РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация Тамбовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2009 года N 433

Об утверждении концепции развития региональной
системы дошкольного образования в Тамбовской области

В целях обеспечения доступности, повышения качества и роста эффективности региональной системы дошкольного образования администрация области постановляет:

1. Утвердить концепцию развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области (далее - концепция) согласно приложению N 1.

2. Утвердить план мероприятий по реализации концепции согласно приложению N 2.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.


Глава администрации Тамбовской

области                               О.И.Бетин

          

г.Тамбов     

17 апреля 2009 года

N 433

Приложение N 1
к постановлению администрации области
от 17 апреля 2009 года
N 433

Концепция развития региональной системы
дошкольного образования в Тамбовской области

Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области (далее - Концепция) определяет основные приоритеты и цели формирования современной модели образования и региональной политики в области дошкольного образования на период до 2012 года.

Концепция включает анализ общих показателей и особенностей развития дошкольного образования в Тамбовской области, цели и задачи, а также возможные пути их достижения.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными, региональными законами и иными нормативными правовыми актами и является базой для разработки и принятия мер, направленных на развитие дошкольного образования, обеспечение его доступности и повышение качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в Тамбовской области.

1. Характеристика системы дошкольного образования в Тамбовской области

Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования.

В настоящее время на территории области услуги по дошкольному образованию оказывают 257 традиционных детских садов, 12 начальных школ-детских садов, 2 прогимназии.

С учетом демографических и социально-экономических особенностей в области увеличивается число общеобразовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования. В 33 общеобразовательных учреждениях, функционирующих по модели "школа-детский сад", "сельский социокультурный комплекс-детский сад", открыты 49 дошкольных групп.

В области активно развивается сеть образовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования на основе кратковременного пребывания. В образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, на 01.01.2009 функционирует 413 групп. Из общего числа групп кратковременного пребывания детей - 376 групп являются группами предшкольного образования, 37 групп - другой направленности.

Число дошкольных учреждений компенсирующего вида и учреждений, имеющих группы компенсирующего вида, составляет 70 единиц, контингент воспитанников - 2,9 тыс. человек.

В целом в области свыше 31,6 тысячи детей охвачено различными формами дошкольного образования, процент охвата детей дошкольным образованием составляет 55,0 процентов.

Таким образом, система дошкольного образования в Тамбовской области представляет собой многофункциональную сеть образовательных учреждений, ориентированную на удовлетворение образовательных запросов населения, в том числе на оказание услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание на 2004-2008 гг." областной целевой программы "Модернизация системы образования Тамбовской области" привела к следующим позитивным изменениям в системе дошкольного образования:

контингент детей в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, увеличился на 7,1 тыс. человек;

охват детей всеми формами дошкольного образования увеличился на 17 процентов;

охват детей в возрасте 5-7 лет всеми формами дошкольного образования составил - 80 процентов;

созданы организационно - правовые и финансовые условия для развития вариативных форм дошкольного образования, в т. ч. предшкольного образования;

внедрены в практику новые модели образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования ("школа-детский сад", "сельский социокультурный комплекс-детский сад", "учреждение дополнительного образования с группами предшкольной подготовки");

осуществлен переход к программно-целевому методу управления развитием муниципальных систем дошкольного образования.

Меры, принятые в 2004-2008 годах администрацией области, органами местного самоуправления, создали необходимую базу для решения основных задач системы дошкольного образования. Вместе с тем, в области дошкольного образования остается ряд нерешенных проблем:

не удовлетворяется в полной мере потребность населения в услугах дошкольного образования, в том числе для детей раннего возраста (численность детей, состоящих на учете для определения в детские сады, составляет 2,8 тыс. человек);

неравномерность охвата детей дошкольным образованием: от 64,7 процента в городских поселениях до 35,3 процента в сельской местности;

переукомплектованность детьми 80 процентов дошкольных учреждений, расположенных в городской местности;

не повсеместно созданы условия для организации дошкольного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

отсутствуют дошкольные образовательные учреждения, перешедшие на финансово-хозяйственную самостоятельность;

недостаток средств в местных бюджетах на укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;

более низкий, чем в системе общего образования уровень квалификации и образования педагогических работников;

не в полной мере обеспечивается государственно-общественный характер управления дошкольным образованием.

Изменения социально-экономических условий, законодательства Российской Федерации, в т. ч. принятие нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, требуют нормативных, структурных, институциональных и содержательных изменений в региональной системе дошкольного образования.

Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть представлено ребенку в реальные сроки.

Являясь самостоятельным звеном современной модели общего образования, дошкольное образование во многом определяет его результативность, особенно в части обеспечения воспитания подрастающего поколения, привития ему нравственных устоев, формирования коммуникативных навыков личности, адаптации к дальнейшей учебе в школе и т. д. Содержание программ дошкольного образования и воспитания должно соответствовать целям и задачам общего образования.

Сегодня систему дошкольного образования также следует рассматривать в качестве одного из факторов укрепления и сохранения здоровья детей.

В связи с этим необходим концептуальный подход к решению проблем в области дошкольного образования, который позволил бы определить основные направления его развития с учетом социально-экономических и демографических особенностей развития регионального дошкольного образования в системе непрерывного образования.

2. Цели, задачи, принципы Концепции

Целями настоящей Концепции являются:

создание условий для развития системы дошкольного образования области в соответствии с современными требованиями;

создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность дошкольного образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей области, запросов личности, общества и государства.

Для реализации целей настоящей Концепции требуется решение следующих задач:

обеспечение государственной гарантии доступности дошкольного образования всем гражданам, независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка;

обеспечение современного качества дошкольного образования, направленного на развитие культуры в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности и общества;

модернизация организационно-экономических отношений и системы управления дошкольным образовательным учреждением;

формирование кадрового потенциала.

В основу реализации настоящей Концепции положены следующие принципы:

признание равенства прав каждого ребенка на получение качественного дошкольного образования независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка;

признание самоценности дошкольного детства, амплификация развития, обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности;

доступность дошкольного образования при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы, с учетом образовательных потребностей детей и пространственной близости учреждений к месту проживания;

учет региональных особенностей и демографического развития территорий при планировании перспектив развития системы дошкольного образования;

вариативность дошкольного образования в соответствии с потребностями семьи;

динамизм, своевременное реагирование на социальный заказ и потребности общества, родителей, школы;

преемственность дошкольного и начального образования, единство системы целей и содержания образования;

обеспечение государственно-общественного характера управления дошкольным образованием, участие родителей в осуществлении образовательной политики и их активное сотрудничество с педагогами и другими образовательными учреждениями;

своевременное реагирование системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров на изменения, происходящие в системе дошкольного образования.

3. Приоритеты дошкольного образования

3.1. Обеспечение государственной гарантии доступности
дошкольного образования всем гражданам, независимо от места
жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка

Система дошкольного образования имеет достаточно сложный институциональный механизм. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования, является дошкольное образовательное учреждение. Поэтому преобразование системы дошкольного образования - это, прежде всего, создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному образовательному учреждению. Дошкольное образовательное учреждение рассматривается сегодня как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. Поэтому приоритетным направлением остается дальнейшее развитие сети дошкольных образовательных учреждений, ориентированной на удовлетворение образовательных запросов населения, в т. ч. на оказание услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем, параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования необходимо активно развивать новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Приоритетным направлением остается создание вариативных организационных форм дошкольного образования, а именно групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования.

Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей от 0 до 3 лет. Требуется создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевых программ сопровождения детей из семей группы риска, создание новых типов образовательных услуг по выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии детей раннего возраста.

Организационными формами дошкольного образования детей раннего возраста могут быть:

детский сад для детей раннего возраста;

группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов;

группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя ("ребенок-родитель", "центр игровой поддержки ребенка", "адаптационная группа", "консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи"), организованные на базе крупных детских садов;

группы надомного образования ("гувернерские группы", "детский сад на дому").

На современном этапе развития дошкольного образования необходимо обеспечить внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста.

Организационными формами образования детей старшего дошкольного возраста могут быть:

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов;

группы кратковременного пребывания в детском саду;

группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования;

дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

В целом, уже в ближайшей перспективе предшкольный этап образования в разных формах станет всеобщим и массовым, что позволит в среднесрочной перспективе перейти к системным и всеохватывающим изменениям в дошкольном образовании в последующие годы. В результате будет обеспечена адаптация каждого ребенка к школе, ранняя позитивная социализация, и как следствие - снижение случаев асоциального поведения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»