ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2010 года N 470
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ" НА 2010 - 2013 ГОДЫ
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 20.09.2010 N 1100, от 03.06.2013 N 551)
Администрация области постановляет:
1. Утвердить комплексную программу Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.
Глава администрации области
О.И.Бетин
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ" НА 2010 - 2013 ГОДЫ
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 20.09.2010 N 1100, от 03.06.2013 N 551)
┌════════════════┬═══════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │"Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы │
│Программы │(далее - Программа) │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик- │Управление образования и науки Тамбовской области │
│координатор │ │
│Программы │ │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчики │Управление образования и науки области; │
│Программы │управление здравоохранения области; │
│ │управление социального развития области; │
│ │управление труда и занятости населения области; │
│ │управление пресс-службы и информации администрации │
│ │области │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 03.06.2013 │
│N 551) │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчики │Управление образования и науки области; │
│Программы │управление здравоохранения области; │
│ │управление социального развития области │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 03.06.2013 │
│N 551) │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи │Цели: │
│Программы │создание областной многоуровневой системы профилактики │
│ │социального сиротства, реабилитации семей группы риска;│
│ │развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей,│
│ │оставшихся без попечения родителей, в том числе │
│ │детей-инвалидов; │
│ │создание условий для сокращения числа лишений │
│ │родительских прав, выявления семей риска, их │
│ │социального сопровождения и реабилитации; тиражирование│
│ │новых эффективных технологий. │
│ │Задачи: │
│ │внедрение эффективных организационно-управленческих │
│ │механизмов в сфере социальной защиты детства; │
│ │развитие и поддержка системы межведомственного │
│ │взаимодействия по раннему выявлению факторов нарушения │
│ │прав и законных интересов детей и оказанию комплексной │
│ │профилактической помощи семьям группы риска; │
│ │усовершенствование системы семейного жизнеустройства │
│ │детей-сирот и детей, оставшихся без попечения │
│ │родителей, во всех муниципальных образованиях области; │
│ │формирование системы реабилитации и поддержки семей, │
│ │воспитывающих детей с ограниченными возможностями │
│ │здоровья │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки │2010 - 2013 годы │
│реализации │ │
│Программы │ │
├════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и │Общие затраты на реализацию Программы в 2010 - 2013 гг.│
│источники │за счет всех источников финансирования - │
│финансирования │698776,7 тыс. рублей: │
│Программы │2010 год - 176368,1 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 174415,9 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 173726,6 тыс. рублей; │
│ │2013 год - 174266,1 тыс. рублей; │
│ │в том числе: │
│ │областной бюджет - 451899,5 тыс. рублей: │
│ │2010 год - 112763,7 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 113039,9 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 113049,3 тыс. рублей; │
│ │2013 год - 113046,6 тыс. рублей; │
│ │внебюджетные средства - 10840,0 тыс. рублей: │
│ │2010 год - 2710,0 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 2710,0 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 2710,0 тыс. рублей; │
│ │2013 год - 2710,0 тыс. рублей; │
│ │местные бюджеты - 4000,0 тыс. рублей: │
│ │2010 год - 1000,0 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 1000,0 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 1000,0 тыс. рублей; │
│ │2013 год - 1000,0 тыс. рублей. │
│ │Средства, запрашиваемые в виде Гранта Фонда поддержки │
│ │детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - │
│ │232037,2 тыс. рублей: │
│ │2010 год - 59894,4 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 57666,0 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 56967,3 тыс. рублей; │
│ │2013 год - 57509,5 тыс. рублей. │
│ │Привлечение средств Фонда поддержки детей, находящихся │
│ │в трудной жизненной ситуации, будет осуществляться в │
│ │соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями │
└════════════════┴═══════════════════════════════════════════════════════…
В настоящее время в Тамбовской области значительное количество детей находится в семьях, требующих особой заботы государства, а также в трудной жизненной ситуации:
4559 многодетных семей, в которых воспитывается 15381 ребенок;
2810 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 4585 детей (2,3 процента от детского населения области);
4852 ребенка, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, воспитываются в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных и патронатных семьях 3667 детей (75,58 процента от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
около 1000 детей воспитываются в интернатных образовательных учреждениях различного типа.
Число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким. Ежегодно выявляется более 800 детей данной категории, большинство из них являются социальными сиротами.
Так, в 2007 году в Тамбовской области число детей, родители которых были лишены родительских прав, составило 700 человек, в 2008 году - 635 человек, в 2009 году - 590 человек. Число детей, родители которых были ограничены в родительских правах, в 2007 году составило 69 человек, в 2008 году - 77 человек, в 2009 году - 86 человек.
Органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2009 год поставлены на учет в областной банк данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" 1030 семей, в которых воспитываются 1535 детей, из них 595 детей находятся в социально опасном положении.
Для решения данной проблемы в качестве стратегического определено направление организации работы по профилактике социального сиротства, значимость которого обусловила необходимость создания комплексной системы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Такая система будет способствовать сохранению ребенка в кровной семье, стимулировать развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность Программы связана с необходимостью создания единой системы профилактики социального сиротства, направленной на решение ряда существующих проблем:
на стадии становления находится процесс создания единой межведомственной системы выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения профилактической работы;
отсутствуют стандарты работы с неблагополучными и проблемными семьями, родителями, не выполняющими надлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
деятельность по реабилитации детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальный патронаж семьи не имеют достаточного нормативного правового обеспечения;
недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность;
отсутствует система оказания развивающих и коррекционных услуг для социализации детей-инвалидов;
оказываемые услуги зачастую являются недоступными и не всегда носят комплексный характер для многих проблемных семей;
в стадии становления находится формирование системы профессиональной подготовки и оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства.
В Тамбовской области разработана стратегия единой системы профилактики социального сиротства.
Основная цель стратегии - обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, которая будет достигаться посредством:
профилактики отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах;
использования новых методик профилактики лишения родительских прав, включая более широкое использование практики ограничения родителей в родительских правах с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьей, итогом работы станет содействие в восстановлении родительских прав;
разработки и внедрения эффективных методик работы с семьями (в том числе с детьми-инвалидами);
максимально возможного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно после выявления таких детей, а также детей, уже воспитывающихся в интернатных учреждениях;
привлечения к процессу граждан, согласных принять детей на воспитание, но не предпринимающих для этого активных действий;
подготовки семей к принятию ребенка на воспитание (психологическое тестирование, выявление мотивации потенциальных замещающих родителей, подготовка их к приему ребенка и т.п.);
создания эффективной системы управления процессом, обеспечения межведомственного подхода к работе с семьей на всех этапах;
обеспечения населения области доступной и качественной информацией в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм.
В основе стратегии лежит принцип межведомственного взаимодействия, субъектами которого выступают органы исполнительной и законодательной региональной власти, организации, учреждения, ведомства, каждый из которых выполняет свои функции.
В целях повышения эффективности работы по профилактике социального сиротства, обеспечения комплексного подхода, повышения эффективности использования имеющихся средств и ресурсов определены целевые группы:
дети, имеющие трудности в развитии и инвалидность;
граждане, изъявившие желание принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
семьи, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
семьи, воспитывающие детей-инвалидов;
семьи, находящиеся в социально опасном положении;
родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
специалисты, работающие в сфере профилактики социального сиротства.
В Тамбовской области созданы условия к реформированию системы защиты детства. С 2008 года началось активное внедрение эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства.
Вместе с тем необходимо констатировать, что вертикаль управления в сфере защиты детства в области находится в стадии становления. В наличии только структуры выстраиваемой системы, связи между этими структурами в окончательной форме пока не выстроены.
Так, например, в г. Тамбове на территории одного района апробирована и внедрена инновационная технология раннего выявления детей и семей группы риска. В 7 муниципальных образованиях области созданы координационные советы по вопросам социальной защиты детства, однако на уровне области такой координационный совет пока не создан.
На муниципальном уровне (муниципальный район, городской округ) за органами местного самоуправления, исполняющими полномочия в сфере опеки и попечительства, закреплены новые функциональные обязанности: организация профилактической работы с семьями группы риска, своевременное выявление случаев нарушения прав детей.
На уровне сельского поселения идет работа по формированию первичной сети участковых специалистов и созданию Советов помощи семье и детям.
Созданы условия для апробирования и поэтапного внедрения через выстраивание процесса обучения специалистов следующих видов услуг: "Социальная гостиная", "Реабилитационный досуг для детей группы риска", "Сопровождение замещающих семей", "Ранняя профилактика отказов от детей в медицинских учреждениях", "Телефон доверия для несовершеннолетних".
Будут стандартизированы следующие услуги: "Раннее выявление детей и семей группы риска", "Сопровождение замещающих семей".