ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2011 года N 782
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 05.09.2011 N 1167, от 27.06.2012 N 765, от 22.11.2012 N 1445, от 20.05.2013 N 484, от 24.09.2013 N 1058)
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р администрация области постановляет:
1. Утвердить Программу повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011 - 2013 годы согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов.
3. Признать утратившим силу Распоряжение администрации области от 30.12.2010 N 425-р "О Плане мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов в Тамбовской области на 2011 год".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации области
О.И.Бетин
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 05.09.2011 N 1167, от 27.06.2012 N 765, от 22.11.2012 N 1445, от 20.05.2013 N 484, от 24.09.2013 N 1058)
┌══════════════════┬═══════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Программа повышения эффективности бюджетных расходов │
│Программы │Тамбовской области на 2011 - 2013 годы (далее - │
│ │Программа) │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для │Бюджетное послание Президента Российской Федерации от │
│разработки │29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"; │
│Программы │Распоряжение Правительства Российской Федерации от │
│ │30.06.2010 N 1101-р о Программе Правительства │
│ │Российской Федерации по повышению эффективности │
│ │бюджетных расходов на период до 2012 года; │
│ │Приказ Министерства финансов Российской Федерации и │
│ │Министерства экономического развития Российской │
│ │Федерации от 29.12.2010 N 194н/701 "Об утверждении │
│ │методических рекомендаций по разработке и реализации │
│ │региональных и муниципальных программ повышения │
│ │эффективности бюджетных расходов"; │
│ │Постановление администрации области от 16.09.2010 │
│ │N 1096 "Об утверждении основных направлений бюджетной и│
│ │налоговой политики Тамбовской области на 2011 год и на │
│ │плановый период 2012 и 2013 годов" │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик Программы│Финансовое управление области │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик │Финансовое управление области │
│Программы │ │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Соисполнители │Правовое управление администрации области, управление │
│Программы │государственной службы и организационной работы │
│ │администрации области, управление информационных │
│ │технологий, связи и документооборота администрации │
│ │области, управление по взаимодействию с органами │
│ │местного самоуправления администрации области, │
│ │управление по связям с общественностью администрации │
│ │области; управление экономической политики │
│ │администрации области, исполнительные органы │
│ │государственной власти области │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы │Создание условий для повышения эффективности │
│ │деятельности исполнительных органов государственной │
│ │власти области по выполнению государственных функций и │
│ │обеспечению потребностей граждан и общества в │
│ │государственных услугах, увеличению их доступности и │
│ │качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей │
│ │социально-экономического развития Тамбовской области │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи Программы │Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной│
│ │системы области; │
│ │совершенствование программно-целевых принципов │
│ │организации деятельности исполнительных органов │
│ │государственной власти Тамбовской области; │
│ │повышение эффективности предоставления государственных │
│ │услуг; │
│ │повышение эффективности распределения средств │
│ │областного бюджета; │
│ │оптимизация функций государственного и муниципального │
│ │управления, повышение эффективности их обеспечения; │
│ │развитие информационной системы управления │
│ │государственными финансами; │
│ │повышение эффективности бюджетных расходов на местном │
│ │уровне; │
│ │развитие системы государственного финансового контроля │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2011 - 2013 годы │
│Программы │ │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники│Финансирование Программы осуществляется за счет средств│
│финансирования │федерального и областного бюджетов. Общий объем │
│Программы │финансирования мероприятий Программы на 2011 - 2013 │
│ │годы составит: │
│ │за счет средств федерального бюджета - 52348,6298 тыс. │
│ │рублей, в том числе: │
│ │в 2011 г. - 0,0 тыс. рублей; │
│ │в 2012 г. - 52348,6298 тыс. рублей; │
│ │в 2013 г. - 0,0 тыс. рублей; │
│ │за счет средств областного бюджета - 26000,0 тыс. │
│ │рублей, в том числе: │
│ │в 2011 г. - 0,0 тыс. рублей; │
│ │в 2012 г. - 13000,0 тыс. рублей; │
│ │в 2013 г. - 13000,0 тыс. рублей │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.2012 │
│N 1445) │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │Ожидаемые результаты реализации Программы по годам │
│результаты │определяются целевыми индикаторами, указанными в │
│реализации │приложении N 1 к Программе │
│Программы │ │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Система │Управление и контроль за ходом реализации Программы │
│организации │осуществляется администрацией области. Координация │
│контроля за ходом │деятельности по исполнению мероприятий Программы │
│реализации │осуществляется финансовым управлением области. │
│Программы │Исполнители Программы представляют в финансовое │
│ │управление области информацию о ходе ее реализации: │
│ │по итогам первого полугодия не позднее 12 июля; │
│ │ежегодно не позднее 20 февраля года, следующего за │
│ │отчетным, до 2014 года включительно. │
│ │Финансовое управление области обобщает отчеты │
│ │исполнителей Программы и размещает отчет о реализации │
│ │Программы на Интернет-сайте финансового управления │
│ │области: │
│ │по итогам первого полугодия не позднее 1 августа; │
│ │ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за │
│ │отчетным, до 2014 года включительно │
│(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 27.06.2012 │
│N 765, от 20.05.2013 N 484) │
└══════════════════┴═══════════════════════════════════════════════════════…
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011 - 2013 годы разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р о Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Современное состояние бюджетной системы Тамбовской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на государственное и муниципальное управление, концентрацией ресурсов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования.
Антикризисные меры, реализованные администрацией Тамбовской области в 2009 - 2010 годах, позволили своевременно и в полном объеме исполнить все бюджетные обязательства Тамбовской области.
Работа органов государственной власти и местного самоуправления области по уточнению, исполнению консолидированного бюджета Тамбовской области в 2009 году, по его формированию на 2010 год заслужили положительную оценку Министерства финансов Российской Федерации. В 2010 году Правительством Российской Федерации выделен грант Тамбовской области за снижение неэффективных бюджетных расходов. По результатам проведенного Министерством финансов Российской Федерации мониторинга за 2009 год Тамбовская область вошла в группу субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством организации бюджетного процесса. Рейтинговое агентство Fjtsch по итогам отчета об исполнении бюджета за 2010 год зафиксировало сохранение его хороших показателей и подтвердило долгосрочный рейтинг Тамбовской области в иностранной и национальной валюте как "стабильный".
В Тамбовской области на протяжении последних лет последовательно ведется работа по совершенствованию системы управления общественными финансами, реализуются мероприятия бюджетной реформы.
Результатом проводимых реформ в Тамбовской области стало формирование современной системы управления государственными и муниципальными финансами путем:
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств между Тамбовской областью и муниципальными образованиями Тамбовской области;
ликвидации "необеспеченных региональных мандатов" и упорядочения основных социальных обязательств;
применения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
введения практики трехлетнего планирования областного и местных бюджетов, начиная с формирования бюджета на 2008 год;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности, областные целевые программы, ведомственные целевые программы, государственные (муниципальные) задания);
законодательного закрепления ведения Государственной долговой книги Тамбовской области и предоставления государственных гарантий Тамбовской области;
создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
В 2009 году, несмотря на кризис и непредсказуемость ключевых макроэкономических показателей, планирование консолидированного бюджета Тамбовской области осуществлялось на трехлетний период;
ликвидирована просроченная кредиторская задолженность;
ежеквартально проводится мониторинг соблюдения органами местного самоуправления требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления местными бюджетами с размещением результатов мониторинга в сети Интернет.
Область, одна из немногих в Российской Федерации, сохранила кассовое обслуживание областного и местных бюджетов в органах Федерального казначейства. Таким образом, экономятся значительные средства налогоплательщиков, которые при выбранной схеме кассового обслуживания бюджетов направляются на приоритетные направления социально-экономического развития региона.
На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления региональными финансами Тамбовская область стремится к дальнейшей ее модернизации в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на федеральном уровне. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Тамбовской области в условиях адаптации бюджетной системы Тамбовской области к умеренно-консервативным темпам роста бюджетных доходов свидетельствует об актуальности разработки и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
Объективными факторами для разработки Программы являются:
необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых региональных целевых программ в условиях сложившегося высокого уровня дефицита областного бюджета и государственного долга Тамбовской области, а также снижения бюджетных возможностей;
ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета;
необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;
необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению услуг.
Наряду с этими факторами существуют недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:
недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием;
недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
недостаточность условий для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления области, а также государственных и муниципальных учреждений области в повышении эффективности бюджетных расходов в рамках своей деятельности и сокращения расходов консолидированного бюджета Тамбовской области в целях обеспечения его сбалансированности;
недостаточный опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий в отдельных отраслях бюджетной сферы;
необходимость повышения эффективности деятельности отдельных государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики;
недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления области в наращивании собственной доходной базы в условиях высокой степени зависимости от финансовой помощи из областного бюджета;