Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


Об областной целевой программе "Формирование и развитие
кадрового потенциала Тамбовской области на 2007-2010 годы"

Принят Тамбовской областной Думой 24 ноября 2006 года

( с изменениями на 8 июля 2008 года)

__________________________________________________
     Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.

__________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     Законом Тамбовской области от 02 июля 2008 года N 406-З.
__________________________________________________

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области на 2007-2010 годы" согласно приложению.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин

          

г.Тамбов

24 ноября 2006 г.

N 112-З

Приложение N 1
к Закону Тамбовской области
от 24 ноября 2006 года
N 112-З*


________________
     *- Приложение в редакции, введенной в действие с 8 июля 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 02 июля 2008 года N 406-З.

Областная целевая программа
"Формирование и развитие кадрового потенциала
Тамбовской области на 2007-2010 годы"


Паспорт
областной целевой Программы

Наименование Программы

Областная целевая программа "Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области на 2007-2010 годы"

Заказчик Программы

Администрация Тамбовской области.

Основание для разработки
Программы

  Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-Р "О передаче федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования, в ведение субъектов Российской Федерации".

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-Р "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
Закон Тамбовской области от 25.04.2003 N 119-3 "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области".

Основные разработчики
Программы

Управление образования и науки Тамбовской области.

Цель
Программы

Создание эффективных механизмов управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала Тамбовской области и системы начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих переход экономики области на инновационный путь развития.

Задачи Программы

Интеграция субъектов управления, создание целостного комплексного механизма и институтов управления кадровым потенциалом для достижения динамического баланса между рынком труда и региональной системой начального и среднего профессионального образования.

Совершенствование содержания, создание и реализация эффективных механизмов управления качеством начального и среднего профессионального образования.

Обеспечение устойчивого развития областной системы начального и среднего профессионального образования и равного доступа граждан к получению качественного начального и среднего профессионального образования.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, усиление воспитательных функций в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Основные направления Программы

Организационное, научно-методическое и информационное обеспечение комплексного управления кадровым потенциалом.

Разработка механизма обеспечения качества начального и среднего профессионального образования.

Реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования Тамбовской области.

Развитие воспитательной и спортивной работы с обучающимися и студентами в системе начального и среднего профессионального образования.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа разработана на 2007 - 2010 годы и реализуется в 2 этапа:

первый этап: 2007 год;

второй этап: 2008 - 2010 годы.

Основные исполнители
Программы

Администрация области.

Органы исполнительной власти.

Объемы и
источники финансирования
Программы (позиция в редакции, введенной в действие с 8 июля 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 02 июля 2008 года N 406-З).

 На период 2007-2010 годы предусматривается

77992,7 тыс.рублей за счет средств
областного бюджета.
2007 - 9992,7 тыс.руб.
2008 - 20000,0 тыс.руб.;
2009 - 23000,0 тыс.руб.;
2010 - 25000,0 тыс.руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Создание комплексного механизма управления кадровым потенциалом Тамбовской области.
Достижение динамического равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, своевременное удовлетворение потребности промышленных предприятий области в рабочих кадрах соответствующего профиля и снижение риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования, обеспечение до 70 % их трудоустройства.
Создание механизмов систематического обновления содержания начального и среднего профессионального образования, приведение номенклатуры профессий и специальностей профессионального образования области в соответствие со структурой спроса на рынке труда.
Укрепление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования.
Создание системы непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивающей повышение квалификации педагогических работников в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования, обеспечивающей равные возможности получения качественного начального и среднего профессионального образования, создание механизмов развития ее инфраструктуры.
Повышение профессиональной, социальной и личностной готовности выпускников к профессиональной трудовой деятельности в соответствии с требованиями работодателей.

Организация контроля за выполнением Программы

Администрация области и областная Дума.

     
I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
Оценка и анализ исходной ситуации, обоснование необходимости
программно-целевой разработки проблемы


Исследование характеристик кадрового потенциала и рынка труда Тамбовской области, анализ данных прогноза социально-экономического развития, разработанного администрацией области, и выделение на их основе приоритетных областей использования кадров на краткосрочную и среднесрочную перспективу показали необходимость разработки Программы.

Среднесписочная численность работников предприятий и организаций области составляет 302,2 тыс. человек, что на 5,4% ниже показателей предыдущего года. Преобладающая часть занятого населения области (56,1%) сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2005 году на них было занято 282 тыс. человека, что на 5,4% меньше показателя 2004 года.

Безработица в Тамбовской области носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер. В Тамбове в 2005 году на 15,6 тыс. безработных приходилось 2,1 тыс. вакансии. Рынок труда в области не сбалансирован. Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложений, низкая мобильность населения, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.

Несмотря на то, что работодатели не удовлетворены номенклатурой профессий и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений, они не проявляют активности как заказчики образовательных услуг, не всегда охотно идут на диалог с системой образования.

При наличии возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры, учреждения начального и среднего профессионального образования все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в ВУЗы и низкий престиж рабочих профессий.

В настоящее время областная сеть учреждений начального и среднего профессионального образования включает 18 образовательных учреждения, из них 15 учреждений начального профессионального образования (9 профессиональных училищ и 6 профессиональных лицеев), 3 учреждения среднего профессионального образования (1 техникум, 2 колледжа).

Контингент обучающихся и студентов в учреждениях начального профессионального образования составляет 6,42 тыс.человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 3,43 тыс. человек.

Подготовка ведется по 39 профессиям начального профессионального образования для 13 отраслей экономики.

Анализ распределения контингента обучающихся в учреждениях начального профессионального образования показывает, что наибольшее их количество обучается по таким отраслям, как общественное питание, торговля - 26,9%, транспорт - 14,1%, сельское хозяйство - 10,7%.

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием ведется по 31 специальности для 8 отраслей экономики.

Наибольшее количество студентов обучается по таким отраслям, как техника и технология - 24,5%, сельское хозяйство - 10,9%.

Областные учреждения начального и среднего профессионального образования располагаются в 7 районах и 6 городах области.

Системе начального и среднего профессионального образования отводится значительное место в формировании и развитии кадрового потенциала Тамбовской области.

Постепенно происходит сокращение количества нетрудоустроенных выпускников. В 2005 году в системе начального профессионального образования этот показатель снизился на 2,7%, а в среднем профессиональном образовании на 1,5%.

Динамика нетрудоустроенных выпускников
учреждений начального и среднего профессионального образования (%)

В ходе реализации Программы предполагается внедрение модели формирования региональной потребности в кадрах, которая будет стимулировать развитие на договорной основе подготовки кадров для конкретных предприятий, способствовать повышению уровня достигнутой выпускниками квалификации, содействовать трудоустройству выпускников по полученной профессии и адаптации на производстве.

Комплексный анализ системы начального и среднего профессионального образования по основным направлениям деятельности выявил ряд проблем.

Наблюдается сокращение общего количества детей, поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных учреждений. В 2005 году  их численность сократилась по сравнению с 2003 годом на 14,3%.

Численность
общего количества выпускников образовательных учреждений (тыс. чел.)

Объемы и профили подготовки не соответствуют запросам региональной экономики. Наибольший процент безработных выпускников 2005 года  по таким профессиям как секретарь-референт, лаборант-эколог, изготовитель хлебобулочных изделий, портной, парикмахер.

Качество подготовки рабочих кадров и специалистов не отвечает требованиям работодателей. Количество выпускников, получивших повышенный разряд, с 2003 года сократилось на 1,9%.

Доля выпускников учреждений начального
профессионального образования, получивших повышенный разряд (%)


Слабо развиваются общественно-государственные формы управления профессиональным образованием.

Важной проблемой остается уровень обеспеченности учреждений начального и среднего профессионального образования педагогическими кадрами. На 1 января 2006 года этот показатель среди мастеров производственного обучения не превысил 73%.

Реальную угрозу стабильности функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования представляет степень износа основных фондов. Морально и физически устарело 80% машин и оборудования.

Существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Тамбовской области, органами местного самоуправления, бизнеса и учреждений начального и среднего профессионального образования. Вместе с тем, этот процесс во многом зависит от эффективности государственной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования и инновационного развития системы начального и среднего профессионального образования.

Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, а также организацию процесса управления и контроля.

II. Цели и задачи Программы

     
Цель Программы


Создание эффективных механизмов управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала Тамбовской области и системы начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих переход экономики области на инновационный путь развития.

Задачи Программы


Интеграция субъектов управления, создание целостного комплексного механизма и институтов управления кадровым потенциалом для достижения динамического баланса между рынком труда и региональной системой начального и среднего профессионального образования.

Совершенствование содержания, создание и реализация эффективных механизмов управления качеством начального и среднего профессионального образования.

Обеспечение устойчивого развития областной системы начального и среднего профессионального образования и равного доступа граждан к получению качественного начального и среднего профессионального образования.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, усиление воспитательных функций в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

III. Сроки и этапы реализации Программы


Настоящая Программа рассчитана на период с 2007 по 2010 годы. Ее реализация будет осуществляться в 2 этапа.

Первый этап: 2007 год - создание институтов организационного и информационного обеспечения управления кадровым потенциалом, их методического оснащения; проведение первоочередных мероприятий по формированию комплексного механизма управления кадровым потенциалом области.

Второй этап: 2008 - 2010 годы - создание эффективных механизмов управления формированием, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала области и реализация основных программных мероприятий, развитие материально-технической базы и организация опережающей подготовки кадров по стратегически перспективным для области профессиям, специальностям и видам деятельности.

К концу второго этапа планируется комплексная реализация всех предусмотренных настоящей Программой составляющих механизма управления кадровым потенциалом Тамбовской области.

IV. Система программных мероприятий


1. Организационное, научно-методическое и информационное обеспечение комплексного управления кадровым потенциалом.

Основные мероприятия указанного раздела направлены на создание целенаправленного информационного взаимодействия органов местного самоуправления и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Система предусмотренных совместных действий поможет сформировать необходимый объем приема молодежи и лиц из числа взрослого населения в учреждения начального и среднего профессионального образования, составить рейтинг наиболее востребованных профессий.

Для реализации программных мероприятий предполагается привлечение средств массовой информации, организация встреч, творческих отчетов, создание целевой системы повышения имиджа учреждений начального и среднего профессионального образования.

Решение проблемы своевременного получения достоверной информации о потребности в рабочих кадрах является важной составляющей стратегии развития системы начального профессионального образования.

Мероприятия по организации совместных действий со всеми отраслевыми органами исполнительной власти и работодателями будут способствовать устранению дисбаланса между спросом и предложением и созданию механизма прогнозирования потребностей отраслей экономики в рабочих кадрах и формированию государственного заказа на их подготовку.

Реализация мероприятий данного раздела позволит при непосредственном участии учреждений начального и среднего профессионального образования в деятельности органов общественного управления, координирующих работу в этом направлении, сформировать перечень обоснованных требований по повышению уровня профессиональной компетентности выпускников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»