РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О программе "Молодежи - доступное жилье"
на 2006-2010 годы
Принят Тамбовской областной Думой 20 июля 2006 года
__________________________________________________
Утратил силу с 10 апреля 2007 года - Закон Тамбовской области от 3 апреля 2007 года N 171-З.
__________________________________________________
Статья 1
Утвердить программу "Молодежи - доступное жилье" на 2006 - 2010 годы" согласно приложению.
Статья 2
Признать утратившим силу Закон Тамбовской области от 28.11.2002 года N 71-З "О программе "Молодежи - доступное жилье на 2003-2010 годы" (газета "Тамбовская жизнь" 2002, 10 декабря).
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев | Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин |
г.Тамбов
20 июля 2006 г.
N 67-З
Приложение N 1
к Закону Тамбовской области
от 20 июля 2006 года
N 67-З
Программа
"Молодежи - доступное жилье" на 2006-2010 годы"
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа "Молодежи на 2006-2010 годы"-доступное жилье" |
Основание для разработки | постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г.N 865 |
Заказчик Программы | администрация Тамбовской области |
Разработчик Программы | администрация Тамбовской области, комитет по делам молодежи Тамбовской области, управление инвестиций Тамбовской области. |
Исполнители Программы | органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, участвующие в реализации мероприятий Программы по согласованию банки, обслуживающие средства субсидии, определяемые на конкурсной основе в соответствии с установленными критериями участия в Программе |
Цель и задачи Программы | создание системы государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном |
Сроки и этапы реализации | 2006-2010 годы |
Перечень основных | разработка механизма предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первого взноса при получении ипотечного жилищного кредита; привлечение молодыми семьями кредитных средств банков, кредитных организаций и/или собственных средств, а также безвозмездных или заемных средств организаций на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья |
Объемы и источники | общий объем финансирования с учетом цен соответствующего года - 1469,5 млн. руб., |
в 2009 году - 82,0 млн. рублей; | |
Ожидаемые результаты | обеспечение жильем за 2006-2010 годы 1360 молодых семей; |
Управление реализацией | общее руководство, координацию и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет областная Дума, администрация Тамбовской области. |
Основные итоги реализации I этапа программы
"Молодежи - доступное жилье" на 2003-2010 годы"
За 3 года реализации областной программы "Молодежи - доступное жилье" число молодых семей - участников программы выросло с 97 до 1579 семей (начало 2003г.- 97 семей, конец 2003 г.- 250 семей, 2004г.716 семей, 2005 г.- 1579 семей).
Объем средств на реализацию программы на территории Тамбовской области составил:
2003 г.- 5 млн. руб.,
2004 г.- 12 млн. руб.,
2005 г.- 58,6 млн. руб.
Всего за 3 года реализации областной программы "Молодежи доступное жилье" государственную поддержку в виде субсидий из средств областного и федерального бюджетов получили 346 молодых семей.
В 2003 году 37 молодых семей - участников программы из 11 городов и районов области получили государственную поддержку из федерального бюджета в виде субсидий, направленных на погашение части стоимости приобретенного (построенного) жилья. В том числе: г.Тамбов, г.Кирсанов, Уметский район, Кирсановский район, Ржаксинский район, Знаменский район, Тамбовский район, Уваровский район, Гавриловский район, Жердевский район, Первомайский район.
В 2004 году 77 молодых семей - участников программы из 17 городов и районов области получили государственную поддержку из областного и федерального бюджета в виде субсидий, направленных на погашение части стоимости приобретенного (построенного) жилья. В том числе: 64 молодые семьи - участники программы из 15 городов и районов получили поддержку из федерального бюджета в виде субсидий - это молодые семьи из г.Тамбова, г.Кирсанова, Первомайского района, Петровского района, г.Моршанска, г.Рассказово, г.Уварово, Ржаксинского района, Знаменского района, Бондарского района, Инжавинского района, Сампурского района, Сосновского района, Токаревского района, Жердевского района; 13 молодых семей - участников программы получили поддержку из областного бюджета в виде субсидий - г.Тамбов, Тамбовский район, Инжавинский район, Кирсановский район.
В 2005 году 334 молодые семьи - участники программы из 27 городов и районов области получили государственную поддержку из областного и федерального бюджета в виде субсидий, направленных на погашение части стоимости приобретенного (построенного) жилья (3 семьи получили поддержку из средств областного и федерального бюджетов). В том числе: г.Тамбов, Первомайский район, Тамбовский район, г.Кирсанов, Сосновский район, Уметский район, Бондарский район, Знаменский район, Кирсановский район, г.Котовск, Пичаевский район, Петровский район, Жердевский район, г.Мичуринск, Инжавинский район, г.Моршанск, Ржаксинский район, Моршанский район, Никифоровский район, г.Рассказово, Сампурский район, Гавриловский район, Мичуринский район, Староюрьевский район, Токаревский район, г.Уварово, Мордовский район.
Основным результатом реализации указанной программы стало создание в 2003-2005 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Тамбовской области.
Содержание проблемы, обоснование
необходимости ее решения программными методами
Анализ результатов I этапа реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
В соответствии с этой подпрограммой ее участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, но возможность получения субсидии за счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением (усыновлением) ребенка. В скорректированной подпрограмме решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Принятие нормативных правовых актов по вопросам формирования рынка доступного жилья создаст условия для развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков для банков, сокращения затрат на оформление кредитов, развития вторичного рынка кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в жилищную сферу. Это позволит более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования улучшения жилищных условий молодых семей.
На начало 2006 года в Тамбовской области более 3 тыс. молодых семей состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а, значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей в области при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Тамбовской области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей в Тамбовской области позволит сформировать экономически активный слой населения.
В органах местного самоуправления районов и городов области могут быть разработаны и утверждены аналогичные муниципальные программы, при этом в своих программах могут предусматриваться различные дополнительные формы поддержки молодых семей:
предоставление дополнительных субсидий в большем размере, чем это предусмотрено условиями Программы, на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение или строительство индивидуального жилья;
предоставление банкам муниципальных гарантий в пределах средств, предусмотренных на эти цели в правовом акте представительного органа местного самоуправления о бюджете в улучшении жилищных условий.
Изменения в программе "Молодежи - доступное жилье" на 2003-2010 годы" разработаны в целях выполнения основных мероприятий по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 865 от 31 декабря 2005 года.
Основные цели и задачи Программы
Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", который предполагает формирование системы оказания поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Основной целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником Программы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
Для целей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. По тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации Программы являются:
добровольность участия в Программе молодых семей;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Система программных мероприятий
Система программных мероприятий Программы включает в себя работу по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы, включающее разработку и принятие нормативных правовых документов, связанных с разработкой механизмов реализации мероприятий Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы, включающие разработку финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта областного бюджета на последующие годы;
организационное обеспечение реализации Программы.
Организационные мероприятия предусматривают:
подготовка документов и участие в конкурсном отборе для получения средств из федерального бюджета;
сбор данных о молодых семьях - участниках Программы, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы, ведение единого реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств на приобретение жилья;
определение ежегодного объема средств, выделяемых из областного бюджета;
отбор банков по установленным на федеральном уровне критериям для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидий молодым семьям;
разработка графика выпуска, выпуск, оплата и погашение свидетельств на приобретение жилья;
осуществление контроля за реализацией Программы на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
организация в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
проведение мониторинга реализации Программы на областном уровне, подготовка информационно-аналитических материалов и отчетных материалов для представления в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.