Рейтинг регионов по индексу развития
человеческого потенциала (ИРЧП) в 2004 г.
ВВП | Индекс дохода | опж | Индекс долголетия | Грамотность | Доля учащихся в возрасте 7-24 лет | Индекс образования | ИРЧП | Место | |
Москва | 17091 | 0.858 | 70.8 | 0.763 | 99.8 | 100.0 | 0.999 | 0.873 | |
для сравнения, 2003 год | 0,866 | 1 | |||||||
Санкт- Петербург | 10133 | 0.771 | 67.3 | 0.706 | 99.8 | 93.1 | 0.976 | 0.817 | |
для сравнения, 2003 год | 0,809 | 3 | |||||||
Липецкая область | 13732 | 0.822 | 65.7 | 0.678 | 98.4 | 71.4 | 0.894 | 0.798 | |
для сравнения, 2003 год | 0,783 | 5 | |||||||
Белгородская область | 8464 | 0.741 | 68.2 | 0.720 | 98.6 | 74.1 | 0.904 | 0.788 | 9 |
для сравнения, 2003 год | 0,776 | 10 | |||||||
Курская область | 7047 | 0.710 | 65.0 | 0.666 | 98.5 | 80.0 | 0.923 | 0.766 | 23 |
для сравнения, 2003 год | 0,754 | 32 | |||||||
Саратовская область | 6288 | 0.691 | 65.6 | 0.677 | 99.2 | 74.5 | 0.910 | 0.759 | 31 |
для сравнения, 2003 год | 0,756 | 28 | |||||||
Рязанская область | 7190 | 0.714 | 64.1 | 0.652 | 98.7 | 74.7 | 0.907 | 0.758 | 33 |
для сравнения, 2003 год | 0,750 | 35 | |||||||
Воронежская область | 5454 | 0.667 | 66.1 | 0.686 | 98.3 | 77.1 | 0.912 | 0.755 | 37 |
для сравнения, 2003 год | 0,756 | 27 | |||||||
Тамбовская область | 5977 | 0.683 | 65.6 | 0.676 | 98.1 | 72.6 | 0.896 | 0.752 | 40 |
для сравнения, 2003 год | 0,750 | 36 | |||||||
Пензенская область | 4958 | 0.652 | 65.7 | 0.679 | 98.4 | 73.4 | 0.901 | 0.744 | 49 |
для сравнения, 2003 год | 0,738 | 48 |
Уровень обеспеченности образовательными учреждениями в Тамбовской области является высоким, особенно это касается дневных общеобразовательных учреждений (таблица 3.4. - данные за 2006 год).
Таблица 3.4.
Количество дневных | Количество дошкольных | |
Тамбовская область | 69,7 | 26,2 |
ЦФО | 38,1 | 28,5 |
Российская Федерация | 41,8 | 32,5 |
Современное региональное образование должно решать две ключевые задачи (рисунок 3.4).
Рис. 3.4. Развитие системы образования в Тамбовской области
Первая - обеспечить широкую образованность и получение профессиональной квалификации, включая овладение определенным набором компетенций, умений и навыков всеми жителями области, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда.
Вторая задача - выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов. Развитие творческих способностей обучаемых касается всех уровней образования и является исключительно важным для реализации инновационной модели развития.
Решению первой задачи в Тамбовской области уделяется большое внимание.
В рамках реализации комплексного проекта модернизации системы образования Тамбовской области планируется осуществить повышение качества и доступности общего образования за счет введения новой системы оплаты труда работников общего образования, нормативного подушевого финансирования, развития региональной системы оценки качества образования, развития сети образовательных учреждений, развития общественного участия в управлении образованием. Уже сегодня в развитии информационной среды образования произошли значительные изменения: все школы и учреждения начального профессионального образования области подключены к сети Интернет, 70% образовательных учреждений имеют мультимедийную технику, в том числе 40% средних школ - интерактивные доски.
Вместе с тем, основным фактором, сдерживающим развитие качества образования в Тамбовской области, является состав и уровень педагогических кадров, в том числе старение педагогических кадров, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений, отсутствие у учителей стремления к самообразованию. Бесспорно, очевидной причиной такого положения является низкий уровень оплаты труда педагогических кадров, однако нельзя сбрасывать со счетов и необходимость постоянного качественного высокопрофессионального повышения квалификации всех работников образования с целью обучения их владению самыми "продвинутыми" знаниями, технологиями и навыками их постоянного обновления.
Как уже отмечалось, одной из важнейших задач образования является обеспечение экономики области квалифицированными трудовыми ресурсами в соответствии с требованиями регионального рынка труда. Проблема соответствия спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов Тамбовской области состоит в том, что при наличии возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального и среднего профессионального образования все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в вузы и низкий престиж рабочих профессий. Один из путей решения этой проблемы, по которому пошли в Тамбовской области создание механизма ежегодного формирования региональной потребности на подготовку кадров и конкурсного распределения бюджетных мест на подготовку рабочих и специалистов среднего звена в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Решение в Тамбовской области второй ключевой задачи современного образования - выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов находится в начальной стадии. Как показывает практика, наиболее талантливые и способные кадры, не находя применения своим знаниям и способностям, стремятся уехать из Тамбовской области в Москву и другие регионы. Массовый отток квалифицированных специалистов и молодых ученых вызван отставанием Тамбовской области в инновационном развитии не только от Москвы, но и от некоторых соседних регионов (Белгородская, Липецкая области). Утечка квалифицированных кадров в регионы с большей заработной платой не позволяет в короткие сроки решить кадровые проблемы предприятий области.
Неотъемлемым условием роста человеческого капитала, повышения образовательного уровня, преодоления проблем депопуляции, дефицита трудовых ресурсов, ускорителем инновационных процессов является формирование единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к культурным ценностям всех жителей Тамбовской области.
К числу проблем в сфере культуры относятся:
- высокий уровень физического и морального износа материальнотехнической базы учреждений культуры, особенно в сельской местности;
- низкое финансирование учреждений и объектов культуры, недостаточные объемы ремонтно-реставрационных работ;
- низкая платежеспособность населения области, не позволяющая оплачивать услуги культуры и отрицательно влияющая на общий уровень культуры населения; низкая посещаемость объектов культуры и культурно-массовых мероприятий;
- слабая социальная защищенность работников культуры и искусства (низкая заработная плата, невозможность предоставления комфортного жилья и т.д.);
- нехватка квалифицированных кадров в учреждениях культуры.