ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2011 года N 1730
Об утверждении целевой программы Тамбовской области "Развитие мелиорации
сельскохозяйственных земель Тамбовской области на период до 2020 года"
В целях повышения устойчивости и рентабельности сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации, во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (в редакции от 30.12.2008) и Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" администрация области постановляет:
1. Утвердить целевую программу "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Тамбовской области до 2020 года" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить управление сельского хозяйства области (Аксенов) ответственным за реализацию Программы на территории области, органом, уполномоченным администрацией области для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу государственной поддержки предприятий (организаций) агропромышленного комплекса региона за счет средств федерального и областного бюджетов.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я. Дубовика.
И.о. главы администрации Тамбовской
области А.А.Сазонов
г.Тамбов
12 декабря 2011 г.
N 1730
Целевая программа "Развитие мелиорации сельскохозяйственных
земель Тамбовской области на период до 2020 года"
Паспорт программы
Наименование программы | Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Тамбовской области на период до 2020 года (далее Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель"; Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"; Закон Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года"; постановление администрации Тамбовской области от 19.03.2007 N 269 (в редакции от 15.08.2011) "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области"; протокол заседания коллегии Минсельхоза России от 06.04.2011 N 5. |
Заказчик Программы | Управление сельского хозяйства области |
Основной разработчик Программы | Управление сельского хозяйства области |
Цель Программы | Повышение устойчивости, конкуренто-способности и рентабельности сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации земель в условиях глобальных изменений климата и региональных природных аномалий за счет эффективного использования природных ресурсов, повышения продукционного потенциала земель в целях обеспечения продовольственной безопасности Тамбовской области и Российской Федерации в целом |
Основные задачи Программы | Восстановление и развитие мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по орошению и осушению земель; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2012 - 2020 годы, в том числе: |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составит в ценах соответствующих лет 38880,00 млн. рублей, в том числе: |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Тамбовская область занимает центральную часть Окско-Донской низменности, находится в климатической зоне рискованного земледелия. Климат данной территории - умеренно-континентальный с годовой суммой осадков в среднем - 450-500 мм и характеризуется засушливым летним периодом. По условиям влагообеспеченности для сельскохозяйственных культур область находится в зоне неустойчивого и недостаточного увлажнения.
Основная часть (86,8%) сельскохозяйственных угодий области находится на типичных и выщелоченных черноземных почвах, обладающих самым высоким естественным плодородием не только в России, но и в мире. Однако, располагая таким потенциалом, агроландшафты не могут обеспечить получение стабильно высоких урожаев сельскохозяйственных культур из-за сложных погодных условий, в первую очередь - дефицита влагообеспеченности культур в период вегетации.
Комплексная мелиорация земель с приоритетом гидромелиорации является мощным средством создания стабильных условий функционирования сельскохозяйственного производства нашего региона, позволяющим наиболее полно и рационально использовать имеющийся природно-ресурсный потенциал. На мелиорированных землях активизируются все процессы: усиливается биологическая аккумуляция и деятельность микроорганизмов в почве, улучшается водно-воздушный режим, физические, химические, ионообменные свойства почвы, обеспечивается наибольшая эффективность применения средств химизации. Таким образом, гидромелиорация позволяет существенно стабилизировать и повысить урожайность культур (в 2-3 раза и более). При использовании орошения урожайность картофеля в хозяйствах области составляет более 300 ц/га (по отдельным сортам 500 ц/га), овощных -300 - 350 ц/га (до 500 ц/га), плодово-ягодных культур - 300 - 400 ц/га (до 600 ц/га).
Основным источником водоснабжения для орошения в области является зарегулированный в пруды и водоемы местный сток, средняя величина которого составляет 800-900 кубических метров воды с одного гектара. По территории области протекает около 1400 рек, речек и ручьев, 40 из них являются объектами федерального контроля, а также насчитывается около 300 озер с общей площадью зеркала 88,6 км(2), 764 пруда, 137 водохранилищ, в том числе 21 рыбоводное. Общий объем воды, зарегулированный гидроузлами, составляет 97,5 млн. м(3), а прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод - 717 млн. м(3) в год. Располагая такими водными ресурсами, область имеет большой потенциал для развития мелиоративного фонда.
В 80-х годах прошлого века наблюдался рост комплексной мелиорации земель с доведением орошаемой площади региона до 50 тыс. га. Социально-экономические трудности переходного периода 90-х годов стали причиной кризисных явлений в мелиоративной отрасли. Децентрализация сопровождалась уменьшением государственной поддержки сельского хозяйства и мелиоративных организаций. В федеральной собственности остались только крупные гидротехнические сооружения и системы, а внутрихозяйственная сеть перешла в пользование регионов и отдельных хозяйств, которые оказались не готовы эффективно использовать ранее мелиорированные земли. Такая ситуация сложилась в Тамбовской области в настоящее время.
По данным инвентаризации, на начало 2011 года площадь орошаемых сельскохозяйственных земель в Тамбовской области составила 41,64 тыс. га или 2% от площади всех сельскохозяйственных угодий региона. Основная часть гидромелиоративных систем (83,4%) технически изношена на 100% и подлежит списанию, реконструкции подлежат 12,2% систем на площади 5097 га, эксплуатируются, но требующие текущего ремонта - 4,4% систем на площади 1800 га орошаемых земель. Восстановление и реконструкция мелиоративного фонда в настоящее время поддерживается субсидированием в рамках Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы, однако объемы господдержки незначительны. Так, по данной госпрограмме в 2011 году удалось реконструировать оросительную систему на площади 166 га. Новое строительство осуществлено на 140 га (орошение овощей и картофеля).
В нашей климатической зоне для создания устойчивой кормовой базы животноводства в сельхозпредприятиях необходимо, чтобы кормозаготовка проводилась на 30-40% от общего объема с орошаемых сельскохозяйственных угодий, однако в кормопроизводстве наблюдается наиболее низкая доля орошаемых площадей. Площадь орошения многолетних и однолетних трав не превышает 0,3% от их посевной площади, кроме того обеспеченность полевого кормопроизводства функционирующими мелиоративными системами практически отсутствует (таблица 1). В соответствии с научными нормами для обеспечения молочной продукцией населения области необходимо ежегодно производить 400 тыс. тонн молока. В 2010 году этот показатель составил 320 тыс. тонн. В структуре его производства только 14% занимают специализированные сельхозпредприятия (43,8 тыс. тонн). План по производству молока на 2011 год аналогичный, что объясняется неустойчивостью кормовой базы для КРС, в первую очередь дефицитом высокопитательных трав (луговые, пастбищные и многолетние травы сенокосов).
Эксплуатируемая орошаемая площадь в сельскохозяйственных
организациях и крестьянских фермерских хозяйствах Тамбовской области в 2011 г.
Группы сельскохозяйственных культур | Посевная площадь, га | Орошаемая площадь, га | Доля орошаемой площади, % |
Зерновые культуры | 872990 | 336 | 0,04 |
Картофель | 3429 | 500 | 14,6 |
Овощные культуры | 1045 | 900 | 86,1 |
Плодовые культуры (семечковые и косточковые многолетние насаждения) | 7778 | 200 | 2,6 |
Ягодные культуры | 303 | 50 | 16,5 |
Многолетние и однолетние травы (включая озимые на зеленый корм) | 42574 | 120 | 0,3 |
Всего | 928119 | 2106 | 0,2 |
В целом на орошаемых землях осуществляется выращивание картофеля - 500 га и овощных культур - 900 га, что составляет 31% от их
посевной площади в сельскохозяйственных организациях области. Однако более 80% овощной продукции и клубнеплодов картофеля выращивается в личных подсобных хозяйствах населения, не ориентированных на получение прибыли. Аналогичная ситуация складывается и в плодово-ягодном производстве области, где доля производства продукции населением заметно выше, чем в специализированных организациях. Неудовлетворительное состояние мелиоративного фонда сдерживает развитие промышленного производства плодов, ягод и овощей.
По данным Росстата, во всех категориях хозяйств Тамбовской области производится в среднем за год 383,4 тыс. тонн картофеля, 135,1 тыс. тонн овощной и 35,5 тыс. тонн плодово-ягодной продукции, что недостаточно для обеспечения потребности населения (60-75% от необходимой годовой нормы, рекомендованной Институтом питания РАН). Данные таблицы 2 свидетельствуют, что при одинаковых площадях выращивания объемы валовых сборов сельскохозяйственных культур сильно отличаются, что объясняется высокой зависимостью урожайности растений от сложившихся метеорологических условий каждого года. Особенно резким было падение валовых сборов в 2010 году (в 1,5 - 2 раза) в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, обусловленной сильной засухой летнего периода.
Размеры посевных площадей и фактические сборы урожая картофеля, овощей,
плодово-ягодных культур и многолетних трав во всех категориях хозяйств Тамбовской области
Показатели по группам | Средний | Годы | ||
сельскохозяйственных культур | показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
1.Картофель | ||||
Посевная площадь, тыс. га | 40,9 | 40,0 | 41,7 | 40,9 |
Урожайность, ц /га | 93,8 | 108,1 | 119,2 | 54,2 |
Фактический сбор урожая, тыс. тонн | 383,4 | 432,1 | 496,6 | 221,5 |
2. Овощи открытого грунта без семенников | ||||
Посевная площадь, тыс. га | 7,9 | 7,8 | 8,4 | 7,5 |
Урожайность, ц/га | 170,9 | 173,1 | 171,4 | 168,1 |
Фактический сбор урожая, тыс. тонн | 135,1 | 134,6 | 144,6 | 126,1 |
Плодово-ягодные насаждения в плодоносящем возрасте | ||||
Всего насаждений, тыс. га | 10,9 | 11,1 | 10,9 | 10,8 |
Урожайность, ц/га | 32,5 | 24,8 | 49,7 | 22,9 |
Фактический сбор урожая, тыс. тонн | 35,5 | 27,6 | 54,3 | 24,8 |
Многолетние кормовые травы (беспокровные и посева прошлых лет) | ||||
Посевная площадь, тыс. га | 40,9 | 47,1 | 38,7 | 37,0 |
Урожайность, ц к.ед. /га | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,6 |
Фактический сбор кормовых единиц, тыс. тонн к. ед./га | 35,2 | 46,4 | 36,1 | 23,0 |
На производство одной тонны молока необходимо скармливать одну кормовую единицу (к. ед.) всех видов кормов, из которых 50% должно приходиться на грубые и зеленые корма, полученные за счет многолетних трав. Учитывая региональную потребность в молоке, для молочного животноводства необходимо около 200 тыс. тонн кормовых единиц только за счет многолетних трав. На данное время этот областной показатель ниже в 5,6 раза (35,2 тыс. тонн к. ед.). Использование оросительных систем в животноводческих хозяйствах позволит стабилизировать кормозаготовку, обеспечит сбор более 5,5 - 6 кормовых единиц с орошаемого гектара (в 3-4 раза больше, чем на богарных землях), что создаст условия для устойчивого развития молочного скотоводства.
Наряду со строительством гидротехнических систем Программа предусматривает государственную поддержку проведения культуртехнической, агролесомелиоративной мелиорации земель и рыбоводных водоемов. При этом основное внимание планируется уделять очистке водоемов от ила и жесткой растительности (тростника, камыша, осоки) и укреплению гидротехнических сооружений.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс комплексной мелиорации земель, особенно в вопросах повышения эффективности мелиоративной отрасли за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий.
Важной проблемой, сдерживающей развитие комплексной мелиорации земель, остается нехватка квалифицированных специалистов в области проектно-изыскательских и конструкторских работ, специалистов-строителей, экологов, консультантов и обслуживающего персонала мелиоративных систем.
Анализ данных проблем позволяет сделать вывод о назревшей необходимости системных действий, применения эффективных согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации. В связи с этим разработана настоящая Программа мелиорации сельскохозяйственных земель Тамбовской области.
2. Основные цель и задачи Программы
Цель Программы мелиорации - повышение устойчивости, конкурентоспособности и рентабельности сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации земель в условиях глобальных изменений климата и региональных природных аномалий за счет эффективного использования природных ресурсов, повышения продукционного потенциала земель в целях обеспечения продовольственной безопасности Тамбовской области и Российской Федерации.
Задачи Программы мелиорации:
восстановление и развитие мелиоративного фонда ( мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по орошению и осушению земель сельскохозяйственных угодий;
экологически регламентированное использование в сельско-хозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня;
развитие на мелиорированных землях кормопроизводства, в соответствии с темпами роста поголовья КРС, гарантированное обеспечение населения области овощами, продукцией плодовых и ягодных культур;
экологически безопасное использование на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов;