Сорок пятое заседание
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2008 года N 613
Об утверждении городской целевой программы развития
малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2008 - 2010 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Решения Тамбовской городской Думы от 29.04.2009 N 991, вступающего в силу после его опубликования.
____________________________________________________________________
Рассмотрев проект решения "Об утверждении городской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2008 - 2010 годы", внесенный главой администрации города Тамбова, и в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Уставом города Тамбова, с учетом заключения постоянной комиссии по социально-экономическому развитию и бюджету,
Тамбовская городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2008 - 2010 годы.
2. При рассмотрении проектов решений Тамбовской городской Думой об уточнении бюджета городского округа - город Тамбов на 2008 год и на плановый период 2009 - 2010 годы предусмотреть выделение средств на финансирование городской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2008 - 2010 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социально-экономическому развитию и бюджету (А.В. Колмаков).
4. Настоящее решение вступает в силу после опубликования в газете "Наш город Тамбов".
Глава города Тамбова | А.Ю. Ильин |
Городская целевая программа развития малого и среднего
предпринимательства в городе Тамбове на 2008 - 2010 годы
Паспорт городской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2008 - 2010 годы
Наименование Программы | Городская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", |
Заказчик Программы | Администрация города Тамбова |
Разработчик Программы | Комитет потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства администрации города Тамбова |
Исполнители Программы | органы администрации города Тамбова Тамбовское областное государственное учреждение (далее - ТОГУ) "Центр занятости населения города Тамбова" Тамбовская областная (далее - ТО) торгово-промышленная палата негосударственное образовательное учреждение (далее - НОУ) "Региональный центр управления и культуры" некоммерческое партнерство (далее - НП) "Палата ремесел" Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства (далее - ТРО ООО МСП) "ОПОРА РОССИИ" инновационный бизнес-инкубатор "Инноватика" на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет" (далее - инновационный бизнес-инкубатор "Инноватика") кредитные организации города Тамбова |
Цель Программы | Обеспечение условий для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих: устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан; формированию экономически активного среднего класса; ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах деятельности; занятости и самозанятости населения |
Задачи Программы | совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства; обеспечение эффективного взаимодействия с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и создание условий для их дальнейшего развития; развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому кругу вопросов ведения бизнеса; обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития города; содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства, обеспечению безопасности предпринимателей; развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Принципы реализации Программы | преемственность законодательства Российской Федерации и Тамбовской области; экономическая свобода субъектов малого и среднего предпринимательства; социальная ориентация при развитии малого и среднего предпринимательства в городе; открытость и доступность процесса реализации Программы |
Сроки реализации Программы | 2008 - 2010 годы |
Перечень программных мероприятий | 1. Совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства 2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства 3. Совершенствование механизмов использования муниципального недвижимого имущества для развития малого и среднего предпринимательства 4. Поддержка сельхозпроизводителей и местных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства 5. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства 6. Развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности 7. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров 8. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности |
Объёмы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы на 2008 - 2010 годы составляет 38605663,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2008 год - 11901731,2 тыс. руб.; 2009 год - 12701886,0 тыс. руб.; 2010 год - 14002046,0 тыс. руб.; в том числе за счет: средств городского бюджета - 4742,2 тыс. руб.: 2008 год - 1437,2 тыс. руб.; 2009 год - 1580,0 тыс. руб.; 2010 год - 1725,0 тыс. руб.; средств федерального бюджета - 531,0 тыс. руб.: 2008 год - 164,0 тыс. руб.; 2009 год - 176,0 тыс. руб.; 2010 год - 191,0 тыс. руб.; собственных средств кредитных учреждений - 38600000,0 тыс. руб.: 2008 год - 11900000,0 тыс. руб.; 2009 год - 12700000,0 тыс. руб.; 2010 год - 14000000,0 тыс. руб.; собственных средств организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (НОУ «Региональный центр управления и культуры», ТО торгово-промышленная палата) - 390,0 тыс. руб.: 2008 год - 130,0 тыс. руб.; 2009 год - 130,0 тыс. руб.; 2010 год - 130,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате выполнения мероприятий будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого и среднего предпринимательства: увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно не менее чем на 0,5%; увеличение количества дополнительных рабочих мест в малом и среднем бизнесе ежегодно не менее чем на 0,5-1,0%; увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства; рост средней заработной платы в организациях малого и среднего бизнеса; снижение уровня безработицы, обеспечение занятости молодежи, трудоустройство социально незащищенных категорий населения; повышение благосостояния населения, снижение общей социальной напряженности в городе; насыщение потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворение потребительского спроса населения; совершенствование отраслевой структуры города путем заполнения малыми и средними предприятиями «свободной ниши» по созданию новых производств и услуг |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляют Тамбовская городская Дума и администрация города Тамбова. Исполнители Программы ежеквартально предоставляют в комитет потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства администрации города Тамбова отчеты о выполнении соответствующих программных мероприятий. Комитет потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства администрации города Тамбова: проводит мониторинг реализации мероприятий Программы; ежегодно предоставляет отчет о ходе реализации Программы в Тамбовскую городскую Думу |
1. Анализ состояния малого предпринимательства и обоснование необходимости разработки Программы
Характерной чертой преобразований, развернутых в экономике города Тамбова, является становление и развитие различных форм малого и среднего предпринимательства.
Малый бизнес в отличие от крупного обладает рядом преимуществ, среди них - доступность организационной формы для любых граждан из-за небольшого объема первоначального вложения, отсутствие необходимости в больших оборотных средствах, гибкость и быстрое реагирование на изменение рыночной ситуации, эффективность в управлении. Развитие малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, оживлению «спроса-предложения» на местных товарных рынках, появлению самостоятельных источников дохода, частной предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижению социальной напряженности.
Поэтому развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений политики органов местного самоуправления, направленной на рост экономики. Малый бизнес вносит все более ощутимый вклад в социально-экономическое развитие города. Он охватил практически все отрасли экономики.
Основные показатели развития малого предпринимательства в городе Тамбове:
N п/п | Наименование показателей | Единица | Годы | В % 2006 г. к 2002 г. | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||
1 | Количество предприятий, всего | Единиц | 1718 | 2121 | 1898 | 2059 | 2106 | 122,6 |
в том числе по отраслям | ||||||||
1.1. | Промышленность | Единиц | 203 | 154 | 146 | 228 | 250 | 123,2 |
1.2. | Строительство | Единиц | 191 | 211 | 178 | 193 | 126 | - |
1.3. | Бытовое обслуживание | Единиц | 55 | 82 | 52 | 188 | 240 | в 4,3 раза |
1.4. | Торговля и общественное питание | Единиц | 890 | 919 | 915 | 918 | 1110 | 124,7 |
1.5. | Прочие | Единиц | 379 | 755 | 607 | 532 | 380 | 100,3 |
2 | Объем продукции малых предприятий в ценах соответствующего периода, всего | Млн. руб. | 2550,1 | 6491,9 | 8370,9 | 9134,6 | 14576,1 | в 5,7 раза |
в том числе по отраслям | ||||||||
2.1. | Промышленность | Млн. руб. | 351,6 | 822,5 | 1108,7 | 1135,7 | 1865,5 | в 5,3 раза |
2.2. | Строительство | Млн. руб. | 401,6 | 583,9 | 534,3 | 578,8 | 798,4 | в 2 раза |
2.3. | Бытовое обслуживание | Млн. руб. | 186,3 | 77,5 | 502,3 | 1075,6 | 1810,1 | в 9,7 раза |
2.4. | Торговля и общественное питание | Млн. руб. | 1483,2 | 2991,9 | 3808,3 | 4329,8 | 7620,1 | в 5,1 раза |
2.5. | Прочие | Млн. руб. | 127,4 | 2016,1 | 2417,3 | 2014,7 | 2482 | в 19,5 раза |
3 | Численность занятых на малых предприятиях | человек | 10804 | 14204 | 21193 | 22189 | 22470 | 208 |
4 | Количество индивидуальных предпринимателей | человек | 18806 | 17133 | 13000 | 7230 | 7506 | - |
5 | Выручка от реализации товаров, работ, услуг индивидуальных предпринимателей в ценах соответствующего периода | Млн. руб. | 726,7 | 816,9 | 856,1 | 1211,0 | 2945,4 | в 4,1 раза |
На территории города Тамбова по состоянию на 01.01.2007 действовало более 2 тысяч организаций малого бизнеса. За последние пять лет наметилась тенденция увеличения количества малых предприятий. По сравнению с 2002 годом их количество увеличилось на 388 единиц или на 22,6%.
По-прежнему сохраняется положительная динамика роста экономической эффективности деятельности малых предприятий. Так выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малых предприятий в 2006 году составила 14,6 млрд. рублей с ростом к 2002 году в 5,7 раза.
Одним из показателей развития сектора малого предпринимательства является число предприятий на одну тысячу населения. На 1 января 2007 года на 1000 жителей города Тамбова приходится 7,4 малых предприятия (в городах Моршанске - 3,3, Мичуринске - 3,2, Котовске - 2,7). В целом по Тамбовской области этот показатель составляет 3,1 малых предприятия.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности практически не меняется.
Более половины малых предприятий (52,7%) работает в сфере торговли и общественного питания, где отмечается более быстрый оборот денежных средств. В сфере промышленного производства функционирует 11,9% предприятий, в строительном бизнесе занято 6,0%, в сфере бытового обслуживания - 11,4%.
Численность работников малых организаций составляет 22470 человек. По сравнению с 2002 годом численность увеличилась в 2 раза.
Средняя численность постоянно занятых работников в расчете на одно малое предприятие в 2006 году составляет 10 человек (в среднем по Центральному федеральному округу - 9, по России - 8).
В городе зарегистрировано 7,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Доля участия малого предпринимательства в обороте розничной торговли города Тамбова составляет 33,1%, в объеме строительных работ - 30,5%, в объеме бытовых услуг, оказанных населению, - 28,3%.
На сегодняшний день в малом бизнесе (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, с учетом работающих по трудовым договорам у работодателей - физических лиц) занято более 38 тыс. человек (или 23,6% от численности экономически активного населения города).
Доля участия малого предпринимательства в экономике города
|
|
|
|
Помимо такого традиционного сектора, как торговля, в котором малые предприятия всегда занимали доминирующее положение, изменение социально-экономических условий способствовало развитию в Тамбове нового вида сектора - сферы услуг (обслуживания).
Сфера услуг является эффективным инструментом для решения задач как экономического плана, так и социального характера. Рост объема платных услуг, оказанных населению Тамбова, за год составил 110,2%, бытовых услуг - 105,2%. В расчете на 1 жителя города объем оказанных платных и бытовых услуг составил 22,6 тыс. руб. и 3,2 тыс. руб., соответственно.
Малые предприятия и индивидуальные предприниматели города Тамбова за последние несколько лет существенно продвинулись в вопросе совершенствования собственной материально-технической базы и более активного использования арендованных зданий и строений.
На территории города Тамбова наряду с общеустановленной системой налогообложения для малого бизнеса действует специальный налоговый режим в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, существенно снижающий налоговое бремя и облегчающий администрирование расчета и уплаты налогов. Поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней от результатов деятельности малых предприятий составило 766,2 млн. руб., в том числе сумма поступления единого налога на вмененный доход в бюджет городского округа - 190,8 млн. рублей. Доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в собственных доходах бюджета города за 2006 год составила 13,4%.
Малый бизнес успешно решает одну из первоочередных общенациональных задач - рост благосостояния людей. Средний уровень доходов на каждого работающего в малом бизнесе превысил 5 тысяч рублей в месяц. Выросла социальная ответственность представителей малого бизнеса. Уровень организации собственного дела, обслуживания потребителей стал более современным и цивилизованным. Многие предприниматели активно участвуют в благотворительных акциях, оказывают целевую помощь детям, инвалидам, малоимущим, больным и престарелым.
Несмотря на высокие темпы роста малого предпринимательства, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта невысока: 9,5% в 2004 году и 10,4% в 2005 году. Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и организациях города серьезно отстает от среднероссийских показателей. По данным 2006 года эта доля по Российской Федерации составила 17,8%, а в городе Тамбове - 14%.
По оценкам предпринимательского сообщества, наряду с положительной динамикой развития малого предпринимательства в городе существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов;
нехватка квалифицированных кадров;
низкое качество предпринимательской среды;
недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;