Программа повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011 - 2013 годы разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р о Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Современное состояние бюджетной системы Тамбовской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на государственное и муниципальное управление, концентрацией ресурсов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования.
Антикризисные меры, реализованные администрацией Тамбовской области в 2009 - 2010 годах, позволили своевременно и в полном объеме исполнить все бюджетные обязательства Тамбовской области.
Работа органов государственной власти и местного самоуправления области по уточнению, исполнению консолидированного бюджета Тамбовской области в 2009 году, по его формированию на 2010 год заслужили положительную оценку Министерства финансов Российской Федерации. В 2010 году Правительством Российской Федерации выделен грант Тамбовской области за снижение неэффективных бюджетных расходов. По результатам проведенного Министерством финансов Российской Федерации мониторинга за 2009 год Тамбовская область вошла в группу субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством организации бюджетного процесса. Рейтинговое агентство Fjtsch по итогам отчета об исполнении бюджета за 2010 год зафиксировало сохранение его хороших показателей и подтвердило долгосрочный рейтинг Тамбовской области в иностранной и национальной валюте как "стабильный".
В Тамбовской области на протяжении последних лет последовательно ведется работа по совершенствованию системы управления общественными финансами, реализуются мероприятия бюджетной реформы.
Результатом проводимых реформ в Тамбовской области стало формирование современной системы управления государственными и муниципальными финансами путем:
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств между Тамбовской областью и муниципальными образованиями Тамбовской области;
ликвидации "необеспеченных региональных мандатов" и упорядочения основных социальных обязательств;
применения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
введения практики трехлетнего планирования областного и местных бюджетов, начиная с формирования бюджета на 2008 год;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности, областные целевые программы, ведомственные целевые программы, государственные (муниципальные) задания);
законодательного закрепления ведения Государственной долговой книги Тамбовской области и предоставления государственных гарантий Тамбовской области;
создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
В 2009 году, несмотря на кризис и непредсказуемость ключевых макроэкономических показателей, планирование консолидированного бюджета Тамбовской области осуществлялось на трехлетний период;
ликвидирована просроченная кредиторская задолженность;
ежеквартально проводится мониторинг соблюдения органами местного самоуправления требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления местными бюджетами с размещением результатов мониторинга в сети Интернет.
Область, одна из немногих в Российской Федерации, сохранила кассовое обслуживание областного и местных бюджетов в органах Федерального казначейства. Таким образом, экономятся значительные средства налогоплательщиков, которые при выбранной схеме кассового обслуживания бюджетов направляются на приоритетные направления социально-экономического развития региона.
На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления региональными финансами Тамбовская область стремится к дальнейшей ее модернизации в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на федеральном уровне. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Тамбовской области в условиях адаптации бюджетной системы Тамбовской области к умеренно-консервативным темпам роста бюджетных доходов свидетельствует об актуальности разработки и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
Объективными факторами для разработки Программы являются:
необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых региональных целевых программ в условиях сложившегося высокого уровня дефицита областного бюджета и государственного долга Тамбовской области, а также снижения бюджетных возможностей;
ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета;
необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;
необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению услуг.
Наряду с этими факторами существуют недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:
недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием;
недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;