Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года

Таблица 7.6.

Прогноз дотационности консолидированного бюджета
Тамбовской области на период до 2020 года

(млн.руб.)

2007 г. отчет

2008 г. (бюджет)

2009 г. план, период

2010 г. план, период

2011 г. прогноз

2012 г. прогноз

2013 г. прогноз

2014 г. прогноз

2015 г. прогноз

2016 г. прогноз

2017 г. прогноз

2018 г. прогноз

2019 г. прогноз

2020 г. прогноз

Собственные доходы
консолидированного бюджета Тамбовской области

18431

19409

20961

22910

25463

27973

29799

31647

33425

35111

36669

38187

39693

41106

в т.ч. доходы без учета безвозмездных поступлений

12378

13027

14872

16866

20024

23139

25569

28021

30403

32694

34856

36978

39088

41106

безвозмездные поступления без учета субвенций

6053

6382

6089

6043

5439

4835

4230

3626

3022

2417

1813

1209

604

0

Уровень дотационности Тамбовской области

33

33

29

26

21

17

14

11

9

7

5

3

2

0

Расходы без расходов за счет федеральных субвенций

19077

21082

22719

24862

26428

28278

30116

31893

33615

35229

36779

38287

39742

41093

Разность между доходами и расходами

-646

-1673

-1758

-1952

-965

-305

-317

-246

-191

-118

-109

-100

-49

13

                                                                                                        

7.1.3. Оценка сценариев и рисков стратегического развития Тамбовской области

В современных условиях одной из важнейших стратегических задач России является обеспечение ее национальных интересов в сфере экономики и особенно субнациональных интересов в ее региональном сегменте. Переход к рыночным отношениям, децентрализация экономического и политического пространства России, возрастающее влияние процессов глобализации на российскую экономику привели к усилению экономической самостоятельности регионов как субъектов хозяйственной деятельности. Регионы получили возможность более эффективно использовать выгоды своего экономико-географического положения и сложившейся хозяйственной специализации, конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Неоднородность развития российских регионов требует взвешенной региональной политики, направленной на устойчивое развитие всех регионов. Разрабатываемая государством региональная политика, несомненно, должна включать меры по адаптации экономик региона к процессам глобализации и базироваться на следующих принципах:

1) повышении конкурентоспособности промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

2) рационализации процесса распределения всех видов ресурсов, прежде всего энергетических, информационных и финансовых, а также активном применении ресурсосберегающих технологий;

3) оптимизации партнерских связей;

4) стимулировании и поддержке инноваций;

5) развитии инфраструктуры.

В целом эффективность мероприятий, направленных на адаптацию регионов к новым условиям, будет зависеть от комплексности их решения, от дифференцированного подхода к анализу положения в каждом регионе и сегменте рынка, от качества взаимодействия между предприятиями и региональными органами управления в период перехода к новым условиям хозяйствования.

Выделяют несколько путей экономического развития регионов:

- инерционный путь, основанный на активном использовании ресурсной базы региона и росте объемов экспорта сырья;

- экспортно-ориентированный путь развития, основанный на уменьшении налогового бремени для экспортеров, что приведет к сокращению потребления и повышению безработицы;

- потребительски-ориентированный путь развития может быть обеспечен за счет стимулирования потребительского спроса и опоры на импортозамещение, что приведет к поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях.

Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование государством как экспорта, так и потребительского спроса, что требует активного привлечения инвестиций.

Обобщая опыт развития стран и регионов, можно выделить следующие типы стратегий развития:

1) Стратегия использования природных ресурсов, приемлемая для тех регионов, в которых есть возможности для экспорта добываемого сырья и топлива.

2) Стратегия "преследования", основанная на использовании дешевой рабочей силы и предусматривающая производство конкурентоспособной продукции, ранее производимой в развитых странах. В данном случае потребитель получает не новый продукт, а уже известный образец, но по более низкой цене.

3) Стратегия инновационного развития предусматривает создание нового продукта и технологий, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса.

Для большинства регионов России, в том числе и для Тамбовской области, в настоящее время возможна смешанная стратегия, основанная на двух последних.

Это предполагает развитие секторов экономики региона, от которых зависит жизнеспособность экономики области в целом, разработку механизмов по стимулированию зон опережающего развития и "точек роста", а также совершенствование механизмов разработки и внедрения инноваций, формирование нового привлекательного имиджа области как одного из ключевых факторов повышения конкурентоспособности предприятий и региона в целом.

Описанный выше прогноз макроэкономических показателей развития Тамбовской области на долгосрочную перспективу полностью соответствуют названной стратегии, однако ее полная реализация и достижение бездотационности региона сопряжены с целым набором рисков.

Одним из вероятных факторов риска может стать снижение ВРП ввиду снижения налоговой составляющей, связанного с изменениями налоговой и бюджетной политики государства.

Основной стратегический путь развития состоит для Тамбовской области в создании новых эффективных производств, предполагает разработку вариантов закрытия старых неэффективных производств, характеризующихся недопустимо низкой производительностью труда. При этом один из факторов риска - неготовность бизнеса к модернизации производственных мощностей, поскольку это процесс с высокой неопределенностью, особенно для депрессивных регионов. Из сказанного следует, что экономическое развитие области должно идти в русле формирования кластеров, в рамках которых возможна известная координация инвестиционной активности при создании связанной модели экономики и достижение баланса интересов различных участников бизнеса.

Важнейший параметр прогноза - динамика инвестиций во вновь создаваемые производства. В прогнозных расчетах закладывались объемные показатели, соответствующие сложившимся тенденциям, однако при этом предполагалось существенное повышение отдачи инвестиций. При этом существенным фактором риска является обеспечение необходимой привлекательности области для эффективных инвесторов. В этом смысле бизнес нацелен на реализацию эффективных проектов, которые депрессивные регионы не могут пока предложить, как и доказать инвестиционную привлекательность региона в целом.