Для надежной сбалансированности областного бюджета необходимо эффективное управление государственным долгом Тамбовской области. Начиная с 2009 года в Тамбовской области проводится последовательная долговая политика, направленная на снижение объема государственного долга Тамбовской области. В 2010 году его объем сократился в 1,3 раза по сравнению с 2008 годом. Вся сумма государственного долга является внутренними долговыми обязательствами области. В целом государственный долг находится на среднем уровне, и если в 2008 году он составлял 33,9 процента, то в 2010 году - 20,6 процента расходов областного бюджета, или, соответственно, 79 процентов и 47,9 процента налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
В области сложилась низкая стоимость обслуживания государственного долга при достаточно высокой долговой нагрузке, за три прошедших года она составляла от 0,4 процента до 0,5 процента от объема расходов областного бюджета (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Результатом стала значительная экономия средств областного бюджета, предусмотренных на обслуживание государственного долга.
В структуре государственного долга Тамбовской области доминируют прямые обязательства - это бюджетные и банковские кредиты, на долю которых приходится более 70 процентов долга.
Привлечение бюджетных кредитов позволило сократить в 2010 году объем банковских кредитов в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом. Все долговые обязательства Тамбовской области погашаются своевременно и в полном объеме, параметры государственного долга Тамбовской области соответствуют требованиям бюджетного законодательства.
Государственные гарантии Тамбовской области за 2008 - 2010 годы сократились в 1,9 раза, гарантийных случаев не наступало.
Политика в области государственного долга Тамбовской области на 2011 - 2013 годы будет строиться преимущественно в целях повышения качественного уровня общественной инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности граждан и бизнеса, создания инвестиционно-привлекательного климата для расширения и освоения новых производств, развития налоговой базы, и, как следствие, укрепления финансовой самостоятельности региона.
Учитывая, что доходы областного бюджета в полном объеме покрывают только финансирование текущих расходов, задача состоит в обеспечении дополнительными источниками финансирования тех расходных обязательств, которые заложены в областной адресной инвестиционной программе.
В этом случае сбалансированность бюджета возможна только при условии заимствований.
Источниками финансирования дефицита областного бюджета в настоящее время являются как бюджетные, так и банковские кредиты. Замещение краткосрочных банковских кредитов среднесрочными позволит рассрочить эти обязательства по времени и, несмотря на увеличение расходов на обслуживание государственного долга, обеспечит долговую устойчивость региона.
Основными мероприятиями Программы по снижению долговой нагрузки на консолидированный бюджет Тамбовской области являются поддержание уровня государственного долга Тамбовской области на экономически безопасном уровне, проведение постоянного мониторинга уровня долговой нагрузки муниципальных районов и городских округов, оценка состояния, структуры и динамики государственного долга. Помимо этого запланировано проведение мероприятий по мониторингу состояния кредиторской задолженности по обязательствам консолидированного бюджета Тамбовской области.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 27.06.2012 N 765)