Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Экономический рост в сельском хозяйстве области продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 43,6 процента.
Однако объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции (кроме сахарной свеклы и зерна) не обеспечивает в полной мере потребности перерабатывающей промышленности. В результате предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности используют импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.
В растениеводстве уровень производства 1990 года по основным видам достигнут за последние годы, но в животноводстве к настоящему времени он не восстановлен, а в отдельных районах продолжает снижаться. Между тем по мере роста доходов населения увеличивается спрос на мясомолочную продукцию.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Еще есть значительная часть сельских жителей, имеющих средний денежный доход ниже прожиточного уровня.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
сложности, связанные с оформлением земельных участков, выделяемых в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны и области, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития в рассматриваемой перспективе.