Недействующий

Об утверждении городской целевой Программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2009 - 2012 годы"

Приложение
к решению Тамбовской городской Думы

     от 24 сентября 2008 года
N 722


Городская целевая Программа "Повышение
безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2009 - 2012 годы"

          
Паспорт программы

Наименование Программы

Городская целевая Программа "Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 "О федеральной целевой программе "Повыше-ние безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", распоряжение Правительства Российской Фе-дерации от 17.10.2005 N 1707-р "О Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", Закон Тамбовской области от 29.09.2006 N 88-З "О программе повышения безопасности дорожного движения в Тамбовской области на 2006 - 2012 годы", Устав города Тамбова.

Заказчик - координатор Программы

Администрация города Тамбова.

Основные разработчики Программы

Комитет городского хозяйства администрации города Тамбова, комитет по охране здоровья населения администрации города Тамбова, комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова, комитет образования администрации города Тамбова, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Тамбовской области (по согласованию), муниципальное учреждение "Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта".

Цели Программы

снижение уровня аварийности, травматизма, смертности на территории города при участии транспортных средств и других субъектов дорожного движения;
обеспечение охраны жизни и здоровья граждан, гарантии их законных прав на безопасные условия движения на улицах и дорогах.

Задачи Программы

предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городе Тамбове;

сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

проработка нормативно-правовых и организационных аспектов внедрения комиссионного принципа приема квалификационных экзаменов у кандидатов на получение права на управление транспортным средством;

подготовка предложений по введению в отношении автошкол механизмов, позволяющих повысить качество подготовки водителей;

подготовка предложений об изменении возрастных ограничений при решении вопроса о допуске граждан к управлению транспортными средствами;

создание городской информационной базы данных о водителях транспортных средств, привлеченных к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации.

Характеристика программных мероприятий

Мероприятия, направленные на организацию профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Организационно-планировочные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городе.

Мероприятия по сокращению времени реагирования и оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Важнейшие целевые показатели
и индикаторы

Важнейшими показателями Программы является сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10 процентов - количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2012 году по сравнению с 2004 годом.

Важнейшими индикаторами Программы являются:

снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. транспортных средств);

снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения);

снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших);

сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий по собственной неосторожности.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2009-2012 годы и осуществляется в 2 этапа:

I этап - 2009 - 2010 годы;

II этап - 2011 - 2012 годы.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 640,2052 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 88,4 млн. рублей;

за счет средств городского бюджета - 551,8052 млн. рублей;

2009 - 96,5642 млн. руб.,

2010 - 161,136 млн. руб.,

2011 - 150,279 млн. руб.,

2012 - 143,826 млн. руб.

0,19 млн. рублей предназначены для мероприятий, направленных на организацию профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

637,463 млн. рублей предназначены для организационно-планировочных мер, направленных на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городе (в том числе 88,4 млн. рублей из федерального бюджета);

2,5522 млн. рублей предназначены для мероприятий по сокращению времени реагирования и оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

При формировании проектов бюджета городского ок-руга - город Тамбов на 2009-2012 годы объемы средств, выделяемые на реализацию мероприятий Программы, уточняются с учетом возможностей бюджета города и средств, привлеченных из других источников.

Организация контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией города, являющейся заказчиком-координатором Программы, и Тамбовской городской Думой.

Администрация города Тамбова ежегодно предоставляет в Тамбовскую городскую Думу отчет о ходе реализации Программы.

Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства федеральных органов испол-нительной власти, органов исполнительной власти Тамбовской области, органов местного самоуправле-ния города Тамбова и организаций, в том числе общественных, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы.

Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы осуществляется путем обоснованного выбора форм и методов управления.

Ежегодно, с 2010 по 2013 год, участники Программы представляют обобщенный доклад о ходе ее выполнения на заседание комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения и развитию улично-дорожной сети при администрации города Тамбова.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Улучшение состояния улично-дорожной сети и организации дорожного движения на ней.

Усиление контроля за скоростными режимами и поведением водителей в местах повышенной опасности.

Согласованность действий ведомств по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году.


1. Содержание проблемы и обоснование Программы

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Разработка городской целевой Программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2009-2012 годы" вызвана необходимостью комплексного подхода к решению вопросов, связанных с предупреждением аварийности на автотранспорте, которая сравнима с национальным бедствием: только в 2004 году в автоавариях по стране погибло 34,5 тысячи человек.

Если ситуация и дальше будет так развиваться, то в 2012 году число погибших может достичь 38 - 40 тысяч. Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России ущерб, составляющий в последние четыре года 2,2 - 2,6% валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей).

По оценкам специалистов, потери, связанные с дорожно-транспортной аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13% дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.

В результате топографического анализа в городе Тамбове в 2007 году было выявлено 135 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Наиболее крупные из них сложились на основных магистральных улицах, имеющих высокую интенсивность движения: б.Энтузиастов, ул.Астраханская, ул.Мичуринская, ул.Советская, ул.Интернациональная.

За 12 месяцев 2006 года органами исполнительной власти, правоохранительными органами, заинтересованными организациями и ведомствами была проведена определенная работа, направленная на снижение уровня аварийности и укрепление транспортной дисциплины в городе Тамбове.

Правоохранительными органами в процессе проведения профилактических мероприятий выявлено 94 898 нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, допущенных водителями. Организовано проведение 423 мероприятий сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения в общеобразовательных учреждениях по пропаганде безопасности дорожного движения. Проведено 835 проверок организации и ведения работы по предупреждению аварийности на транспорте юридических лиц.

Несмотря на принимаемые меры, уровень аварийности в областном центре продолжает расти. За 12 месяцев 2007 года в городе Тамбове зарегистрировано 635 дорожно-транспортных происшествий, в которых 19 человек погибли и 804 получили ранения различной степени тяжести. Количество происшествий по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличилось на 51 (относительный прирост составил 8,73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), количество раненых - на 111 (относительный прирост составил 16,02%), количество погибших сохранилось на уровне показателя прошлого года. Тяжесть наступивших последствий снизилась с 2,7 до 2,3. Также отмечается снижение количества зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий с материальным ущербом с 4816 ДТП в 2006 году до 4230 в 2007 году.

Значительно улучшилась освещенность улиц города, на многих участках осве-щенность проезжей части соответствует нормативной, что позволило снизить коли-чество ДТП в темное время суток, однако остается нерешенным вопрос об освещен-ности улиц в ночное время (после 2 часов) и обеспечении освещения с начала наступления сумерек, так как в этот период довольно высокая интенсивность движения как транспорта, так и пешеходов и вероятность возникновения ДТП в условиях сумерек увеличивается.

Условия дорожного движения на городских территориях постоянно усложняются. Улично-дорожная сеть областного центра уже исчерпала резервы пропускной способности и находится в условиях создания аварийных ситуаций при пропуске транспортных и пешеходных потоков.

Ежегодно в городе почти треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации именно пешеходами.

Высокому уровню аварийности по вине пешеходов во многом способствует отсутствие необходимых условий для безопасного и удобного их передвижения.

Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденции к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:

- постоянно возрастающая мобильность населения;

- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;

- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки для ухудшения обстановки с аварийностью на дорогах. Ежегодный прирост автопарка в городе составляет за последние три года от 5 до 15 тысяч единиц. В настоящее время на 1000 жителей города приходится более 250 автомобилей, и, как показывают аналитические данные, через несколько лет число автомобилей на тысячу человек будет составлять 300 - 350.

Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий.

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев; инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.

Главными причинами, снижающими эффективность медицинской помощи на догоспитальном этапе, является отсутствие необходимой подготовки и навыков участников дорожного движения по оказанию первой медицинской помощи, противошоковых средств и средств остановки кровотечения.

Все эти факторы приводят к большим человеческим потерям при автоавариях.