ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2000 года N 40-пП
О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
___________________________________________________________
Утратило силу с 13 февраля 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 17 января 2006 года N 14-пП
___________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.99 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом в Пензенской области.
2. Органам государственной исполнительной власти Пензенской области организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом в Пензенской области.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство государственного имущества Пензенской области.
Вице-губернатор -
Председатель Правительства
Н.С.Овчинников
Приложение
к постановлению Правительства
Пензенской области
от 2 февраля 2000 года N 40-пП
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция управления государственным имуществом в Пензенской области (далее именуется - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы в сфере управления государственным сектором экономики Пензенской области, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества Пензенской области, закрепленного за государственными унитарными предприятиями Пензенской области (далее именуются - унитарные предприятия) на праве хозяйственного ведения и за государственными учреждениями (далее именуются - учреждения) на праве оперативного управления, а также имущественных прав, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс).
Не являются предметом рассмотрения Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Пензенской области, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
Концепция содержит два раздела.
В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.
Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы областных производителей товаров и услуг.
1. Управление государственным имуществом.
1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом.
В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Усиление роли государства в регулировании не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономике области. Сегодня ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля государственной собственности.
Государственная политика, в основу которой положена Концепция, преследует следующие цели:
- увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения не свойственных им функций.
Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
- повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
- классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
- определение цели государственного управления по каждому объекту управления;
- обеспечение прав общества как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Пензенской области, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
- обеспечение поступления дополнительных доходов в областной бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
Задачи реализации Концепции являются приоритетными для всех областных органов исполнительной власти.
В рамках Концепции Правительством Пензенской области будут установлены меры ответственности отраслевых Министерств по реализации предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.
В основу Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач.
Определение цели управления
Применительно к каждому объекту управления государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.
Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.
Выбор способа достижения цели
Правительство области в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается Министерством госимущества и фондом имущества Пензенской области.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски при недостижении запланированного качественного результата управления.
Построение системы управления
Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.
Обеспечение эффективности управления
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.
Обеспечение профессионализма управления
Правительство Пензенской области заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.
Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в областной собственности, доли Пензенской области в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ:
а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
г) контроль эффективности управления;
2. Управление государственными унитарными предприятиями и учреждениями
Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями
В настоящее время в Пензенской области насчитывается 262 унитарных предприятия и 265 учреждений.
Предприятия
Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между отраслевыми министерствами области.
Министерство государственного имущества Пензенской области наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к областной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
Министерство госимущества Пензенской области утверждает уставы унитарных предприятий, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями унитарных предприятий по согласованию с отраслевыми министерствами.
Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.
Предусмотренные гражданским законодательством организационно - правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.
Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован.
Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Организационно - правовая форма ряда унитарных предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена действующим законодательством.
Нормативно - правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово - хозяйственной деятельности.
На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к следующему:
а) переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы - спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;
б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;
в) отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;
г) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.
Растет количество неплатежеспособных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и бесконтрольностью со стороны государства.
Отсутствует практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.
Основные выводы:
а) существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования;
б) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна;
в) количество унитарных предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью;
г) отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий;
д) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в областной бюджет.
Учреждения