В настоящее время в Тамбовской области функционируют 10 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Из них 5 образовательных учреждений расположены в сельской местности и 5 - в городской.
Кроме того, сеть включает специализированные учреждения (структуры), осуществляющие выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексную, всестороннюю, динамическую диагностику отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей, определение специальных условий развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии:
областная психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия);
муниципальные психолого-медико-педагогические консультации (комиссии);
психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.
На территории Тамбовской области создано Тамбовское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Жемчужина леса", которое оказывает социально-реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 03.06.2013 N 551)
Вместе с тем в Тамбовской области особенно остро стоит вопрос поддержки семей с детьми-инвалидами в сельской местности, где проживает почти половина данной целевой группы, а также проблема оказания специальных (образовательных) услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, приближенных к месту их проживания.
С целью обучения родителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, методам реабилитации на сайте управления образования и науки области создан подраздел "В помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов", в котором размещены методические рекомендации по психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которые ежемесячно обновляются.
В регионе реализуется проект дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому.
Но все это не обеспечивает полноценных условий для предоставления качественных услуг по реабилитации детей-инвалидов.
Продолжает оставаться насущной и проблема с кадрами: в отдельных территориях отсутствуют специалисты (дефектологи, логопеды, педагоги-психологи).
В связи с этим для дальнейшего совершенствования работы по психолого-медико-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо:
выстроить систему предоставления комплекса услуг семье и ребенку на базе Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения и поддерживающих его структур (специальные учреждения, Центры психолого-медико-социальной помощи и др.) с введением 10 штатных единиц (5 ставок за счет средств областного бюджета, 5 - средства Фонда);
внедрить модель оказания социальной помощи ребенку с ограниченными возможностями CBR: community-based rehabilitation - реабилитация, основанная на поддержке сообщества. Это альтернативная система помощи, которая проводится на дому, с обязательным включением членов семьи в процесс реабилитации;
создать ресурсные центры на базе специальных (коррекционных) учреждений с целью оказания консультативно-методической помощи родителям (законным представителям), специалистам по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, школьной и социальной адаптации (5 ставок за счет средств областного бюджета, 5 - средства Фонда);
осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями по месту жительства.