Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07.05.1999 г. N 76-пП


О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И СТРУКТУРНОЙ
 ПЕРЕСТРОЙКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Проводимая в прошлые годы политика "дешевых" энергоносителей привела к строительству зданий с невысоким уровнем теплозащиты, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды и природного газа создавало условия для их расточительного потребления.

В целях осуществления надлежащего энергосбережения, снижения эксплуатационных затрат и экономии энергоресурсов в строительном комплексе области, создания мощностей и производств по выпуску эффективных теплоизоляционных материалов и изделий, а также во исполнение мероприятий по обеспечению требований изменения N 3 СНиП II-3-79* "Строительная теплотехника" и постановления Госстроя России от 02.02.98 N 18-11 "О теплозащите строящихся зданий и сооружений" Правительство Пензенской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить концепцию реализации государственной программы по энергоснабжению и структурной перестройке производственной базы гражданского строительства в Пензенской области, согласно приложению.

2. Определить основные направления энергосбережения в строительстве:

- корректировка проектно-сметной документации на все строящиеся и реконструируемые объекты, не введенные в действие до 01.01.2000 г., в соответствии с изменениями СНиПов и постановлением Госстроя России от 02.02.98 N 18-11 "О теплозащите строящихся зданий и сооружений";

- проведение обязательной экспертизы проектно-сметной документации на вновь начинаемые, строящиеся и реконструируемые здания и сооружения в части внедрения эффективных решений, направленных на энерго- и ресурсосбережение;

- разработка типовых проектных решений жилых зданий в соответствии с требованиями с СНиП II-3-79* "Строительная теплотехника";

- переход предприятий стройиндустрии на выпуск ограждающих стеновых конструкций, теплоизоляционных материалов, оконных и дверных блоков в соответствии с новыми требованиями;

- внедрение автономных систем энергообеспечения в малоэтажном строительстве;

- разработка и внедрение эффективных систем отопления зданий;

- обязательное оборудование всех строящихся и реконструируемых зданий приборами для регулирования и учета расхода электроэнергии, тепла, холодной и горячей воды, газа.

3. Запрещается приемка в эксплуатацию объектов, независимо от времени начала строительства:

- без установки приборов учета, контроля и регулирования тепла, горячей и холодной воды, газа в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;

- с 1 января 2000 года - без выполнения в полном объеме нормативных требований по сопротивлению теплопередаче ограждающих конструкций.

4. Администрациям территориальных органов государственного управления исполнительной власти области, органам местного самоуправления, органам архитектуры и градостроительства и Госархстройнадзора области запретить выдачу разрешений на новое строительство, модернизацию и капитальный ремонт зданий по проектам, разработанным без учета повышенных требований к тепловой защите ограждающих конструкций зданий.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Ащеулова Н.М., ассоциацию пензенских строителей Журавлева В.М. и главное управление архитектуры и градостроительства Соколова В.М.


Первый заместитель Председатель Правительства
Л.В.Мельников





Утверждена
постановлением
Правительства области
от 7 мая 1999 г. N 76-пП


КОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЮ И СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Проводимая в прошлые годы политика "дешевых" энергоносителей привела к строительству зданий с невысоким уровнем теплозащиты, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды и природного газа создавало условия для их расточительного потребления. Завышенному потреблению тепловой энергии способствовали также низкая эффективность автономных теплогенераторов, большие теплопотери в тепловых сетях при централизованном теплоснабжении, отсутствие оперативного управления параметрами теплоносителя и прочее. Удельные теплопотери в жилых зданиях имели тенденцию к росту в среднем с 200 Гкал на 1 тыс.кв.метров в 1975 г. до 225 Гкал на 1 тыс.кв.метров в 1990 году.

В настоящее время на энергоснабжение гражданских зданий расходуется до 35-37% потребляемых в Российской Федерации энергетических ресурсов.

Общий потенциал энергосбережения у этой группы потребителей оценивается 95-100 млн.тонн условного топлива в год, при этом за счет малозатратных мероприятий со сроком окупаемости инвестиций менее одного года может быть сэкономлено до 30-35 млн.тут в год.

Как показывает опыт внедрения средств учета потребляемых энергоносителей и воды, срок окупаемости не превышает одного года и сокращает платежи не менее чем на 15-20%.

До 25-30% потенциала экономии энергии сосредоточено в городских системах инженерного оборудования и до 70% экономии энергии может быть получено непосредственно в зданиях и сооружениях.

При определении приоритетов и очередности внедрения систем и средств приборного учета энергоносителей и воды в зданиях и сооружениях рекомендуется учитывать, что на энергоснабжение современного благоустроенного жилого здания в расчете на 10 кв.м. ежегодно расходуется до 1.5 тн. условного топлива. При этом доля затрат на отопление составляет 50-55%, горячее водоснабжение - 30-35%, электроснабжение (включая приготовление пищи) - 15-20% вместе с тем ежегодно потребляется до 45 куб.м. горячей и до 90 куб.м. холодной воды.

По квартирным системам учета потребляемой энергии оснащены только энергоустановки, групповым приборным учетом потребляемого тепла и воды охвачено не более 15-20% абонентов, индивидуальный учет расходуемого тепла, воды и природного газа практически отсутствует.

В капитальном строительстве тепловая и электрическая энергия потребляется при производстве строительных материалов и изделий, их последующей перевозке, в самом процессе строительства при эксплуатации объекта в течение всего срока его службы. Сравнение этих видов потребления энергии показывает, что больше всего энергии, до 90%, требуется при эксплуатации объектов. Используемая для производства строительных материалов и изделий энергия составляет около 8%. Для их перевозки и в процессе строительства используется примерно 2% энергии.

Поэтому с точки зрения энергоснабжения главное внимание при проектировании объектов строительства следует уделять их эксплуатационным характеристикам.

Ошибкой прошлых лет в методике определения эффективности капитальных вложений был учет только единовременных затрат (то есть капвложений на строительство). Не учитывались приведенные затраты (при эксплуатации объектов, перепрофилировании производства и т.д.). В результате на сегодня мы имеем огромные потери тепла и электроэнергии.

Главными факторами, приводящими к повышенным расходам топливных ресурсов в строительном комплексе и ЖКХ, являются:

- использование в проектах зданий ограждающих конструкций с низким уровнем теплозащиты;

- недостаточный учет градостроительных факторов и невысокая энергоэкономичность объемно-планировочных решений зданий;

- отсутствие данных по натурным обследованиям состояния теплозащиты зданий, построенных по различным сериям;

- сложившаяся ориентация строительной индустрии и промышленности строительных материалов на преимущественный выпуск энергоемких строительных материалов (кирпич, керамзитобетон, железобетон);

- несовершенство систем теплоснабжения и инженерного оборудования зданий;

- недостаточная утилизация тепловых выбросов, особенно в системах аэрации и вентиляции;

- слабое использование нетрадиционных источников энергии;

- отсутствие систем регулирования и приборов контроля потребления тепловой энергии в зданиях.

Исходя из сложившейся ситуации, по поручению Правительства Российской Федерации, Минстроем и Минтопэнерго России в рамках программы "Жилье" совместно разработана подпрограмма "Энергосбережение в строительстве". В этой программе предусматривается несколько направлений и широкий спектр мероприятий от создания своевременной нормативно-правовой базы до внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений.

Основными направлениями энергосбережения в строительстве являются:

- корректировка проектно-сметной документации на все строящиеся и реконструируемые объекты в соответствии с изменениями СНиПов и постановлением Госстроя России от 02.02.98 N 18-11 "О теплозащите строящихся зданий и сооружений";

- проведение обязательной экспертизы проектно-сметной документации на вновь начинаемые, строящиеся и реконструируемые здания и сооружения в части внедрения эффективных решений, направленных на энерго- и ресурсосбережение;

- разработка типовых проектных решений жилых зданий в соответствии с требованиями СНиП П-3-79* "Строительная теплотехника";

- переход предприятий стройиндустрии на выпуск ограждающих стеновых конструкций, теплоизоляционных материалов, оконных и дверных блоков в соответствии с новыми требованиями;

- внедрение автономных систем энергообеспечения в малоэтажном строительстве;

- разработка и внедрение эффективных систем отопления зданий;

- обязательное оборудование всех строящихся и реконструктируемых зданий приборами для регулирования и учета расхода электроэнергии, тепла, холодной и горячей воды, газа.

В свете задач, поставленных подпрограммой, Ассоциация Пензенских строителей предлагает настоящую концепцию по решению проблемы энергосбережения в капитальном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области.


1. В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ


Научные исследования и экспериментальные работы свидетельствуют, что за счет совершенствования планировочных решений и архитектурно-строительных систем можно значительно сократить ресурсо-энергопотребление зданий. Расход энергии тут зависит от следующих факторов:

- ориентации строящегося здания на отведенном участке;

- цветового решения ограждающих конструкций;

- конфигурации здания;

- плотности застройки;

- использования рельефа местности;

- сокращения удельной площади ограждающих конструкций;

- устройства буферных пространств в виде веранд, оранжерей, хозяйственных построек;

- заглубление в грунт частей здания;

- разделения зон с различными температурными фонами;

- использование элементов здания для утилизации солнечного тепла;

- до зеленых насаждений, играющих роль противоветровых экранов;

- использования чердачных пространств и устройство мансардных этажей.

Повышению компактности жилья и сокращению периметра наружных стен способствует расширение корпуса здания. К примеру, увеличение ширины корпуса с 12 до 18 м. по предложению Академии архитектуры и строительных наук может дать экономию удельного расхода тепла на 9-10%. При этом номенклатура конструкций практически не меняется.

В результате необходимы новые требования к архитектурно-строительным системам зданий:

- теплозащита, обеспеченная переходом на слоистые конструкции ограждений или на высокоэффективные однослойные;

- широкое использование легких конструкций на основе древесины и холоднотянутого металлического профиля, сборно-монолитного и монолитного домостроения, в том числе конструкций с несъемной опалубкой;

- теплоэнергетическое обоснование выбора этажности здания;

- переход от унификации строительных элементов здания к унификации узлов архитектурно-строительных систем;

- использование объемного железобетонного несущего каркаса в жилищном строительстве.

Пути реализации всех этих направлений представлены в Приложении N 1 и потребуют совместных усилий ученых, архитекторов и проектировщиков Пензенского региона.






Приложение N 1
к "Концепции реализации Программы
по энергосбережению и структурной
перестройке производственной базы
гражданского строительства
в Пензенской области"

N

Наименование документа

Исполнители

Сроки

Стоимость

Источник

Ответственный

п/п



испол

разработки

финанси

руководитель




нения


рования


1

2

3

4

5

6

7

1.

Разработать план-

Комитет по

1999 г.



Яшин Б.В. -


прогноз жилищного

экономике,




нач.строит.


строительства

строительный




отдела


в г. Пензе и

отдел Пра




Правительства


населенных пунктах

вительства




Пензенской


Пензенской области

области




области


по типам домов







(кирпичные и







панельные,







многоквартирные







и индивидуальные







и т.д.).






2.

Разработать программу

Разработчик

июнь

10,0 т.р.

Средства

Еремкин А.И. -


(методику)

ПГАСА

1999 г.


НИОКР

ректор ПГАСА


энергосбережения




ПГАСА



с учетом







градостроительных







требований







застройки городов







Пензенской области.






3.

Разработка

ПГАСА

1999-

5,0 т.р.

Средства

Еремкин А.И. -


инжинирингового


2000 гг.


НИОКР

ректор ПГАСА


обеспечения проекта




ПГАСА



строительства.






4.

Разработка новых

ПГАСА,

1-е по



Соколов В.М. -


требований и

Главное

лугодие



начальник ГУ АиГ


стандартов к жилым

управление

1999 г.



Пензен.области,


зданиям для г. Пензы и

архитектуры




Тарханов В.А. -


Пензенской области.

и градо




начальник ГУ АиГ



строительства




г. Пензы

5.

Рекомендации и пособия

Институт

1999-

200,0 т.р.

Средства

Шляхин Ю.Е. -


по разработке новых

"Пензграждан-

2000 гг.


заказчика

ген.директор


архитектурно-

проект",




"Пензграждан -


строительных систем

Главпензгос-




проект"


жилых зданий в

экспертиза






Пензенском регионе.






6.

Разработка технических

ПГАСА,

1999 г.

30.0 т.р.

Средства

Шляхин Ю.Е. -


и конструктивных

Институт

(разра


заказчика

ген.директор


решений ограждающих

"Пензграждан-

ботаны)



и-та "ПГП"


конструкций с

проект",






элементами

Главпензгос-






светопрозрачных

экспертиза






ограждений для Пензы и







области.






7.

Выработка предложений

ПГАСА,

1999 г.

150,0 т.р.

Средства

Руководители


по формированию и

Институт



предприятий

предприятий


повышению технического

"Пензграждан-




Стройиндустрии


уровня

проект",




и Промстрой-


производственных

ГУГиА




материалов


мощностей для

Главпензгос-






реализации

экспертиза,






архитектурно-

предприятия






строительных систем

"Стройинду-






жилых зданий

стрии" и






массового

пром.строй.






строительства в

материалов






г. Пензе и Пензенской







области.






8.

Научно-техническое

ПГАСА,

1999-

На договорных условиях

Руководители


сопровождение

Институт

2000 гг.


предприятий


экспериментального

"Пензграждан-



и учреждений


строительства жилых

проект"





домов с применением






легких конструкций и






светопрозрачных






ограждений, как






элементов единой






теплоэнергетической






системы зданий.





9.

Провести областной

ПГАСА,

1999 г.

80,0 т.р.

Средства

Еремкин А.И. -


конкурс по разработке

ГУГиА области



НИОКР

ректор ПГАСА,


проектов малоэтажных





Соколов В.М. -


жилых домов





начальник


(коттеджей) для





ГУ АиГ области


сельской местности







в рамках реализации







ипотечной программы







"Дом для вашей семьи".






10.

Организовать постоянно

ПГАСА,




Еремкин А.И. -


действующую выставку

ГУГиА области




ректор ПГАСА,


проектов (макетов)





Соколов В.М. -


домов для сельской





начальник


местности.





ГУ АиГ области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»