Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ" НА 2010 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 03.06.2013)


1.2. Организация системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению факторов нарушения прав и законных интересов детей и оказанию комплексной профилактической помощи семьям группы риска

Комплексный подход организации межведомственного взаимодействия по своевременному выявлению фактов нарушения прав и законных интересов детей может быть реализован при наличии по месту жительства семьи и ребенка структур и институтов, на которые возлагается осуществление координации и организации конкретной практической помощи.

С июля 2008 года на территории г. Тамбова началась работа по внедрению технологии раннего выявления и сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках отработки технологии проведена следующая работа:

Разработана нормативная правовая база:

Постановление администрации г. Тамбова от 25.06.2008 N 4518 "О создании координационного совета администрации г. Тамбова по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми";

Постановление администрации г. Тамбова от 25.08.2008 N 6302 "Об обеспечении апробирования новых технологий по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми в городе Тамбове".

Четко определен алгоритм работы со случаем:

выявление факта, когда специалисты впервые определяют признаки жестокого обращения или нарушения прав и законных интересов ребенка;

открытие случая;

передача его в уполномоченную службу;

составление плана реабилитации;

работа кураторов;

заседание консилиума специалистов (оценка эффективности и мониторинг работы со случаем).

Координация взаимодействия со всеми заинтересованными структурами и ведомствами.

Подготовка специалистов органов опеки и попечительства, кураторов для работы с семьей, проведение обучающих семинаров со звеном раннего выявления.

В технологии регламентированы действия каждого участника, обозначены границы полномочий, разработана система мер и механизмов обеспечения устойчивого функционирования системы. Все это позволяет обеспечить выявление начальных признаков кризиса семьи, проявляющихся чаще всего в эпизодах с нарушением прав и интересов детей.

Применение инновационной технологии раннего выявления на территории г. Тамбова позволило 91,0 процент детей из выявленных семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, оставить в кровных семьях, осуществляя их дальнейшее сопровождение.

Опыт показал, что раннее выявление позволяет постепенно переориентировать ресурсы на работу с семьями, которые, находясь на ранней стадии кризиса, имеют высокий реабилитационный потенциал и мотивированы на сотрудничество с социальными службами.

В связи с тем, что при отработке новой технологии наблюдается положительная тенденция сохранения детей в кровных семьях, а вопрос о лишении родительских прав рассматривается как крайняя мера воздействия на родителей, управлением образования и науки области было принято решение о транслировании опыта г. Тамбова еще в 10-ти муниципальных образованиях области (г. Мичуринск, Мичуринский район, г. Моршанск, Моршанский район, г. Рассказово, Рассказовский район, г. Кирсанов, Кирсановский район, г. Котовск, Жердевский район). В каждой территории были проведены межведомственные семинары-совещания с целью отбора кандидатов в районную группу для обучения этой технологии.

В настоящее время в 7 муниципальных образованиях области созданы и нормативно закреплены постановлениями администраций городов и районов координационные советы, занимающиеся вопросами профилактики социального сиротства и предотвращения жестокого обращения с детьми. В 3 муниципальных образованиях области ведется работа по доработке пакета документов.

Для дальнейшей отработки и внедрения технологии необходимо:

ввести новую должность "специалист - куратор случая" в новых 10 муниципальных образованиях области и дополнительно в г. Тамбове (60 штатных единиц: 5 - за счет областного бюджета, 55 - за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд);

обеспечить подготовку специалистов (кураторов), работающих в сфере профилактики социального сиротства;

внедрить новые профилактические услуги в 11 муниципальных образованиях области и обеспечить их доступность.

Для обеспечения доступности комплекса инновационных профилактических услуг для семей и детей необходимо создать службу кризисной помощи для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения "Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Тамбова".

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 03.06.2013 N 551)

Основными направлениями работы службы станут:

оказание правовой поддержки детям и их семьям данной категории;

оказание ребенку, пережившему жестокое обращение, квалифицированной психологической (в ряде случаев психиатрической) помощи.

Вышеуказанная деятельность позволит оказывать комплекс услуг семьям с детьми группы риска с целью предотвращения нарушений прав и законных интересов детей, а также предотвращения риска изъятия ребенка из семьи.