РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
Четвертый созыв

     

Шестьдесят шестое внеочередное заседание

 

РЕШЕНИЕ

от 15 мая 2009 года N 997


Об отчете главы администрации города Тамбова по итогам
работы за 2008 год и отчете об исполнении решения Тамбовской
городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-
экономического развития города Тамбова на 2007-2010 годы" за 2008 год


Рассмотрев представленные главой администрации города Тамбова отчет по итогам работы за 2008 год и отчет об исполнении решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007 - 2010 годы" за 2008 год, и в соответствии с Уставом города Тамбова, с учетом заключения постоянной комиссии по социально-экономическому развитию и бюджету,

     
Тамбовская городская Дума решила:

     

1. Утвердить отчет главы администрации города Тамбова по итогам работы за 2008 год (приложение 1).

2. Утвердить отчет администрации города Тамбова об исполнении решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007 - 2010 годы" за 2008 год (приложение 2).

3. Администрации города Тамбова (П.П.Черноиванов) до 28.09.2009 подготовить и внести в Тамбовскую городскую Думу проект решения "О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007 - 2010 годы".

4. Решение вступает в силу после принятия и подлежит опубликованию в газете "Наш город Тамбов".

Глава города Тамбова

А.Ю.Ильин

     

Приложение 1
к решению Тамбовской городской Думы
от 15 мая 2009 года
N 997

Отчет главы администрации города
Тамбова по итогам работы за 2008 год

     
БЮДЖЕТ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА


Бюджетная политика администрации города в 2008 году строилась на принципах преемственности и социальной направленности. Основной задачей в финансовой сфере было сохранение сбалансированности, повышение эффективности бюджетных расходов, сокращение муниципальных долгов.    

Как один из важнейших документов, определяющих жизнедеятельность города, в соответствии с законодательством бюджет городского округа - город Тамбов был утвержден Тамбовской городской Думой после обсуждения на публичных слушаниях.

К сожалению, наметившаяся динамика роста бюджета была нарушена в последнем квартале минувшего года. Тем не менее результаты исполнения главного финансового документа позволяют говорить о формировании фундамента, определяющего направления работы по всем отраслям деятельности и алгоритм наших дальнейших действий. Мы твеедо уверены - эффективный бюджет поможет городу преодолеть сложности, возникшие в конце 2008 года, станет основой успешного вывода городского хозяйства из кризиса.          

Выполнению бюджетных назначений по доходам во многом способствовала реализация администрацией города программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа - город Тамбов на 2008 - 2010 годы.     

За период с 2005 года доходная часть городского бюджета выросла в два раза. По сравнению с 2007 годом налоговые и неналоговые поступления возросли на 285,6 млн. руб.

В ходе исполнения расходной части бюджета в 2008 году особое внимание уделялось оптимизации бюджетных расходов при сохранении уровня финансового обеспечения функционирования городского хозяйства, инвестиционной деятельности и других важнейших направлений, а также безусловному выполнению принятых ранее долговых обязательств.

В целях выполнения мероприятий по реализации городского бюджета и в соответствии со ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2008 году разработаны и утверждены порядки расходования средств из городского бюджета на осуществление инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, на предоставление субсидий по мероприятиям в области жилищного хозяйства в части содержания дворников, ветхого жилья, маневренного фонда, гостиниц, на капитальный ремонт многоквартирных домов по муниципальному жилому фонду и в соответствии с Федеральным законом N 185 "О Фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства", а также нормативы финансирования на одного воспитанника муниципальных учреждений дополнительного и дошкольного образования.

Утверждение данных порядков и нормативов позволило оперативно осуществлять финансирование расходов городского бюджета и контролировать эффективное использование выделенных средств.

В прошедшем году обеспечено своевременное и полное финансирование расходов социального характера, по выплате заработной платы и за тепло-энергетические ресурсы.

В целях ликвидации просроченной кредиторской задолженности, образованной до 2008 года, в течение года проводилась работа по ее урегулированию. Для этого была создана специальная комиссия, в результате ее работы полностью урегулирована задолженность прошлых лет в сумме 98,7 млн. рублей и задолженность по полученному в 2005 году бюджетному кредиту в сумме 110 млн. рублей. Один из оценочных критериев эффективности деятельности администрации города Тамбова - отсутствие просроченной кредиторской задолженности - по состоянию на 1 января 2009 года выполнен.

Одним из важнейших инструментов обеспечения доходов муниципального бюджета является эффективное управление муниципальным имуществом. В 2008 году план поступлений в городской бюджет по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, выполнен на 105,0% и составил 326 199,8 тыс.руб. (план 2008 года - 311 776,8 тыс.руб.).

Важнейшим средством экономии бюджетных средств является система муниципального заказа. В прошедшем году экономический эффект от ее применения составил 33442,3 тыс.руб.

По результатам 1203 заявок от муниципальных заказчиков было проведено 39 открытых конкурсов, 503 открытых аукциона и 661 запрос котировок.

В сложившихся экономических условиях главная задача администрации города состоит в том, чтобы, несмотря ни на что, обеспечить жесткое исполнение бюджета, нормальную работу всего городского хозяйства, а также помочь тамбовчанам пережить кризисные моменты в их жизни. И в первую очередь тем, кто в помощи нуждается наиболее остро.

Первоочередная задача бюджета - финансирование в полном объеме социальных обязательств. Вместе с тем мы стремимся продолжить реализацию долгосрочных перспективных проектов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА


Основные экономические показатели минувшего года позволяют говорить о финансово-экономической стабилизации в городе. Главной целью всех программ, реализуемых на территории областного центра, являются инвестиции в человека, повышение качества жизни горожан.

Совершенно очевидно, что наши успехи и наши трудности в социальной сфере, уровень и качество жизни тамбовчан в основном зависят от эффективной деятельности промышленных предприятий.

Что же нам удалось 2008 году?

Говоря о показателях промышленности, надо отметить, что в 2007 году рост этой отрасли составил более 120%. Таким образом, снижение показателя 2008 года - на 4,1% по сравнению с 2007 годом, - не говорит о серьезном "провале" в работе промышленных предприятий города.

Ведущие тамбовские производители в течение минувшего года продолжили реализацию инвестиционных проектов. Общий объем капитальных вложений в развитие экономики и социальной сферы города за счет всех источников финансирования за минувший год увеличился по сравнению с 2007 годом на 15,4% и составил 18,8 млрд.рублей. Это почти 45,4% в общем объеме инвестиций по области.

Это позволило областному центру в 2008 году переместиться в рейтинге экономической привлекательности российских городов, проведенном агентством "РБК", с 30 на 26 позицию. В ходе анализа экономики городов агентством оценивались такие индексы, как "Размер рынка", "Городские финансы", "Строительный рынок", "Торговля", "Достаток", "Безопасность".

Очень важно, что большинство инвесторов подтвердили свои обязательства по инвестиционным капитальным вложениям на 2009 год и активно работают над реализацией своих проектов. Имеющийся портфель инвестиций в экономику города позволит создать дополнительно более 800 рабочих мест.

К числу наиболее динамично развивающихся и устойчивых сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния города, относится торговля. Потребительский рынок является одним из главных источников занятости населения и формирует основную часть валового продукта.

Устойчивый рост реальных денежных доходов, благоприятный инвестиционный климат, высокая предпринимательская активность и совершенствование системы потребительского кредитования обусловили положительную тенденцию развития рынка товаров. В 2008 году розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2007 году. Оборот розничной торговли составил 42,1 млрд.рублей с приростом на 18,3%. Оборот общественного питания (1339 млн.руб.) также сохранил свою высокую динамику, его прирост по сравнению с 2007 годом составил 44,4% (в 2007 году - 25,3%).

Организованная торговля оставалась приоритетным направлением развития инфраструктуры потребительского рынка, о чем свидетельствует увеличение доли торговых организаций до 79,9% в общем обороте розничной торговли (за 2007 год - 75,8%). В 2008 году темпы роста объемов продаж торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), составили 127,3%. Улучшилась обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей. В продовольственных магазинах она составила 143,7 кв.м, в непродовольственных - 452 кв.м.

В 2008 году активно развивалась инфраструктура потребительского рынка, формировались современные торговые сети. В городе открыто и реконструировано 97 объектов розничной торговли и общественного питания. Число магазинов и отделов сетевой торговли достигло 208 предприятий. В городе функционируют 76 розничных торговых сетей, в том числе 63 - непродовольственных и 13 - продовольственных. Позитивная тенденция формирования сетевой торговли дает дополнительные возможности для расширения потребительского рынка, способствует развитию конкуренции.

Мы считаем, что малый бизнес способен решить такие важные социальные задачи, как развитие конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Поэтому мы видим свою задачу в создании самых благоприятных условий для развития малых и средних форм хозяйствования на территории города.

Количество малых предприятий растет, и это очень важный показатель. Только за прошедший год таких предприятий в областном центре стало на 492 (или на 6,1%) больше по сравнению с 2007 годом. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области в городе в настоящее время работают 8509 предприятий. Общее количество тамбовских организаций, включенных в статистический Реестр хозяйствующих субъектов, увеличилось за год на 990 предприятий.

Сформирован перечень объектов муниципального имущества, которые будут переданы малому бизнесу для использования. Их общая площадь превышает 29,4 тыс.кв. метров.

На уровне региона для некоторых сфер малого бизнеса налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения снижены с 15% до 5%.

С увеличением инвестиций напрямую связан рост объема работ и услуг, выполненных собственными силами организаций по виду экономической деятельности "Строительство", прирост которого за 2008 год достиг 31%. Доля капитальных вложений города Тамбова в общем объеме строительных работ по Тамбовской области составляет 53%.     

Ввод жилья на территории областного центра за счет всех источников финансирования в 2008 году составил 261,3 тыс.кв. метров и превышает уровень ввода 2007 года на 10,3%. Доля введенного в эксплуатацию жилья по городу Тамбову составляет почти 47% от общего ввода жилья по области.

Активно застраиваются как микрорайон "Московский", так и малоэтажный жилой поселок "Радужный", расширяется поселок "Северный", заложен новый поселок "Уютный". Рядом формируется поселок "Солнечный" (Тамбовский район).

В комплексе будет сформирован новый микрорайон города с жильем индивидуальной застройки на 1500 домов. Этот пилотный проект получил положительную оценку в Правительстве Российской Федерации.

В 2009 году планируется увеличить ввод жилья в Тамбове до 300 тыс.кв. метров. Задача непростая, но необходимая, учитывая существующую потребность, степень износа жилого фонда.

Для нас важно не снижать высокие обороты в области промышленности, развивать малый и средний бизнес, который поможет нам решать не только экономические проблемы, но и обеспечить занятость населения.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ


Благодаря устойчивому развитию экономики мы можем решать главную задачу - повышение уровня жизни тамбовчан.

Среднедушевые денежные доходы населения города в 2008 году выросли на 31,1%, а реальные денежные доходы увеличились на 14,1%.

В целом денежные расходы и сбережения населения составили за прошлый год 126,7 млрд.рублей или 9549,82 рубля на душу населения в месяц.

При этом превышение доходов над расходами и сбережениями за 2008 год составило 21,0 млрд.рублей, т.е. 14,2% всех полученных доходов осталось на руках у населения в виде свободных денег.

Продолжился рост заработной платы как в производственной, так и бюджетной сферах. Среднемесячная заработная плата за год увеличилась по сравнению с 2007 годом на 24,0% и составила 12775 рублей. Ее размер превысил фактически сложившуюся величину прожиточного минимума трудоспособного населения города в 3,5 раза.

Безусловно, для каждого человека основным показателем уровня жизни является его собственный семейный бюджет. И цифры статистики говорят сами за себя. Так, показателем растущей покупательной способности населения стало увеличение на 18,3% оборота розничной торговли, который достиг в среднем по 15,0 тыс.руб. на 1 горожанина и оборота общественного питания - на 44,4%, или 4,8 тыс.руб. на одного горожанина.

В текущем году повышению заработной платы работникам бюджетной сферы будет способствовать уже начавшийся переход на отраслевую систему оплаты труда.

Занятость населения


Одним из важнейших социальных обязательств государства является обеспечение занятости населения.

К началу 2009 года уровень безработицы в Тамбове составлял 1,0%. Это один из самых низких показателей среди административных центров Центрального федерального округа. Такой результат основывается на благоприятных условиях, созданных в городе для организации трудовой занятости. Тем не менее трудности, с которыми столкнулся реальный сектор экономики, отражаются и на нашем рынке труда. С ноября 2008 года отмечается рост уровня безработицы. И за это время он увеличился до 1,4% от численности трудоспособного населения. Однако критической сложившуюся ситуацию назвать нельзя.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»