Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 - 2005 годах Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2003 год основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" определены приоритетные направления административной реформы:
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти;
развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время в Российской Федерации начата реализация следующего этапа административной реформы. Цели, задачи и направления, которые должны быть решены в ходе реализации этого этапа, определены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р.
В Тамбовской области к 2006 году были созданы предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного и муниципального управления.
В целях создания системы управления мероприятиями административной реформы и для придания планомерного, организованного характера этой работе образована Комиссия и в ее составе рабочие группы по проведению административной реформы в области, утверждены Положение о ее деятельности, а также план мероприятий на 2006 - 2008 годы. Мероприятия по административной реформе предусматривают проектную апробацию внедрения новых принципов и механизмов в деятельность исполнительных органов государственной власти.
Определены должностные лица и уполномоченный орган, ответственные за реализацию мероприятий административной реформы.
Формируется система управления, ориентированного на результат. Ведется разработка долгосрочных и среднесрочных планов и программ социально-экономического развития области, рассматриваются и утверждаются Доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей кредитов и получателей средств областного бюджета на 2006 - 2008 годы, утвержден комплекс мер по повышению результативности бюджетных расходов.
Осуществлена работа по уточнению полномочий области как субъекта Российской Федерации и приведению Устава области в соответствие с федеральным законодательством. Проведен анализ функций исполнительных органов государственной власти области и структурных подразделений администрации области, внесены и утверждены изменения в Положения о них, начата разработка методологии формирования реестра государственных функций и перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти области. Приняты нормативные правовые акты по изменению структуры администрации области и исполнительных органов государственной власти области. При ее определении акцент был сделан на исполнение конкретных функций, предписанных нормативными правовыми актами субъекту Российской Федерации, и постепенный переход от отраслевой системы управления к формированию проблемно-ориентированной и программно-функциональной модели управления.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ведется реформирование системы закупок для государственных нужд: в структуре органов исполнительной власти области образован комитет государственного заказа Тамбовской области, утверждено Положение о нем, определены уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещения заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области, официальный орган печатного издания и официальный сайт администрации Тамбовской области в сети Интернет для опубликования информации о размещении заказов для государственных нужд области.
Ведется работа по оптимизации сети областных государственных унитарных предприятий, областных государственных учреждений и муниципальных учреждений. В 2005 году передано в муниципальную собственность - 13 автотранспортных областных государственных унитарных предприятий, преобразованы в открытые акционерные общества - 16, реорганизованы в другие организационно-правовые формы - 2, в процедурах ликвидации и банкротства находятся - 17.
В ряде муниципальных образований области создаются социокультурные центры, предоставляющие услуги населению в сферах образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Проводится реформирование местного самоуправления в области. С 1 января 2006 года Тамбовская область приступила к выполнению в полном объеме Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления с обществом, открытости их деятельности, укрепления социального согласия в регионе создаются условия для развития институтов гражданского общества, организации работы с обращениями граждан, средствами массовой информации. Ведется работа по активизации постоянных общественно-политических и социально-культурных межрегиональных связей с целью формирования имиджа региона в стране и за рубежом, повышения его инвестиционной, социально-культурной и миграционной привлекательности.
Взаимодействие администрации области с общественными структурами осуществляется через такие формы, как поддержка, взаимодействие, право на получение информации, учет мнений и предложений, привлечение к участию при подготовке решений.
Одним из важнейших факторов, влияющих на открытость органов государственной власти области, стало широкое распространение и применение информационно-коммуникационных технологий. Созданы инфраструктура единой государственной информационной системы органов государственной власти и местного самоуправления, Интернет-портал органов государственной власти Тамбовской области, "электронная" приемная главы администрации области для организации обратной связи с гражданами и организациями, единая региональная информационно-аналитическая система обращений граждан, обеспечено размещение нормативно-правовых актов администрации области в сети Интернет.
Однако предпринятые меры в большинстве своем имели бессистемный, фрагментарный характер и не принесли пока ощутимого результата.
В частности, отсутствует система оценки эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти области.
Медленно идет процесс разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления, выявления и устранения излишних и дублирующих функций. С учетом перераспределения полномочий и уточнения перечня государственных функций и государственных услуг требует продолжения работа по оптимизации сети подведомственных исполнительным органам власти областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений.
Не разработана система мер по противодействию коррупции, не введен в постоянную практику анализ проектов нормативных правовых актов области на коррупциогенность. Необходимо продолжить реформирование системы закупок для государственных нужд.
Недостаточно организованы и часто не эффективны административно-управленческие процессы в исполнительных органах государственной власти области. Не разработаны административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области.
Требует своего совершенствования система мер, направленная на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве, повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, аккредитации, государственной регистрации.
Уровень использования современных информационных технологий пока остается в области недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Должны получить развитие меры, направленные на совершенствование взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления с гражданским обществом.