ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2009 года N 2718
Об утверждении Порядка разработки,
утверждения и реализации городских целевых программ
В целях упорядочения работы по разработке, утверждению и реализации городских целевых программ на территории города Тамбова и в соответствии с положениями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Порядок разработки, утверждения и реализации городских целевых программ согласно приложению.
2. Установить, что методическое руководство разработкой городских целевых программ и координацию их реализации осуществляет комитет экономики и перспективного развития города администрации города Тамбова.
3. Органам администрации города Тамбова обеспечить утверждение городских целевых программ в течение 1 полугодия 2009 года в соответствии с утвержденным Порядком разработки, утверждения и реализации городских целевых программ.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации города Тамбова А.Б.Чернецова.
Глава администрации города
Тамбова П.П.Черноиванов
г.Тамбов
15 апреля 2009 г.
N 2718
Порядок разработки, утверждения и
реализации городских целевых программ
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки, утверждения и реализации городских целевых программ (далее - Порядок) в целях реализации положений статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет правила разработки городских целевых программ города Тамбова (далее - программа), в том числе критерии отбора и порядок включения программных мероприятий в программу, а также порядок утверждения и реализации программных мероприятий, мониторинга реализации программы.
1.2. Термины, используемые в настоящем Порядке:
программа - утвержденный постановлением администрации города Тамбова комплекс мероприятий социально-экономического, организационно-хозяйственного, правового, финансового и иного характера, согласованных по содержанию и срокам осуществления, направленных на эффективное решение приоритетных проблем в социально-экономическом развитии города и обеспеченных средствами городского бюджета, иных источников в соответствии с действующим законодательством;
заказчик программы - орган администрации города Тамбова, определяемый администрацией города Тамбова, ответственный за организацию разработки программы, реализацию программных мероприятий, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы в соответствии с бюджетом городского округа - город Тамбов;
разработчик программы - орган администрации города Тамбова, осуществляющий координацию и регулирование в соответствующей сфере деятельности, ответственный за непосредственную разработку программы. Разработчик программы может одновременно являться и заказчиком (одним из заказчиков) программы;
исполнитель программных мероприятий - организация, привлекаемая к реализации программных мероприятий в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
1.3. В случае участия в программе нескольких заказчиков координатором программы выступает орган администрации города Тамбова - заказчик, в функции которого входит осуществление деятельности, направленной на достижение основных целей программы.
Заказчик-координатор программы осуществляет текущую работу по координации деятельности заказчиков программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке программы и организации реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию программы. Заказчик-координатор программы несет ответственность за подготовку и реализацию программы в целом, ведение полугодовой, годовой отчетности.
1.4. Заказчик программы организует реализацию программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий.
1.5. Целевая программа, срок реализации которой составляет три и более года, является долгосрочной целевой программой.
1.6. Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы, с учетом масштабности и сложности их решения, а также необходимости рациональной организации выполнения программных мероприятий.
2. Разработка и формирование городских целевых программ
2.1. Инициаторами разработки программ являются органы администрации города Тамбова.
2.2. Отбор проблем для их решения программно-целевыми методами осуществляется по следующим основаниям:
значимость проблемы для города и ее соответствие утвержденным целям и задачам социально-экономического развития города;
необходимость муниципальной поддержки решения проблемы;
возможность решения проблемы программно-целевым методом, ожидаемая эффективность и сроки решения проблемы;
необходимость координации действий органов и организаций, участие которых предполагается в реализации программы, со стороны инициатора разработки программы.
2.3. Отбор мероприятий для их включения в программу осуществляется разработчиком программы по следующим критериям:
значимость решаемой проблемы и достигаемой цели;
срок реализации программного мероприятия;
возможность софинансирования программного мероприятия;
количество создаваемых при реализации программного мероприятия новых рабочих мест;
категория населения города, в интересах которого реализуется программное мероприятие, его численность;
целевые индикаторы;
распространение действия программного мероприятия.
Не подлежат включению в программу мероприятия, дублирующие функции органов государственной власти области, органов местного самоуправления, государственных (негосударственных) организаций, муниципальных учреждений (организаций).
2.4. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, вносятся на рассмотрение и согласование в комитет экономики и перспективного развития города администрации города Тамбова не позднее 1 июля текущего года.
2.5. Представление на рассмотрение и согласование разработанного проекта программы осуществляется в комплекте с пояснительной запиской, в которой излагаются необходимость и экономическая целесообразность разработки программы, источники финансирования с обоснованием потребности в денежных средствах на реализацию программных мероприятий и размер предполагаемого эффекта от ее реализации.
2.6. Рассмотрение проекта программы, целевых индикаторов, программных мероприятий по ее реализации проводится комитетом экономики и перспективного развития города администрации города Тамбова в течение 5 рабочих дней с даты поступления проекта соответствующей программы.
В ходе рассмотрения устанавливается соответствие проекта программы предъявляемым к ней требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, а также соответствие целей и индикаторов реализации программы приоритетам развития города Тамбова и дается оценка целесообразности и эффективности разработанных мероприятий.
2.7. Заключение и проект программы комитетом экономики и перспективного развития города администрации города Тамбова направляется в комитет финансов администрации города Тамбова для рассмотрения и согласования финансового обеспечения проекта программы.
Результаты рассмотрения в течение 5 рабочих дней с момента поступления проекта программы комитет финансов администрации города Тамбова направляет в комитет экономики и перспективного развития города администрации города Тамбова для подготовки сводного заключения.
2.8. Подготовленное комитетом экономики и перспективного развития города администрации города Тамбова сводное заключение по проекту программы в течение 2 рабочих дней передается разработчику программы для корректировки в сроки, установленные Регламентом администрации города Тамбова.
2.9. Программы, планируемые к финансированию начиная с очередного финансового года, утверждаются постановлением администрации города Тамбова не позднее одного месяца до дня внесения в Тамбовскую городскую Думу проекта решения о бюджете городского округа - город Тамбов.
2.10. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программ (подпрограмм) утверждается решением Тамбовской городской Думы о бюджете городского округа - город Тамбов в составе ведомственной структуры расходов бюджета по целевой статье расходов бюджета, соответствующей каждой программе (подпрограмме).
2.11. Подготовка подпрограмм, направленных на решение отдельных задач в рамках действующих программ, осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящим Порядком.
2.12. Программа должна содержать паспорт программы согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку.
2.13. Программа состоит из целеполагающей (раздел 1 "Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами" и раздел 2 "Основные цели и задачи программы") и операционной (раздел 3 "Система программных мероприятий", раздел 4 "Обоснование ресурсного обеспечения программы", раздел 5 "Механизм реализации программы", раздел 6 "Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации программы") частей:
2.13.1. Раздел 1 "Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами" должен содержать развернутую постановку проблемы с указанием возможных последствий ее развития, анализ причин ее возникновения, обоснование ее в связи с приоритетами социально-экономического развития города, целесообразность программного решения проблемы, обоснования решения проблемы в приоритетном порядке в данное время;
2.13.2. Раздел 2 "Основные цели и задачи программы" должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием сроков и этапов ее реализации.
Цели программы представляют собой формулируемые при анализе проблемной ситуации приоритеты, достижение которых с учетом имеющихся ресурсов и в заданных временных рамках ведет к достижению целей и задач социально-экономического развития города.
Цели программы должны отвечать следующим требованиям:
специфичность - цели должны соответствовать полномочиям органов администрации города Тамбова - заказчиков программы;
достижимость - цели должны быть потенциально достижимы;
измеряемость - наличие возможности проверки достижения целей;
привязка к временному графику - должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации программы с определением соответствующих целей.
Задачи представляют собой проблемные вопросы, разрешение которых направлено на реализацию целей программы в заданных временных рамках. При этом задачи осуществляют связь между целеполагающей и операционной частями программы.
Способом реализации задачи является механизм реализации программного мероприятия, представляющий собой краткосрочные и среднесрочные инструменты реализации программы, в том числе финансовые. Реализация программного мероприятия направлена на решение конкретной задачи;
2.13.3. Раздел 3 "Система программных мероприятий" должен содержать описание программных мероприятий, сформированных и описанных в виде конкретных проектов (мер), которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей.
Информация о конкретных программных мероприятиях, ресурсах, необходимых для реализации программных мероприятий, их источниках, сроках выполнения с указанием заказчиков программы, ответственных за реализацию конкретных программных мероприятий, оформляется в виде таблицы согласно Приложению N 2 к настоящему Порядку.
Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач программы.
Программа также должна предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при ее реализации;
2.13.4. Раздел 4 "Обоснование ресурсного обеспечения программы" должен содержать обоснование объемов ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования.
Кроме того, раздел должен включать в себя перечень источников финансирования, обоснование возможности (невозможности) привлечения для реализации программных мероприятий, кроме средств городского бюджета, средств из других источников в соответствии с действующим законодательством и описание механизмов привлечения этих средств;
2.13.5. Раздел 5 "Механизм реализации программы" должен содержать взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических, правовых, организационных средств, обеспечивающих решение проблемы. Механизм реализации включает порядок организационного взаимодействия между заказчиком (заказчиками) программы и исполнителями программных мероприятий, порядок их отбора, оценку внешних условий и рисков для реализации программы;
2.13.6. Раздел 6 "Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации программы" должен содержать основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач программы по этапам и годам ее реализации. Основные целевые индикаторы оформляются в виде таблицы, прилагаемой к программе, согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку. Для каждой задачи определяется не более пяти целевых индикаторов.
Основные целевые индикаторы представляют собой измеряемые количественные показатели выполнения поставленных задач, отражающие фактическое описание ситуации на момент разработки и утверждения программы, динамику результатов в процессе реализации программы по годам и достигнутый конечный результат.
При указании значений целевых индикаторов, отражающих фактическое описание ситуации на момент разработки и утверждения программы, указывается источник получения данной информации: ведомственная, статистическая отчетность, результаты обследований и т.п.
Основные целевые индикаторы программы должны соответствовать целевым индикаторам, указанным в паспорте программы.
3. Реализация программных мероприятий
3.1. Заказчик программы в процессе реализации программных мероприятий:
осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их выполнению, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
с учетом выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников;
при необходимости в установленном порядке вносит предложения о продлении срока реализации программы или ее досрочном прекращении.