Прогноз дотационности консолидированного бюджета
Тамбовской области на период до 2020 года
(млн.руб.) | |||||||||||||||
2007 г. отчет | 2008 г. (бюджет) | 2009 г. план, период | 2010 г. план, период | 2011 г. прогноз | 2012 г. прогноз | 2013 г. прогноз | 2014 г. прогноз | 2015 г. прогноз | 2016 г. прогноз | 2017 г. прогноз | 2018 г. прогноз | 2019 г. прогноз | 2020 г. прогноз | ||
Собственные доходы | 18431 | 19409 | 20961 | 22910 | 25463 | 27973 | 29799 | 31647 | 33425 | 35111 | 36669 | 38187 | 39693 | 41106 | |
в т.ч. доходы без учета безвозмездных поступлений | 12378 | 13027 | 14872 | 16866 | 20024 | 23139 | 25569 | 28021 | 30403 | 32694 | 34856 | 36978 | 39088 | 41106 | |
безвозмездные поступления без учета субвенций | 6053 | 6382 | 6089 | 6043 | 5439 | 4835 | 4230 | 3626 | 3022 | 2417 | 1813 | 1209 | 604 | 0 | |
Уровень дотационности Тамбовской области | 33 | 33 | 29 | 26 | 21 | 17 | 14 | 11 | 9 | 7 | 5 | 3 | 2 | 0 | |
Расходы без расходов за счет федеральных субвенций | 19077 | 21082 | 22719 | 24862 | 26428 | 28278 | 30116 | 31893 | 33615 | 35229 | 36779 | 38287 | 39742 | 41093 | |
Разность между доходами и расходами | -646 | -1673 | -1758 | -1952 | -965 | -305 | -317 | -246 | -191 | -118 | -109 | -100 | -49 | 13 |
7.1.3. Оценка сценариев и рисков стратегического развития Тамбовской области
В современных условиях одной из важнейших стратегических задач России является обеспечение ее национальных интересов в сфере экономики и особенно субнациональных интересов в ее региональном сегменте. Переход к рыночным отношениям, децентрализация экономического и политического пространства России, возрастающее влияние процессов глобализации на российскую экономику привели к усилению экономической самостоятельности регионов как субъектов хозяйственной деятельности. Регионы получили возможность более эффективно использовать выгоды своего экономико-географического положения и сложившейся хозяйственной специализации, конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Неоднородность развития российских регионов требует взвешенной региональной политики, направленной на устойчивое развитие всех регионов. Разрабатываемая государством региональная политика, несомненно, должна включать меры по адаптации экономик региона к процессам глобализации и базироваться на следующих принципах:
1) повышении конкурентоспособности промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
2) рационализации процесса распределения всех видов ресурсов, прежде всего энергетических, информационных и финансовых, а также активном применении ресурсосберегающих технологий;
3) оптимизации партнерских связей;
4) стимулировании и поддержке инноваций;
5) развитии инфраструктуры.
В целом эффективность мероприятий, направленных на адаптацию регионов к новым условиям, будет зависеть от комплексности их решения, от дифференцированного подхода к анализу положения в каждом регионе и сегменте рынка, от качества взаимодействия между предприятиями и региональными органами управления в период перехода к новым условиям хозяйствования.
Выделяют несколько путей экономического развития регионов:
- инерционный путь, основанный на активном использовании ресурсной базы региона и росте объемов экспорта сырья;
- экспортно-ориентированный путь развития, основанный на уменьшении налогового бремени для экспортеров, что приведет к сокращению потребления и повышению безработицы;
- потребительски-ориентированный путь развития может быть обеспечен за счет стимулирования потребительского спроса и опоры на импортозамещение, что приведет к поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях.
Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование государством как экспорта, так и потребительского спроса, что требует активного привлечения инвестиций.
Обобщая опыт развития стран и регионов, можно выделить следующие типы стратегий развития:
1) Стратегия использования природных ресурсов, приемлемая для тех регионов, в которых есть возможности для экспорта добываемого сырья и топлива.
2) Стратегия "преследования", основанная на использовании дешевой рабочей силы и предусматривающая производство конкурентоспособной продукции, ранее производимой в развитых странах. В данном случае потребитель получает не новый продукт, а уже известный образец, но по более низкой цене.
3) Стратегия инновационного развития предусматривает создание нового продукта и технологий, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса.
Для большинства регионов России, в том числе и для Тамбовской области, в настоящее время возможна смешанная стратегия, основанная на двух последних.
Это предполагает развитие секторов экономики региона, от которых зависит жизнеспособность экономики области в целом, разработку механизмов по стимулированию зон опережающего развития и "точек роста", а также совершенствование механизмов разработки и внедрения инноваций, формирование нового привлекательного имиджа области как одного из ключевых факторов повышения конкурентоспособности предприятий и региона в целом.
Описанный выше прогноз макроэкономических показателей развития Тамбовской области на долгосрочную перспективу полностью соответствуют названной стратегии, однако ее полная реализация и достижение бездотационности региона сопряжены с целым набором рисков.
Одним из вероятных факторов риска может стать снижение ВРП ввиду снижения налоговой составляющей, связанного с изменениями налоговой и бюджетной политики государства.
Основной стратегический путь развития состоит для Тамбовской области в создании новых эффективных производств, предполагает разработку вариантов закрытия старых неэффективных производств, характеризующихся недопустимо низкой производительностью труда. При этом один из факторов риска - неготовность бизнеса к модернизации производственных мощностей, поскольку это процесс с высокой неопределенностью, особенно для депрессивных регионов. Из сказанного следует, что экономическое развитие области должно идти в русле формирования кластеров, в рамках которых возможна известная координация инвестиционной активности при создании связанной модели экономики и достижение баланса интересов различных участников бизнеса.
Важнейший параметр прогноза - динамика инвестиций во вновь создаваемые производства. В прогнозных расчетах закладывались объемные показатели, соответствующие сложившимся тенденциям, однако при этом предполагалось существенное повышение отдачи инвестиций. При этом существенным фактором риска является обеспечение необходимой привлекательности области для эффективных инвесторов. В этом смысле бизнес нацелен на реализацию эффективных проектов, которые депрессивные регионы не могут пока предложить, как и доказать инвестиционную привлекательность региона в целом.