Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года

Таблица 7.7.

Влияние на экономику области возможных последствий
(положительных/отрицательных) вхождения России в ВТО

Секторы экономики

Позитивный эффект

Негативный эффект

Химическая промышленность, машиностроительный комплекс, легкая промышленность Сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность

Проникновение новых производственных технологий Проникновение прогрессивных технологий и новых знаний

Рост конкуренции со стороны более развитых иностранных компаний Снижение барьеров входа на внутренний рынок; снижение общего уровня поддержки сектора (прежде всего сельхозтоваро- производителей)

Энергетика

Введение мировых цен на энергоносители и, как следствие, рост выручки производителей, что приведет к обновлению основных фондов и развитию в энергетике

Рост себестоимости товаров и услуг за счет удорожания энергетической составляющей приведет к снижению их конкурентоспособности

Научно- образовательный комплекс и инновационный бизнес

Сближение российских и международных организаций, занимающихся научной деятельностью

Рост конкуренции со стороны более развитых научно- образовательных комплексов

На основании результатов моделирования можно сделать следующие выводы по поводу задач макроэкономической и инвестиционной политики и минимизации рисков со стороны администрации области.

- В целях значительного повышения динамики социальноэкономического развития области уровень добавленной стоимости в цене продукции новых производств должен возрасти до 22-25 процентов, при доле затрат на заработную плату около 12-15 процентов. При этом производительность труда должна вырасти в 6-10 раз, что соответствует лучшим из предлагаемых к внедрению инвестиционных проектов. Достижение такого уровня возможно только при переходе к принципиально новым технологиям и принципиальному обновлению продукции.

- Необходимо обеспечить формирование и постоянный мониторинг портфеля проектов, удовлетворяющих требованиям высокой эффективности и обеспечивающим необходимый объем инвестиций.

- Необходимо реализовать адекватные институциональные мероприятия, которые должны обеспечить приток инвестиций в соответствии с требуемым расчетным объемом.

Основным фактором инвестиционной привлекательности отраслей и производств на территории Тамбовской области, является фактическое наличие реальных высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых при активной поддержке со стороны администрации области.

Полученные прогнозные параметры показателей, характеризующие эффективность инвестиций, должны рассматриваться как требования к критериальным показателям, которыми характеризуются и которым должны соответствовать потенциальные инвестиционные проекты, рассматриваемые в ходе модернизации экономики региона.

Реализация указанных сценариев позволит основным секторам экономики области (АПК, химическая промышленность, инновационные производства, малое предпринимательство и др.) не только сохранить ведущую роль в структуре регионального производства, но выполнить роль локомотива в решении задач модернизации социально-экономической сферы Тамбовской области.

7.1.4. Ключевые задачи социально-экономического развития Тамбовской области по достижению инновационного сценария развития


В настоящей Стратегии предусмотрен комплекс мер, которые, по экспертным оценкам, позволят решить достаточно амбициозные задачи долгосрочного развития Тамбовской области.

По стратегическому направлению "Развитие человеческих ресурсов" предполагается решение ключевых задач по:

1) обеспечению доступности качественного образования; повышению инвестиционной привлекательности системы образования и науки, включающих комплекс мер по обеспечению конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, подготовке кадров для инновационной сферы.

2) развитию рынка труда, предусматривающее:

- обеспечение координации деятельности образовательных учреждений и служб занятости, направленной на обеспечение соответствия изменений потребностей рынка труда и возможностей системы образования;

- развитие организационных форм частно-государственного партнерства для решения задач по повышению эффективности трудоустройства граждан и социальной ответственности бизнеса.

По стратегическому направлению "Экономическое развитие и повышение конкурентоспособности региона" наиболее актуальны меры по развитию приоритетных отраслей реального сектора экономики и зон опережающего развития, созданию условий для формирования и развития кластеров в регионе, по развитию связанной экономики инновационного типа и малого предпринимательства, что обеспечит высокие темпы экономического роста и позволит усилить позиции региона на внутреннем и внешнем рынках.

Стратегическое направление "Развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора" должно обеспечить решение ключевой задачи по обеспечению эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса на основе:

- реализации комплекса мер по вовлечению в экономический оборот земли и ее эффективному использованию, применению современной энергоресурсосберегающей техники, современных технологий при производстве сельхозпродукции;

- реализации инвестиционных проектов по наращиванию в области производства продовольственного и сельскохозяйственного сырья (в том числе в рамках национального проекта "Развитие АПК");

- совершенствования финансовых механизмов государственной поддержки производителей продовольствия;

- совершенствования вертикально-горизонтальной производственной кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе области;

- формирования сельскохозяйственного производства, ориентированного на глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, производимой в области;

- создания правовых, экономических и организационных механизмов эффективной деятельности личных подсобных (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);

- формирования на селе разветвленной торгово-закупочной сети.