Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


Об областной целевой программе "Школьное
питание в Тамбовской области на 2008-2010 годы"

Принят Тамбовской областной Думой 25 декабря 2007 года

(с изменениями на 5 декабря 2008 года)

___________________________________________________________________
     Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.

___________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

Законом Тамбовской области от 5 июня 2008 года N 382-З;

Законом Тамбовской области от 1 декабря 2008 года N 474-З.

___________________________________________________________________

    

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Школьное питание в Тамбовской области на 2008-2010 годы" (прилагается)

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин

          

г.Тамбов

27 декабря 2007 г.

N  333-З

Приложение
к Закону Тамбовской области
от 27 декабря 2007 года
N 333-З*

________________

*- Приложение в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 1 декабря 2008 года N 474-З.

Областная целевая программа "Школьное
питание в Тамбовской области на 2008-2010 годы"  


Паспорт программы

Наименование
программы

     Областная целевая программа "Школьное питание в Тамбовской области на 2008-2010 годы" (далее программа)

Заказчик программы

     Администрация Тамбовской области

Разработчик программы

     Управление образования и науки области

Цели программы

     Укрепление здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественным сбалансированным питанием.
     Создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации.

Задачи программы

     Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений.
     Внедрение механизмов частно-государственного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области.
     Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции.
     Повышение квалификации кадров системы школьного питания.

Сроки и этапы реализации программы

     2008-2010 годы.
     Этапы реализации:

     1 этап - (2008 год) - этап, в течение которого разрабатывается проектно-сметная документация и начинается строительство комбината школьного питания.
     2 этап - 2009 год - этап формирования кадрового потенциала сферы питания, завершения строительства комбината школьного питания, переоснащения школьных пищеблоков, столовых, реконструкции школьных базовых столовых.
     3 этап - 2010 год - завершающий этап, предполагает организацию стабильного функционирования всей основной инфраструктуры системы школьного питания.

Объем и источники финансирования программы (позиция в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 1 декабря 2008 года N 474-З).

     Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования составляет 348024400 рублей, в том числе:
2008 год - 126198,1 тыс.руб.

2009 год - 128499,9 тыс.руб.
2010 год - 93 326,4 тыс.руб.


1. Характеристика проблемы и обоснование
ее решения программно-целевыми методами


Здоровье детей - это важнейший вопрос обеспечения будущего нации.

Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

Особое значение приобретает правильное школьное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.

Однако в этой сфере имеется ряд отрицательно воздействующих факторов, негативных тенденций.

Существующая система организации питания является экономически невыгодной, трудно управляемой и контролируемой.

Горячим питанием в области охвачено только 67,5% школьников. Не имеют столовых 25,0% школ области, 73,0% пищеблоков школ работают на сырье, не имея для этого достаточного набора помещений. Около 19,9% школ имеют только буфеты. Неуклонно возрастает общая тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией. Непривлекателен вид обеденных залов ряда школьных столовых, особенно низок уровень организации питания школьников в сельской местности.

Рацион питания школьников оставляет желать лучшего. Не уделяется должного внимания научным рекомендациям, не выдерживаются принципы сбалансированности, не обеспечиваются потребности школьников в пищевых веществах, макро- и микронутриентах. Объясняется это тем, что меню составляется с учетом, главным образом, стоимости продуктов питания, а не потребностей ребенка.

Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний. В структуре заболеваний среди школьников продолжает расти удельный вес болезней желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, обмена веществ. Так, в 2007 году количество болезней органов пищеварения среди детей до 14 лет возросло по сравнению с 2004 годом в 1,2 раза, число страдающих ожирением увеличилось в 1,7 раза. У 50,0% детей и подростков понижены иммунитет, адаптация к изменениям окружающей среды.

Значительное количество воды, употребляемой в школах, не соответствует санитарным нормам по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем. Высокое содержание в воде хлора и его соединений провоцирует респираторно-вирусные заболевания, пневмонию, гастриты, а также предположительно - онкологические заболевания.

Устаревшая материально - техническая база и высокая степень износа технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции. По данным мониторинга, проводимого управлением образования и науки области, требуют проведения капитального ремонта 8,0% пищеблоков школьных столовых. Не оборудованы системой водоснабжения 12,6% школьных пищеблоков, 10,0% не имеют канализации. Холодильное, тепловое и технологическое оборудование в 25,0% школьных столовых эксплуатируется уже более 20-25 лет и требует полной замены.

Недостаточно высок уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания.

В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, родительских средств. Однако низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям не только оплачивать питание детей в образовательных учреждениях, но даже обеспечить их полноценным питанием дома. Необходимо совершенствование схем финансирования школьного питания, оптимизация затрат, минимизация производственных издержек.

Анализ данных проблем позволяет сделать вывод о назревшей необходимости системных действий, применения эффективных, согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации.

Использование программно-целевого метода в данном случае обусловлено комплексным характером поставленных задач, необходимостью координации действий органов государственной власти области, исполнительных органов муниципальных образований, учреждений и организаций, общественности.

Программа развития питания должна стать организационной основой проведения государственной политики в данной сфере. Необходимо сформировать эффективную систему школьного питания с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, форм и методов обслуживания, совершенствовать работу сельских общеобразовательных учреждений по самообеспечению сельскохозяйственными продуктами, усилить контроль качества и безопасности продуктов.

В условиях реформирования бюджетного процесса реализация программы позволит обеспечить смещение акцентов с управления расходами на управление результатами, решение проблем на основе рационального использования имеющихся финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов.

Принятие и реализация данной программы является необходимым условием участия региона в федеральных целевых программах, конкурсах, условием сотрудничества с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию, Институтом питания РАМН, АНО "Институт Отраслевого Питания" по вопросу организации школьного питания.


2. Цели и задачи программы

Целями программы являются:

Укрепление здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественным сбалансированным питанием.

Создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации.

Цели программы многокомпонентны, их достижение обеспечивается решением следующих задач:

Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

Внедрение механизмов частно-государственного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области.

Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции.

Повышение квалификации кадров системы школьного питания.

Реализация программы рассчитана на 3 года, предполагает 3 этапа:

1 этап - 2008 год - является организационным этапом, этапом разработки основных подходов к комплексной модернизации материально-технической базы школьного питания, научно-методического обеспечения, выстраивания механизмов частно-государственного партнерства и новой модели управления системой школьного питания. На этом этапе разрабатывается проектно-сметная документация и начинается строительство комбината школьного питания.

2 этап - 2009 год - этап внедрения современного научно-методического и медико-биологического обеспечения, формирования кадрового потенциала сферы питания, завершения строительства комбината школьного питания, переоснащения школьных пищеблоков, столовых, реконструкции школьных базовых столовых.

3 этап - 2010 год - завершающий этап, предполагает организацию стабильного функционирования всей основной инфраструктуры системы школьного питания.

3. Система программных мероприятий*

________________

*- Раздел в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 1 декабря 2008 года N 474-З.


Разработка мероприятий программы проводилась представителями органов государственной власти области, заинтересованных некоммерческих организаций на основе анализа сложившейся ситуации, возможностей оптимального и своевременного решения существующих проблем.

                                  

N пп  

Программные мероприятия  

Источники финансиро-вания
(бюджет)  

Финансовые затраты на реализацию
(тыс. рублей)  

Сроки
выполнения  

Показатели
эффективности  

Ответственные исполнители
программы  

Всего  

В том числе по годам  

2008  

2009  

2010  

1. Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся

1.1

Обеспечение горячим питанием обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений

Областной

129057,5

40327,5

42933,9

45796,1

Весь период

Количество обучающихся, нуждающихся в государственной поддержке, обеспеченных горячим питанием

Управление образования и науки области

1.2

Обеспечение горячим питанием обучающихся из многодетных семей в рамках Закона области "О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области"

Областной

117566,9

36570,6

39166,0

41830,3

Весь период

Количество обучающихся из многодетных семей, обеспеченных горячим питанием

Управление
труда и социального развития области

2. Комплексная модернизация материально-технической базы школьного питания

2.1

Разработка экспериментального проекта и программы комплексной модернизации системы питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

Областной

1320

1320

-

-

2008

Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием

Управление образования и науки области

2.2

<*>Строительство и оснащение оборудованием комбината школьного питания

Областной

80000

40000

40000

-

2009

Управление инвестиций области

2.3

Ремонт школьных базовых столовых

Областной

3000

-

-

3000

2010

Количество отремонтированных школьных базовых столовых

Управление образования и науки области

2.4

Обеспечение пищеблоков образовательных учреждений современным технологическим оборудованием

Областной

2000

-

-

2000

2010

Количество пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием  

Управление образования и науки области  

2.5

Обеспечение управления реализацией экспериментального проекта комплексной модернизации системы питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области  

Областной

6200

2500

3700

-

2008-2009

Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием

Управление образования и науки области

2.6

Разработка бренда предприятия - организатора школьного питания, дизайн проекта школьных столовых

Областной

30

30

-

-

2008

Управление образования и науки области

2.7

Разработка проектно-сметной документации на строительство комбината школьного питания

Областной

3500

3500

-

-

2008

Управление образования и науки области

2.8



Формирование уставного фонда Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Учебно-производственный центр "Комбинат школьного питания"

Областной




500



500




-



-




2008









Управление образования и науки области

3. Создание новой модели управления системой школьного питания,
совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции
(подраздел в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 1 декабря 2008 года N 474-З).

3.1

Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение модернизации сферы школьного питания

300

100

100

100

Весь период

Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием

Снижение количества школьников, имеющих заболевания системы пищеварения

Управление образования и науки области

3.2

Создание системы производственного контроля за качеством и безопасностью сырья и вырабатываемой пищевой продукции, оборудование пищевой
технологической лаборатории

Областной


1300

200



1050

50


Ежегодно


Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием

Управление образования и науки области

3.3

Проведение мониторинга организации питания в муниципальных общеобразовательных
учреждениях области

Областной

150

50

50

50

Ежегодно

Управление образования и науки области

3.4





Создание условий для обследования состояния здоровья обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений области

Областной





900





500





200





200





Ежегодно




Снижение количества школьников, имеющих заболевания системы пищеварения

Управление образования и науки области

3.5

Проведение исследований влияния сбалансированного питания на основные параметры здоровья детей школьного возраста (пункт дополнительно введен в действие с 5 декабря 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 1 декабря 2008 года N 474-З).

Областной

1300

300

1000

-

2008 - 2009

Количество школьников, прошедших обследование

Управление здравоохранения области

4. Повышение квалификации кадров системы школьного питания

4.1

Повышение квалификации работников системы школьного питания

Областной

600

200

200

200

Ежегодно

Количество работников системы школьного питания прошедших курсы повышения квалификации

Управление образования и науки области

4.2

Организация областных мероприятий (тематических семинаров со специалистами конкурсов, круглых столов по обмену опытом и др.)

Областной

300

100

100

100

Ежегодно

Количество участников областных мероприятий

Управление образования и науки области

Итого (пункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 1 декабря 2008 года N 474-З):

348024,4

126198,1

128499,9

93326,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»