Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация Тамбовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2011 года N 1730

Об утверждении целевой программы Тамбовской области "Развитие мелиорации
сельскохозяйственных земель Тамбовской области на период до 2020 года"


В целях повышения устойчивости и рентабельности сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации, во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (в редакции от 30.12.2008) и Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" администрация области постановляет:

1. Утвердить целевую программу "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Тамбовской области до 2020 года" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Определить управление сельского хозяйства области (Аксенов) ответственным за реализацию Программы на территории области, органом, уполномоченным администрацией области для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу государственной поддержки предприятий (организаций) агропромышленного комплекса региона за счет средств федерального и областного бюджетов.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я. Дубовика.

И.о. главы администрации Тамбовской
области                                    А.А.Сазонов

г.Тамбов
12 декабря 2011 г.
N 1730

Приложение
к постановлению администрации области
от 12 декабря 2011 года
N 1730

Целевая программа "Развитие мелиорации сельскохозяйственных
земель Тамбовской области на период до 2020 года"

     
Паспорт программы

Наименование программы

Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Тамбовской области на период до 2020 года (далее Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель"; Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"; Закон Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года"; постановление администрации Тамбовской области от 19.03.2007 N 269 (в редакции от 15.08.2011) "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области"; протокол заседания коллегии Минсельхоза России от 06.04.2011 N 5.

Заказчик Программы

Управление сельского хозяйства области

Основной разработчик Программы

Управление сельского хозяйства области

Цель Программы

Повышение устойчивости, конкуренто-способности и рентабельности сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации земель в условиях глобальных изменений климата и региональных природных аномалий за счет эффективного использования природных ресурсов, повышения продукционного потенциала земель в целях обеспечения продовольственной безопасности Тамбовской области и Российской Федерации в целом

Основные задачи Программы

Восстановление и развитие мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по орошению и осушению земель;

экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня;

развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства в соответствии с темпами роста поголовья крупного рогатого скота (далее КРС), гарантированное обеспечение населения области овощами, продукцией плодовых и ягодных культур;

экологически безопасное использование на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов;

улучшение социально-экономических условий жизни сельского населения;

создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в мелиоративной отрасли агропромышленного комплекса области

Сроки и этапы реализации Программы

2012 - 2020 годы, в том числе:

1-й этап - 2012 - 2016 годы;
2-й этап - 2017 - 2020 годы.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составит в ценах соответствующих лет 38880,00 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета 12450,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 г. - 68,25 млн. рублей;
2013 г. - 853,00 млн. рублей;
2014 г. - 1005,75 млн. рублей;
2015 г. - 1033,50 млн. рублей;
2016 г. - 1087,25 млн. рублей;
2017 г. - 1157,25 млн. рублей;
2018 г. - 1237,00 млн. рублей;
2019 г. - 2508,50 млн. рублей;
2020 г. - 3500,00 млн. рублей;

за счет средств областного бюджета 11211,00 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 г. - 30,00 млн. рублей;
2013 г. - 617,75 млн. рублей;
2014 г. - 766,25 млн. рублей;
2015 г. - 811,25 млн. рублей;
2016 г. - 856,25 млн. рублей;
2017 г. - 991,25 млн. рублей;
2018 г. - 1171,25 млн. рублей;
2019 г. - 2488,50 млн. рублей;
2020 г. - 3478,50 млн. рублей;

за счет внебюджетных средств 15218,50 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 г. - 322,00 млн. рублей;
2013 г. - 823,25 млн. рублей;
2014 г. - 1021,25 млн. рублей;
2015 г. - 1081,25 млн. рублей;
2016 г. - 1141,25 млн. рублей;
2017 г. - 1321,25 млн. рублей;
2018 г. - 1561,25 млн. рублей;
2019 г. - 3313,50 млн. рублей;
2020 г. - 4633,50 млн. рублей


1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами

     

Тамбовская область занимает центральную часть Окско-Донской низменности, находится в климатической зоне рискованного земледелия. Климат данной территории - умеренно-континентальный с годовой суммой осадков в среднем - 450-500 мм и характеризуется засушливым летним периодом. По условиям влагообеспеченности для сельскохозяйственных культур область находится в зоне неустойчивого и недостаточного увлажнения.

Основная часть (86,8%) сельскохозяйственных угодий области находится на типичных и выщелоченных черноземных почвах, обладающих самым высоким естественным плодородием не только в России, но и в мире. Однако, располагая таким потенциалом, агроландшафты не могут обеспечить получение стабильно высоких урожаев сельскохозяйственных культур из-за сложных погодных условий, в первую очередь - дефицита влагообеспеченности культур в период вегетации.

Комплексная мелиорация земель с приоритетом гидромелиорации является мощным средством создания стабильных условий функционирования сельскохозяйственного производства нашего региона, позволяющим наиболее полно и рационально использовать имеющийся природно-ресурсный потенциал. На мелиорированных землях активизируются все процессы: усиливается биологическая аккумуляция и деятельность микроорганизмов в почве, улучшается водно-воздушный режим, физические, химические, ионообменные свойства почвы, обеспечивается наибольшая эффективность применения средств химизации. Таким образом, гидромелиорация позволяет существенно стабилизировать и повысить урожайность культур (в 2-3 раза и более). При использовании орошения урожайность картофеля в хозяйствах области составляет более 300 ц/га (по отдельным сортам 500 ц/га), овощных -300 - 350 ц/га (до 500 ц/га), плодово-ягодных культур - 300 - 400 ц/га (до 600 ц/га).

Основным источником водоснабжения для орошения в области является зарегулированный в пруды и водоемы местный сток, средняя величина которого составляет 800-900 кубических метров воды с одного гектара. По территории области протекает около 1400 рек, речек и ручьев, 40 из них являются объектами федерального контроля, а также насчитывается около 300 озер с общей площадью зеркала 88,6 км(2), 764 пруда, 137 водохранилищ, в том числе 21 рыбоводное. Общий объем воды, зарегулированный гидроузлами, составляет 97,5 млн. м(3), а прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод - 717 млн. м(3) в год. Располагая такими водными ресурсами, область имеет большой потенциал для развития мелиоративного фонда.

В 80-х годах прошлого века наблюдался рост комплексной мелиорации земель с доведением орошаемой площади региона до 50 тыс. га. Социально-экономические трудности переходного периода 90-х годов стали причиной кризисных явлений в мелиоративной отрасли. Децентрализация сопровождалась уменьшением государственной поддержки сельского хозяйства и мелиоративных организаций. В федеральной собственности остались только крупные гидротехнические сооружения и системы, а внутрихозяйственная сеть перешла в пользование регионов и отдельных хозяйств, которые оказались не готовы эффективно использовать ранее мелиорированные земли. Такая ситуация сложилась в Тамбовской области в настоящее время.

По данным инвентаризации, на начало 2011 года площадь орошаемых сельскохозяйственных земель в Тамбовской области составила 41,64 тыс. га или 2% от площади всех сельскохозяйственных угодий региона. Основная часть гидромелиоративных систем (83,4%) технически изношена на 100% и подлежит списанию, реконструкции подлежат 12,2% систем на площади 5097 га, эксплуатируются, но требующие текущего ремонта - 4,4% систем на площади 1800 га орошаемых земель. Восстановление и реконструкция мелиоративного фонда в настоящее время поддерживается субсидированием в рамках Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы, однако объемы господдержки незначительны. Так, по данной госпрограмме в 2011 году удалось реконструировать оросительную систему на площади 166 га. Новое строительство осуществлено на 140 га (орошение овощей и картофеля).

В нашей климатической зоне для создания устойчивой кормовой базы животноводства в сельхозпредприятиях необходимо, чтобы кормозаготовка проводилась на 30-40% от общего объема с орошаемых сельскохозяйственных угодий, однако в кормопроизводстве наблюдается наиболее низкая доля орошаемых площадей. Площадь орошения многолетних и однолетних трав не превышает 0,3% от их посевной площади, кроме того обеспеченность полевого кормопроизводства функционирующими мелиоративными системами практически отсутствует (таблица 1). В соответствии с научными нормами для обеспечения молочной продукцией населения области необходимо ежегодно производить 400 тыс. тонн молока. В 2010 году этот показатель составил 320 тыс. тонн. В структуре его производства только 14% занимают специализированные сельхозпредприятия (43,8 тыс. тонн). План по производству молока на 2011 год аналогичный, что объясняется неустойчивостью кормовой базы для КРС, в первую очередь дефицитом высокопитательных трав (луговые, пастбищные и многолетние травы сенокосов).

Таблица 1.

     
Эксплуатируемая орошаемая площадь в сельскохозяйственных
организациях и крестьянских фермерских хозяйствах Тамбовской области в 2011 г.

Группы сельскохозяйственных культур

Посевная площадь, га

Орошаемая площадь, га

Доля орошаемой площади, %

Зерновые культуры

872990

336

0,04

Картофель

3429

500

14,6

Овощные культуры

1045

900

86,1

Плодовые культуры (семечковые и косточковые многолетние насаждения)

7778

200

2,6

Ягодные культуры

303

50

16,5

Многолетние и однолетние травы (включая озимые на зеленый корм)

42574

120

0,3

Всего

928119

2106

0,2


В целом на орошаемых землях осуществляется выращивание картофеля - 500 га и овощных культур - 900 га, что составляет 31% от их

посевной площади в сельскохозяйственных организациях области. Однако более 80% овощной продукции и клубнеплодов картофеля выращивается в личных подсобных хозяйствах населения, не ориентированных на получение прибыли. Аналогичная ситуация складывается и в плодово-ягодном производстве области, где доля производства продукции населением заметно выше, чем в специализированных организациях. Неудовлетворительное состояние мелиоративного фонда сдерживает развитие промышленного производства плодов, ягод и овощей.

По данным Росстата, во всех категориях хозяйств Тамбовской области производится в среднем за год 383,4 тыс. тонн картофеля, 135,1 тыс. тонн овощной и 35,5 тыс. тонн плодово-ягодной продукции, что недостаточно для обеспечения потребности населения (60-75% от необходимой годовой нормы, рекомендованной Институтом питания РАН). Данные таблицы 2 свидетельствуют, что при одинаковых площадях выращивания объемы валовых сборов сельскохозяйственных культур сильно отличаются, что объясняется высокой зависимостью урожайности растений от сложившихся метеорологических условий каждого года. Особенно резким было падение валовых сборов в 2010 году (в 1,5 - 2 раза) в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, обусловленной сильной засухой летнего периода.

Таблица 2.

     
Размеры посевных площадей и фактические сборы урожая картофеля, овощей,
плодово-ягодных культур и многолетних трав во всех категориях хозяйств Тамбовской области

Показатели по группам

Средний

Годы

сельскохозяйственных культур

показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1.Картофель

Посевная площадь, тыс. га

40,9

40,0

41,7

40,9

Урожайность, ц /га

93,8

108,1

119,2

54,2

Фактический сбор урожая, тыс. тонн

383,4

432,1

496,6

221,5

2. Овощи открытого грунта без семенников

Посевная площадь, тыс. га

7,9

7,8

8,4

7,5

Урожайность, ц/га

170,9

173,1

171,4

168,1

Фактический сбор урожая, тыс. тонн

135,1

134,6

144,6

126,1

Плодово-ягодные насаждения в плодоносящем возрасте

Всего насаждений, тыс. га

10,9

11,1

10,9

10,8

Урожайность, ц/га

32,5

24,8

49,7

22,9

Фактический сбор урожая, тыс. тонн

35,5

27,6

54,3

24,8

Многолетние кормовые травы (беспокровные и посева прошлых лет)

Посевная площадь, тыс. га

40,9

47,1

38,7

37,0

Урожайность, ц к.ед. /га

0,8

0,9

0,9

0,6

Фактический сбор кормовых единиц, тыс. тонн к. ед./га

35,2

46,4

36,1

23,0

          

На производство одной тонны молока необходимо скармливать одну кормовую единицу (к. ед.) всех видов кормов, из которых 50% должно приходиться на грубые и зеленые корма, полученные за счет многолетних трав. Учитывая региональную потребность в молоке, для молочного животноводства необходимо около 200 тыс. тонн кормовых единиц только за счет многолетних трав. На данное время этот областной показатель ниже в 5,6 раза (35,2 тыс. тонн к. ед.). Использование оросительных систем в животноводческих хозяйствах позволит стабилизировать кормозаготовку, обеспечит сбор более 5,5 - 6 кормовых единиц с орошаемого гектара (в 3-4 раза больше, чем на богарных землях), что создаст условия для устойчивого развития молочного скотоводства.

Наряду со строительством гидротехнических систем Программа предусматривает государственную поддержку проведения культуртехнической, агролесомелиоративной мелиорации земель и рыбоводных водоемов. При этом основное внимание планируется уделять очистке водоемов от ила и жесткой растительности (тростника, камыша, осоки) и укреплению гидротехнических сооружений.

Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс комплексной мелиорации земель, особенно в вопросах повышения эффективности мелиоративной отрасли за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий.

Важной проблемой, сдерживающей развитие комплексной мелиорации земель, остается нехватка квалифицированных специалистов в области проектно-изыскательских и конструкторских работ, специалистов-строителей, экологов, консультантов и обслуживающего персонала мелиоративных систем.

Анализ данных проблем позволяет сделать вывод о назревшей необходимости системных действий, применения эффективных согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации. В связи с этим разработана настоящая Программа мелиорации сельскохозяйственных земель Тамбовской области.

2. Основные цель и задачи Программы


Цель Программы мелиорации - повышение устойчивости, конкурентоспособности и рентабельности сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации земель в условиях глобальных изменений климата и региональных природных аномалий за счет эффективного использования природных ресурсов, повышения продукционного потенциала земель в целях обеспечения продовольственной безопасности Тамбовской области и Российской Федерации.

Задачи Программы мелиорации:

восстановление и развитие мелиоративного фонда ( мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по орошению и осушению земель сельскохозяйственных угодий;

экологически регламентированное использование в сельско-хозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня;

развитие на мелиорированных землях кормопроизводства, в соответствии с темпами роста поголовья КРС, гарантированное обеспечение населения области овощами, продукцией плодовых и ягодных культур;

экологически безопасное использование на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»