ГУБЕРНАТОР ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 1999 г. N 288
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Уставом Пензенской области и постановлением Губернатора Пензенской области от 19.04.99 г. N 24 "О реформировании органов государственной исполнительной власти Пензенской области" (в редакции постановления Губернатора области от 06.05.99 г. N 61) постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве культуры Пензенской области.
2. Главной задачей Министерства культуры, администраций городов и районов области считать проведение эффективной государственной политики в сфере культуры в целях сохранения и активного использования историко - культурного наследия, других ценностей культуры, развития музейного, библиотечного дела, профессионального искусства, народного творчества.
3. Положение о департаменте культуры, утвержденное постановлением Главы администрации Пензенской области от 10.02.92 г. N 54, считать утратившим силу.
Губернатор
В.К.БОЧКАРЕВ
Утверждено
постановлением
Губернатора Пензенской области
от 17 декабря 1999 г. N 288
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1.1. Министерство культуры Пензенской области (именуемое в дальнейшем Министерство) является органом исполнительной государственной власти Пензенской области, осуществляющим государственное управление в сфере культуры на территории Пензенской области.
1.2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными и иными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Губернатора и органов государственной власти Пензенской области, а также настоящим Положением.
1.3. Министерство осуществляет на территории области единую государственную политику в сфере культуры, искусства, охраны и использования историко - культурного наследия.
1.4. В ведении Министерства состоят находящиеся на территории области государственные и муниципальные учреждения и учебные заведения культуры и искусств, памятники истории и культуры.
1.5. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, текущий (бюджетный) и иные счета в учреждениях Центрального банка РФ, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы и бланки со своим наименованием.
1.6. Министерство имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.7. Министерство является правопреемником департамента культуры Правительства Пензенской области.
1.8. Возложение на Министерство обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к его деятельности, не допускается.
1.9. Юридический адрес Министерства: 440026, г. Пенза, ул. Красная, 71.
II. Цели и задачи деятельности Министерства
2.1. Основными целями деятельности Министерства являются сохранение и развитие культуры, искусства во всех их проявлениях, удовлетворение и формирование нравственно - эстетических и интеллектуальных потребностей людей, развитие их творческих способностей.
2.2. Основными задачами Министерства являются:
- проведение на территории области эффективной государственной политики в сфере культуры;
- обеспечение деятельности Губернатора, Правительства области по реализации их полномочий и решений в области культуры, искусства, охраны историко - культурного наследия;
- создание благоприятных организационных, экономических и других условий для сохранения и развития культуры в городе и на селе;
- обеспечение государственной поддержки приоритетных направлений культуры, искусства, народного творчества;
- координация деятельности подведомственных учреждений и органов управления культурой администраций городов и районов области, правовое и информационно - методическое обеспечение их деятельности;
- формирование и обеспечение функционирования областной системы образования в сфере культуры и искусства.
2.3. Основные функции Министерства:
- осуществление разработки и реализации целевых комплексных программ по основным направлениям сохранения и развития культуры и искусства;
- стимулирование и поддержка театрального, музыкального, изобразительного искусств, библиотечного и музейного дела, литературного творчества;
- содействие возрождению и развитию народного искусства, национальных культур, обычаев и традиций, организация содержательного досуга населения, самодеятельного художественного творчества;
- организация изучения, государственного учета и контроля за сохранением и рациональным использованием историко - культурного наследия, памятников истории, культуры, архитектуры;
- содействие проведению благоприятной для развития культуры инвестиционной и градостроительной политики, направленной на формирование полноценной среды генерирования культуры;
- осуществление через сеть государственных и муниципальных детских библиотек, школ искусств, других учреждений культуры нравственно - эстетического образования и воспитания подрастающих поколений;
- проведение кадровой политики в сфере культуры, обеспечение приоритета талантов; организация деятельности учебных заведений культуры и искусств, подготовки, повышения квалификации и социально - экономической поддержки работников подведомственных учреждений;
- осуществление эффективной экономической политики в сфере культуры, обеспечивающей ее органичное развитие на основе всех источников финансирования, в том числе собственных доходов учреждений, стимулирования творческой деятельности по созданию и сохранению ценностей культуры;
- обеспечение в интересах развития культуры консолидации и взаимодействия творческих союзов, общественных организаций, научных и учебных центров, художественной, научной и педагогической интеллигенции;
- организация в сфере культуры научных исследований, широкого гуманитарного просветительства, популяризации художественной культуры, подготовки и издания литературных и научных произведений, краеведческих сборников, альманахов, выпуска периодических и других изданий по культуре и искусству;
- взаимодействие с органами государственной власти области, администрациями городов и районов по вопросам развития культуры и искусства, обеспечения деятельности подведомственных учреждений;
- осуществление межрегиональных и международных культурных связей.
2.4. В целях реализации изложенных выше функций Министерство:
- осуществляет меры по развитию и упорядочению сети государственных, а совместно с администрациями городов, районов области также и муниципальных учреждений и учебных заведений культуры и искусств (театров, филармоний, картинных галерей, музеев, библиотек, Домов культуры, центров, училищ и школ культуры, искусств, парков культуры и отдыха, других культурно - просветительных учреждений) и творческих коллективов;
- по согласованию с Министерством государственного имущества области, финансовым управлением вносит для решения Правительством области предложения об учреждении новых, реорганизации и ликвидации действующих областных учреждений и учебных заведений культуры и искусств;
- заключает договоры во взаимодействии с творческими союзами, другими организациями, предприятиями и по согласованию с Министерством государственного имущества области создает в сфере культуры совместные учреждения, ассоциации, объединения, способствующие развитию культуры, искусства;
- вносит Министерству государственного имущества области предложения по эффективному использованию состоящих в государственной собственности объектов историко - культурного наследия, совместно с этим Министерством передает такие объекты на договорной основе в пользование с обязательными условиями их сохранения и реставрации и направлением арендной платы (налога за пользование памятниками культуры) в фонд развития культуры;
- осуществляет меры по укреплению и развитию материально - технической базы учреждений культуры, их технологическому оснащению, обеспечению их пожарной, технической и охранной безопасности;
- организует в сфере культуры внедрение современных систем информатизации, автоматизации учета государственных музейных и библиотечных фондов;
- осуществляет финансирование подведомственных учреждений, контроль за их деятельностью, эффективностью использования и сохранностью закрепленного за ними имущества и денежных средств;
- осуществляет финансирование приобретения музейных предметов, произведений изобразительного и декоративно - прикладного искусства, научных, научно - популярных, литературных, драматургических и музыкальных произведений в целях пополнения государственных музейных, библиотечных фондов, репертуара театров и музыкальных коллективов, а также финансирует работы по созданию указанных произведений;
- организует в сфере культуры ведение бухгалтерского и статистического учета и отчетности;
- проводит в установленном порядке смотры, конкурсы, фестивали, научные конференции, выставки, иные мероприятия по направлениям, входящим в компетенцию Министерства;
- в установленном порядке участвует в лицензировании на территории области театрально - концертной, реставрационной, художественно - выставочной и иной деятельности, связанной с созданием и использованием ценностей культуры;
- создает экспертные и координационные советы по важнейшим проблемам и программам в сфере культуры, искусства, охраны и использования объектов историко - культурного наследия;
- совместно с творческими союзами, общественностью в установленном законодательством порядке препятствует производству, тиражированию и распространению какими-либо субъектами культурной деятельности продукции, оказывающей деструктивное, разлагающее влияние на нравственно - эстетическое сознание людей;
- представляет в установленном порядке работников культуры, искусства области к государственным наградам, премиям, почетным званиям;
- осуществляет иную предусмотренную действующим законодательством деятельность, направленную на сохранение и развитие культуры и искусства.
III. Имущество и денежные средства Министерства
3.1. Имущество Министерства (в виде основных средств, а также денежных средств, выделяемых по бюджетной смете) является государственной собственностью Пензенской области.
Основные средства закрепляются за Министерством на праве оперативного управления Министерством государственного имущества области согласно акту, прилагаемому к настоящему Положению.
Основные и денежные средства Министерства отражаются на его самостоятельном бухгалтерском балансе.
3.2. Земельный участок, на котором расположено здание Министерства, закрепляется за Министерством на праве бессрочного (постоянного) безвозмездного пользования.
3.3. Министерство пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом (включая денежные средства) в установленном законодательством порядке в соответствии с целями и задачами деятельности Министерства, определяемыми настоящим Положением.
3.4. При осуществлении оперативного управления закрепленным имуществом Министерство обязано:
- обеспечивать сохранность и эффективное использование этого имущества строго по его целевому назначению;
- не допускать ухудшения технического состояния имущества (за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе его эксплуатации);
- осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, закрепленного за Министерством;
- осуществлять на основании сметы расходов восстановление изнашиваемой части имущества.
Списанное с баланса Министерства имущество (в том числе в связи с его износом) исключается из состава имущества, переданного Министерству в оперативное управление.
Списание Министерством основных средств производится на основании акта по согласованию с Министерством государственного имущества области.
3.5. Имущество, закрепленное за Министерством на праве оперативного управления, может быть изъято полностью или частично только в соответствии с действующим законодательством.
3.6. Деятельность Министерства финансируется из областного бюджета.
Министерство является главным распорядителем кредитов, предусмотренных в составе областного бюджета на развитие культуры и искусства, содержание подведомственных Министерству учебных заведений.
3.7. В соответствии с действующим законодательством для финансирования учреждений культуры Министерством могут привлекаться денежные средства из других источников.
За счет внебюджетных средств в установленном законодательством порядке образуется централизованный фонд развития культуры с аккумуляцией средств этого фонда на специальном банковском счете Министерства и расходованием их на финансирование программ развития культуры, целевых творческих заказов и другие цели, предусмотренные настоящим Положением, а также Положением о фонде развития культуры.
IV. Организация деятельности Министерства
4.1. Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором области.
Заместители Министра назначаются на должность Министром по согласованию с Вице-губернатором - Председателем Правительства области.
4.2. Министр культуры:
- руководит деятельностью Министерства, обладает всей полнотой прав, обязанностей и ответственности за выполнение Министерством задач, определенных настоящим Положением;
- определяет и представляет на утверждение Вице-губернатору - Председателю Правительства области структуру и штатное расписание аппарата Министерства, исходя из его функций и установленного фонда оплаты труда;
- является главным распорядителем кредитов, выделяемых на финансирование деятельности Министерства, учреждений и учебных заведений культуры и искусств, средств фонда развития культуры;
- утверждает, назначает и освобождает от должности руководителей областных учреждений и учебных заведений культуры и искусств, работников аппарата Министерства, устанавливает их обязанности и определяет ответственность;
- в соответствии с действующим законодательством издает приказы, утверждает инструкции, дает указания, обязательные к исполнению работниками Министерства, всеми государственными учреждениями культуры, искусств, органами культуры администраций городов и районов области, организует контроль за их исполнением;
- утверждает в соответствии с действующим законодательством уставы подведомственных учреждений, заключает, изменяет и расторгает с их руководителями трудовые договоры (контракты), применяет к ним, а также работникам аппарата Министерства меры поощрения и дисциплинарного воздействия в соответствии с трудовым законодательством;
- осуществляет руководство мобилизационной подготовкой Министерства;
- обеспечивает выполнение задач гражданской обороны;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Для обсуждения и выработки решений по основным проблемам развития культуры в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей ведущих областных учреждений культуры, искусств, местных органов культуры, творческих союзов.
Положение о коллегии и ее персональный состав утверждаются Министром.
Решения коллегии оформляются протоколом и реализуются приказом Министра.
4.4. В составе органов управления администраций городов и районов области образуются городские и районные органы культуры, осуществляющие на территории города, района функции, аналогичные установленным настоящим Положением.
Руководители этих органов назначаются на должность и освобождаются от должности главами городских и районных администраций по согласованию с Министерством культуры области.
4.5. При Министерстве действуют областные методические центры по основным направлениям культуры и искусств.
4.6. В целях развития государственно - общественных начал в сфере культуры при Министерстве и органах культуры на местах создаются и действуют советы по культуре и искусству, другие общественные формирования.
4.7. В своей деятельности по реализации социально - культурной политики Министерство культуры области тесно взаимодействует с Министерством культуры Российской Федерации, другими федеральными и областными органами государственной власти и управления, администрациями городов и районов области.
V. Реорганизация и ликвидация Министерства
5.1. Реорганизация или ликвидация Министерства осуществляются на основании постановления Губернатора Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.