||
(кирпичные и | |||||||
панельные, | |||||||
многоквартирные | |||||||
и индивидуальные | |||||||
и т.д.). | |||||||
2. | Разработать программу | Разработчик | июнь | 10,0 т.р. | Средства | Еремкин А.И. - | |
(методику) | ПГАСА | 1999 г. | НИОКР | ректор ПГАСА | |||
энергосбережения | ПГАСА | ||||||
с учетом | |||||||
градостроительных | |||||||
требований | |||||||
застройки городов | |||||||
Пензенской области. | |||||||
3. | Разработка | ПГАСА | 1999- | 5,0 т.р. | Средства | Еремкин А.И. - | |
инжинирингового | 2000 гг. | НИОКР | ректор ПГАСА | ||||
обеспечения проекта | ПГАСА | ||||||
строительства. | |||||||
4. | Разработка новых | ПГАСА, | 1-е по | Соколов В.М. - | |||
требований и | Главное | лугодие | начальник ГУ АиГ | ||||
стандартов к жилым | управление | 1999 г. | Пензен.области, | ||||
зданиям для г. Пензы и | архитектуры | Тарханов В.А. - | |||||
Пензенской области. | и градо | начальник ГУ АиГ | |||||
строительства | г. Пензы | ||||||
5. | Рекомендации и пособия | Институт | 1999- | 200,0 т.р. | Средства | Шляхин Ю.Е. - | |
по разработке новых | "Пензграждан- | 2000 гг. | заказчика | ген.директор | |||
архитектурно- | проект", | "Пензграждан - | |||||
строительных систем | Главпензгос- | проект" | |||||
жилых зданий в | экспертиза | ||||||
Пензенском регионе. | |||||||
6. | Разработка технических | ПГАСА, | 1999 г. | 30.0 т.р. | Средства | Шляхин Ю.Е. - | |
и конструктивных | Институт | (разра | заказчика | ген.директор | |||
решений ограждающих | "Пензграждан- | ботаны) | и-та "ПГП" | ||||
конструкций с | проект", | ||||||
элементами | Главпензгос- | ||||||
светопрозрачных | экспертиза | ||||||
ограждений для Пензы и | |||||||
области. | |||||||
7. | Выработка предложений | ПГАСА, | 1999 г. | 150,0 т.р. | Средства | Руководители | |
по формированию и | Институт | предприятий | предприятий | ||||
повышению технического | "Пензграждан- | Стройиндустрии | |||||
уровня | проект", | и Промстрой- | |||||
производственных | ГУГиА | материалов | |||||
мощностей для | Главпензгос- | ||||||
реализации | экспертиза, | ||||||
архитектурно- | предприятия | ||||||
строительных систем | "Стройинду- | ||||||
жилых зданий | стрии" и | ||||||
массового | пром.строй. | ||||||
строительства в | материалов | ||||||
г. Пензе и Пензенской | |||||||
области. | |||||||
8. | Научно-техническое | ПГАСА, | 1999- | На договорных условиях | Руководители | ||
сопровождение | Институт | 2000 гг. | предприятий | ||||
экспериментального | "Пензграждан- | и учреждений | |||||
строительства жилых | проект" | ||||||
домов с применением | |||||||
легких конструкций и | |||||||
светопрозрачных | |||||||
ограждений, как | |||||||
элементов единой | |||||||
теплоэнергетической | |||||||
системы зданий. | |||||||
9. | Провести областной | ПГАСА, | 1999 г. | 80,0 т.р. | Средства | Еремкин А.И. - | |
конкурс по разработке | ГУГиА области | НИОКР | ректор ПГАСА, | ||||
проектов малоэтажных | Соколов В.М. - | ||||||
жилых домов | начальник | ||||||
(коттеджей) для | ГУ АиГ области | ||||||
сельской местности | |||||||
в рамках реализации | |||||||
ипотечной программы | |||||||
"Дом для вашей семьи". | |||||||
10. | Организовать постоянно | ПГАСА, | Еремкин А.И. - | ||||
действующую выставку | ГУГиА области | ректор ПГАСА, | |||||
проектов (макетов) | Соколов В.М. - | ||||||
домов для сельской | начальник | ||||||
местности. | ГУ АиГ области |