Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ" НА 2010 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 03.06.2013)


 1.1. Ситуация в Тамбовской области по проблеме сиротства детей

В настоящее время в Тамбовской области значительное количество детей находится в семьях, требующих особой заботы государства, а также в трудной жизненной ситуации:

4559 многодетных семей, в которых воспитывается 15381 ребенок;

2810 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 4585 детей (2,3 процента от детского населения области);

4852 ребенка, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, воспитываются в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных и патронатных семьях 3667 детей (75,58 процента от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

около 1000 детей воспитываются в интернатных образовательных учреждениях различного типа.

Число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким. Ежегодно выявляется более 800 детей данной категории, большинство из них являются социальными сиротами.

Так, в 2007 году в Тамбовской области число детей, родители которых были лишены родительских прав, составило 700 человек, в 2008 году - 635 человек, в 2009 году - 590 человек. Число детей, родители которых были ограничены в родительских правах, в 2007 году составило 69 человек, в 2008 году - 77 человек, в 2009 году - 86 человек.

Органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2009 год поставлены на учет в областной банк данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" 1030 семей, в которых воспитываются 1535 детей, из них 595 детей находятся в социально опасном положении.

Для решения данной проблемы в качестве стратегического определено направление организации работы по профилактике социального сиротства, значимость которого обусловила необходимость создания комплексной системы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Такая система будет способствовать сохранению ребенка в кровной семье, стимулировать развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальность Программы связана с необходимостью создания единой системы профилактики социального сиротства, направленной на решение ряда существующих проблем:

на стадии становления находится процесс создания единой межведомственной системы выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения профилактической работы;

отсутствуют стандарты работы с неблагополучными и проблемными семьями, родителями, не выполняющими надлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;

деятельность по реабилитации детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальный патронаж семьи не имеют достаточного нормативного правового обеспечения;

недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность;

отсутствует система оказания развивающих и коррекционных услуг для социализации детей-инвалидов;

оказываемые услуги зачастую являются недоступными и не всегда носят комплексный характер для многих проблемных семей;

в стадии становления находится формирование системы профессиональной подготовки и оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства.

В Тамбовской области разработана стратегия единой системы профилактики социального сиротства.

Основная цель стратегии - обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, которая будет достигаться посредством:

профилактики отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах;

использования новых методик профилактики лишения родительских прав, включая более широкое использование практики ограничения родителей в родительских правах с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьей, итогом работы станет содействие в восстановлении родительских прав;

разработки и внедрения эффективных методик работы с семьями (в том числе с детьми-инвалидами);

максимально возможного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно после выявления таких детей, а также детей, уже воспитывающихся в интернатных учреждениях;

привлечения к процессу граждан, согласных принять детей на воспитание, но не предпринимающих для этого активных действий;

подготовки семей к принятию ребенка на воспитание (психологическое тестирование, выявление мотивации потенциальных замещающих родителей, подготовка их к приему ребенка и т.п.);

создания эффективной системы управления процессом, обеспечения межведомственного подхода к работе с семьей на всех этапах;

обеспечения населения области доступной и качественной информацией в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм.

В основе стратегии лежит принцип межведомственного взаимодействия, субъектами которого выступают органы исполнительной и законодательной региональной власти, организации, учреждения, ведомства, каждый из которых выполняет свои функции.

В целях повышения эффективности работы по профилактике социального сиротства, обеспечения комплексного подхода, повышения эффективности использования имеющихся средств и ресурсов определены целевые группы: