Разработка Программы повышения безопасности дорожного движения в Тамбовской области на 2006 - 2012 годы вызвана необходимостью комплексного подхода к решению вопросов, связанных с предупреждением аварийности на автотранспорте, которая стала сравнима с национальным бедствием, только в 2004 году в автоавариях по стране погибло 34,5 тысячи человек.
Если ситуация и дальше будет развиваться, то в 2012 году число погибших может достичь 38 - 40 тысяч. Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России ущерб, составляющий в последние четыре года 2,2 - 2,6% ВВП - только в 2004-м году он составил 369 млрд. рублей.
Данная проблема приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспорта и протяженностью улично-дорожной сети как в целом по России, так и у нас в области.
По оценкам специалистов потери, связанные с дорожно-транспортной аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.
На территории Тамбовской области ежегодно совершается более 1200 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают около 300 и получают ранения более полутора тысяч человек.
В 2005 году на территории области зарегистрировано 1893 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 292 и ранены 2437 человек. По сравнению с прошлым годом количество автоаварий возросло на 14,2%, количество погибших - на 9,4%, пострадавших в них людей - на 12,3%. Из 100 человек, пострадавших в происшествиях, погибло 11, из каждых 100 тысяч жителей области в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 238 человек.
Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки с аварийностью на дорогах. Ежегодный прирост автопарка в области составляет за последние три года от 5 до 15 тысяч единиц. В настоящее время на 1000 жителей области приходится более 250 автомобилей и, как показывают аналитические данные, через несколько лет число автомобилей на тысячу человек будет составлять 300 - 350. Такое положение повлечет за собой осложнение обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, рост дорожно-транспортного травматизма.
В то же время дорожная сеть области не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Если за последние 5 лет автопарк области вырос на 17%, то протяженность улично-дорожной сети только на 0,4%. До 20% от общей протяженности сети автодорог работает в режиме перегрузки. 30% дорог имеют покрытие, несущая способность которого не соответствует осевым нагрузкам современных транспортных средств.
Проверки содержания и оборудования автомобильных дорог области показывают, что состояние проезжей части, обочин, элементов обустройства не всегда соответствует установленным требованиям. Значительная часть обочин не укреплена. Выявлены факты неправильной установки дорожных ограждений, несоответствия обустройства мест производства дорожных работ требованиям нормативных документов.
Ежегодно в ДТП, при совершении которых сопутствующим фактором были неудовлетворительные дорожные условия, погибают около 60 и более 300 человек получают ранения. В 2005 году по данной причине произошло 307 происшествий. Недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии дорог были выявлены в качестве сопутствующей причины в каждом пятом (19,1%) из всех дорожно-транспортных происшествий.
Условия дорожного движения на городских территориях постоянно усложняются. Улично-дорожная сеть городов области уже исчерпала резервы пропускной способности и находится в условиях создания аварийных ситуаций при пропуске транспортных и пешеходных потоков.
Ежегодно в области почти треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. В 2005 году из-за их недисциплинированности произошло 252 ДТП, в которых погибло 47 и ранено 220 человек. Высокому уровню аварийности по вине пешеходов во многом способствует отсутствие необходимых условий для безопасного и удобного их передвижения. Существующие темпы, которыми ведется строительство тротуаров, пешеходных дорожек с твердым покрытием, установка соответствующих ограждений, освещения не позволяют сократить количество дорожно-транспортных происшествий по вине данной категории участников дорожного движения.
Основное влияние на уровень аварийности в области оказывают водители транспортных средств, из-за нарушения правил дорожного движения которыми ежегодно совершается три четверти всех ДТП. Причиной этому является их крайне низкая дисциплина. Основными причинами, способствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий, являются: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомототранспортными средствами в нетрезвом состоянии.
Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место по числу погибших и второе по числу травмируемых. Общая летальность при автоавариях в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность - в 6 раз.
Главными причинами, снижающими эффективность медицинской помощи на догоспитальном этапе, являются: отсутствие необходимой подготовки и навыков участников дорожного движения по оказанию первой медицинской помощи; отсутствие средств связи для вызова скорой помощи; отсутствие противошоковых средств и средств остановки кровотечения.
Все эти факторы приводят к большим человеческим потерям при автоавариях.
Возросшая сложность движения транспортных средств предъявляет повышенные требования к надежности и профессиональной пригодности водителя. Основная доля дорожно-транспортных происшествий совершается водителями со стажем до трех лет, в том числе 20% - со стажем до одного года.
Совершенствование системы подготовки водителей в значительной мере способствует повышению безопасности дорожного движения. Как показывают результаты приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами от кандидатов в водители, качество обучения последних постоянно снижается.
Одной из причин высокого уровня аварийности среди начинающих водителей наряду с низкой дисциплиной являются: несоответствие качества подготовки водителей предъявляемым требованиям, слабая материально-техническая база образовательных учреждений, невыполнение в полном объеме программ обучения, отсутствие надлежащей воспитательной работы с кандидатами в водители.
Остается нерешенной проблема оснащенности образовательных учреждений автодромами и закрытыми площадками для обучения вождению.
Усиление государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения требует не только доведения ресурсного обеспечения службы Госавтоинспекции оперативно-техническими средствами до установленных норм, но и постоянного улучшения качества соответствующей приборной базы.
В условиях возросшей интенсивности движения транспорта сложившееся положение с технической оснащенностью не позволяет принимать эффективные меры по контролю за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, объективно оценивать степень опасности нарушений правил дорожного движения и принимать соответствующие меры в отношении нарушителей, проводить оперативные мероприятия по установлению транспортных средств, находящихся в розыске.
Сложившееся положение с обеспечением безопасности дорожного движения во многом определяется несогласованностью действий городских и районных администраций, их структурных подразделений, неэффективностью работы комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения при администрациях городов и районов области.
Целевой подход к планированию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения возможен лишь при ликвидации остаточного принципа его финансирования.
Мероприятия Программы соответствуют положениям Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема обеспечения безопасности дорожного движения затрагивает сферу деятельности многих органов и рассчитана на 7 лет.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности обеспечения безопасности дорожного движения, стремление достичь уровня безопасности, характерного для цивилизованных стран, уменьшение социальной остроты проблемы на территории Тамбовской области.
Данная Программа разработана на основании предложений заинтересованных управлений, ведомств и организаций.