Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2012 года N 1471

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в редакции Постановления администрации Тамбовской области от 05.04.2013 N 333)


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях формирования региональной политики по улучшению положения детей администрация области постановляет:

1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы согласно приложению.

2. Рекомендовать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (Гоман), Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области (Скоков), Управлению Федеральной службы судебных приставов Тамбовской области (Маклаков), Управлению Федеральной службы надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Тамбовской области (Агафонов), уполномоченному по правам ребенка в Тамбовской области до 01.12.2012 представить предложения в план первоочередных мероприятий по реализации положений Стратегии действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы.

3. Управлению образования и науки области (Астафьева), управлению социального развития области (Гордеева), управлению здравоохранения области (Лапочкина), управлению труда и занятости населения области (Филимонов), управлению пресс-службы и информации администрации области (Шуняев), управлению по физической культуре, спорту и туризму области (Белоусов), управлению культуры и архивного дела области (Голубев) в срок до 10.12.2012 разработать план первоочередных мероприятий по реализации положений Стратегии и представить его на рассмотрение Координационного совета при главе администрации области по реализации Стратегии действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.

Глава администрации области
О.И.Бетин






Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 27.11.2012 N 1471

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

   (в редакции Постановления администрации Тамбовской области от 05.04.2013 N 333)


I. Введение

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Приоритетом региональной политики является поддержка семьи, материнства и детства. Стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи региональной политики в интересах детей и механизмы ее реализации.

В Тамбовской области постоянно принимаются меры социальной поддержки семей с детьми.

Принят ряд законодательных актов, направленных на защиту прав детства.

Увеличился объем финансирования социальных расходов, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе региональный материнский капитал.

В 2010 году в Тамбовской области создан институт уполномоченного по правам ребенка.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере защиты детства стала реализация на территории области приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В области реализуется ряд региональных программ (комплексных и целевых), направленных на профилактику социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, насилия в семье и активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией, поддержку и развитие системы детского отдыха, оздоровление детского населения, привлечение детей к массовым занятиям физической культурой, спортом и туризмом, снижение дорожно-транспортного травматизма, сохранение и укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся, профилактику социально значимых заболеваний.

Программно-целевой подход позволяет объединить усилия и ресурсы различных учреждений и ведомств, реализовать комплекс наиболее значимых мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения, что позволяет принимать более эффективные меры по улучшению положения детей в регионе, созданию наиболее благоприятных условий для их развития во всех сферах их жизнедеятельности.

На территории Тамбовской области приняты комплексные меры по решению проблем детского неблагополучия, совершенствованию межведомственного взаимодействия в организации работы с семьей и несовершеннолетними. Созданы новые организационные структуры, оказывающие поддерживающие услуги для детей и семей с детьми. Реализуются инновационные технологии оказания помощи семьям, нуждающимся в защите государства. Проведена широкомасштабная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику общероссийский детский единый "телефон доверия".

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции улучшения социально-экономического положения семей с детьми, снижения заболеваемости у детей и детской смертности, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем имеются проблемы, которые сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

Продолжается сокращение численности детского населения. При этом доля детей, оставшихся без попечения родителей, остается достаточно высокой - 2,72%, что превышает среднероссийский показатель. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов. По-прежнему, здоровье современных школьников характеризуется высоким уровнем заболеваемости, сниженными показателями физического развития.

В уязвимом положении находятся дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей. Большая часть уголовно наказуемых фактов неисполнения обязанностей по воспитанию детей, сопряженных с жестоким обращением, регистрируется в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не создают элементарных условий для воспитания детей. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия конкретных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка.

Ее реализацию предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Региональной стратегии.


 1. Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми.

Недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Неравенство в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.


2. Ключевые принципы Региональной стратегии


Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Тамбовской области должны быть созданы условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Необходимо развивать систему семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав каждого ребенка. В Тамбовской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Тамбовской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка. В Тамбовской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Тамбовской области необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

Особое внимание уязвимым категориям детей. В Тамбовской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Тамбовской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

Партнерство во имя ребенка. В Тамбовской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.


 II. Семейная политика детствосбережения  1. Краткий анализ ситуации

Всего на территории области проживают 125,0 тыс. семей, в которых воспитываются 174,9 тыс. детей.

Демографическая ситуация характеризуется нестабильным показателем рождаемости (2009 г. - 9,3%, 2010 г. - 9,6%, 2011 г. - 9,3%), в 2011 году зарегистрировано 10,1 тыс. новорожденных, что на 2,7% меньше, чем в 2010 году. В течение последних лет детское население области в возрасте от 0 - 17 лет ежегодно уменьшается на 2 - 3%.

В общей структуре семей с детьми многодетные семьи составляют - 4%; семьи, имеющие детей-инвалидов - 2,1%; неполные семьи - 11,6%; замещающие семьи - 2,3%; семьи, находящиеся в социально опасном положении - 1,5%.

Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Матери и одинокие родители, имеющие несовершеннолетних детей, испытывают сложности при трудоустройстве на достойно оплачиваемую работу. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

Ежегодно сокращается, но остается высоким число детей, находящихся в социально опасном положении (2009 г. - 4858 чел.; 2011 г. - 3213 чел.).

Основные причины семейного неблагополучия: употребление родителями спиртных напитков - 42,2%, отсутствие контроля со стороны родителей - 29%, правонарушения, совершенные несовершеннолетними - 16%, употребление спиртных напитков несовершеннолетними - 6,2%.

В области действуют законодательные и нормативные правовые акты, позволяющие осуществлять социальную помощь и поддержку семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Всего назначается и выплачивается 22 вида государственных пособий, компенсаций и иных видов социальной помощи беременным женщинам, семьям, имеющим детей, детям. За последние годы численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности уменьшилась на 3,5 тыс. человек: с 122,8 тыс. человек в 2008 году до 119,3 тыс. человек в 2011 году.

В целях недопущения роста количества семей, находящихся в социально опасном положении, развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики вторичного сиротства, предупреждения причин отказов от новорожденных детей и профилактики жестокого обращения с детьми в области ведется работа по созданию и развитию эффективной системы раннего выявления семейного неблагополучия и оказания своевременной помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание уделяется совершенствованию форм и методов работы с семьей, внедрению инновационных технологий, направленных на сохранение для ребенка семейных условий проживания, предупреждение лишения родительских прав.

Осуществляется проектная деятельность.

В 2007 году было заключено соглашение "О сотрудничестве в развитии механизмов профилактики социального сиротства, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области" между администрацией Тамбовской области и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (Москва). В рамках соглашения проводилась работа по направлениям:

развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

внедрение технологии раннего выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обучение специалистов.

По результатам плодотворного сотрудничества в ноябре 2009 года. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения начал на территории области реализацию социально значимого проекта "Помочь семье - помочь ребенку". С апреля 2010 года осуществлялся другой социально значимый проект "Ты - не один" с целью создания межрегиональной профессиональной сети тренеров в сфере защиты детей от жестокого обращения.

В соответствии с соглашением о партнерстве от 13.06.2008 N 497-С/Ю с Фондом помощи обездоленным детям, лишенным родительской ласки - детский фонд "Виктория" в течение 4 лет на территории области реализовывался проект "Семейные формы устройства детей-сирот".

Значительное развитие система профилактики социального сиротства получила с принятием в апреле 2010 года комплексной программы "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы, которая реализуется совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на условиях софинансирования.

В 2012 году Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения предложил участвовать в совместном проекте создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области". 13.07.2012 администрацией области подписано соглашение по данному вопросу.

Социальный кластер предполагает создание региональной многоуровневой системы с целью формирования благоприятной социальной среды и предоставление населению области инновационных профилактических услуг, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в семье и предупреждение социального сиротства.

В области сформирована многоуровневая многокомпонентная система профессиональной подготовки специалистов, занятых в сфере защиты детства.

Однако сложившаяся на данный момент демографическая ситуация в регионе требует разработки дополнительных мер, направленных на поддержку семей с детьми, а также стимулирование рождения третьего и последующих детей.


2. Основные задачи

Сокращение бедности среди семей с детьми.

Повышение доступности и качества социальных, образовательных и оздоровительных услуг для семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Обеспечение безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»