РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О Программе развития научной, научно-технической
и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006-2010 годы
Принят Тамбовской областной Думой 13 декабря 2005 года
(с изменениями на 10 ноября 2007 года)
____________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.
___________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 31 октября 2006 года N 105-З;
Законом Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З.
___________________________________________________________
________________
*Наименование Закона приведено в соответствие с Законом Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З.
Статья 1 (статья в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З).
Утвердить Программу развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006-2010 годы согласно приложению.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев | Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин |
г.Тамбов
13 декабря 2005 г.
N 406-З
Приложение
к Закону Тамбовской области
от 13 декабря 2005 года
N 406-З*
________________
*- Приложение в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З.
ПРОГРАММА
развития научной, научно-технической и инновационной
деятельности в Тамбовской области на 2006-2010 годы*
________________
*Наименование Программы приведено в соответствие с Законом Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З.
Паспорт Программы:
Наименование Программы (позиция в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З). | Программа развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006-2010 годы. |
Основание для разработки Программы | Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года N Пр-576 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года N 2473п-П7 |
Государственный заказчик Программы | Администрация Тамбовской области |
Разработчик Программы | Комитет по науке и инновационной политике администрации области |
Цели и задачи Программы | Устойчивое социально-экономическое развитие Тамбовской области и повышение качества жизни населения региона на основе использования его научно-технического потенциала, создание условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, направленных на формирование целостной эффективной региональной инновационной системы как основного звена национальной инновационной системы: создание благоприятной среды для инновационной деятельности, организационных и экономических механизмов для повышения востребованности достижений науки и инноваций предприятиями и организациями на всей территории региона, обеспечения опережающего развития научных исследований; создание механизмов формирования комплексных мегапроектов регионального уровня; рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при развитии на территории области критических технологий; создание новых форм (кластеров) территориально опосредованной организации инновационных процессов посредством региональной интеграции ресурсов науки, образования, промышленности и бизнеса, выполняющих разные функции (от проведения научных исследований и подготовки кадров до производства и транспортировки продукции), но объединенных технологическим процессом, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников процесса; концентрация средств на приоритетных направлениях развития области; создание рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу; разработка методических указаний и практических рекомендаций в области коммерциализации технологий для эффективного функционирования городского хозяйства; разработка и внедрение на практике организационно-экономических механизмов оказания государственной поддержки при создании малых и средних фирм, работающих в области коммерциализации научно - технических достижений. |
Сроки реализации Программы (позиция в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З). | 2006-2010 годы |
Источники и объемы финансирования Программы | 1. Федеральный бюджет (посредством финансирования через государственные фонды, осуществляющие поддержку научной и инновационной деятельности и федеральные адресные, ведомственные целевые программы) - 15,5 млн.рублей (пункт в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З): 2. Областной бюджет на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области - 14,5 млн.рублей(2), в том числе (пункт в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З): 2006 год - 2,0 млн.руб. 2007 год - 3,0 млн.руб. 2008 год - 3,5 млн.руб. 2009 год - 4,0 млн.руб. 2010 год - 2,0 млн.руб. Мероприятия программы реализуются при условии включения данных объемов финансирования в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год. |
Перечень основных мероприятий | Разработка актов нормативного правового, организационного и методического обеспечения Программы. Определение перечня и реализация отраслевых инновационных комплексных проектов в научно-технической и производственной сферах на основе маркетингового изучения востребованности результатов их реализации. Разработка инфраструктурных проектов развития инновационной деятельности и мероприятия по кадровому обеспечению Программы. Формирование и развитие "точек роста" и конкурентных преимуществ стратегических предприятий и отраслей экономики региона за счет реализации отраслевых и межотраслевых инновационных проектов. |
Исполнители Программы | Управление образования и науки Тамбовской области, администрация г.Мичуринска, научные, научно-исследовательские, образовательные, промышленные и другие организации, которые определяются в ходе реализации Программы (пункт в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2006 года на основании Закона Тамбовской области от 31 октября 2006 года N 105-З). |
Ожидаемые конечные результаты | Увеличение налоговой базы субъектов инновационной деятельности и, как следствие - бюджетной обеспеченности области; |
Контроль за исполнением Программы | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация области, областная Дума |
I Основные термины, используемые в Программе.
Бизнес - инкубатор - организация (фирма, ассоциация), созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности и для оказания им помощи в создании жизнеспособных коммерческих продуктов и эффективных производств на базе их идей.
Государственная научная, научно-техническая и инновационная политика области - составная часть социально-экономической политики области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти области в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения области.
Инновация - процесс создания, разработки новой техники, технологии, научных исследований (инноваций), а также процесс инвестирования, создания, разработки и ее практическое внедрение.
Инновационная деятельность - совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов; это процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, услуг), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами.
Инновационно-технологический центр - структура, служащая коммерциализации и трансферу технологий; это среда, в которой формируются, разрабатываются и доводятся до уровня промышленного применения разработки, имеющие новую наукоемкую составляющую.
Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).
Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
Интеллектуальная собственность:
1) исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые являются объектами исключительных прав, могут использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя;
2) отношение по поводу присвоения результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в объективной форме.
Кластер - особая территориально локализованная сеть самостоятельных производственных предприятий (фирм), научных и образовательных учреждений (университетов, НИИ), сервисных фирм, создателей технологий и ноу-хау, рыночных агентов, поддерживающих организаций (консалтинговых фирм) и потребителей, выполняющих разные функции (от проведения научных исследований и подготовки кадров до производства продукции) взаимосвязанных в единую цепочку технологического процесса, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников процесса.
Консалтинг (англ. consulting, буквально - консультирование), деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования, инновации, инвестиции и др).
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Научно-технический и инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Научно-технический и инновационный проект - организационная форма научно-технической и инновационной деятельности, с конкретным описанием целей, задач, исходных условий, мероприятий, используемых ресурсов, методов управления и ожидаемых результатов.
Передача (трансферт) технологий - распространение технологических знаний прикладного характера и опыта относительно процессов, методов производства и инновационных продуктов внутри отрасли, между отраслями, а также (в международном контексте) между странами.
Синергетический эффект (эффект синергии) возникает при объединении ресурсов, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности.
Технопарк - организационно оформленная компактная территория, представляющую собой автономную самоокупаемую предпринимательскую структуру (как правило, с правами юридического лица), предназначенную для поддержки высокотехнологичного бизнеса, обычно в определенной области. Как правило, технопарки предоставляют целый комплекс услуг: офисы, лаборатории, сборочные помещения, склады, цехи для несложного производства и т. д.
Технополис - район (город, часть города, регион), в котором на базе объединения научного, промышленного и финансового капиталов создаются структуры, генерирующие передовые производственные технологии, реализующие социальные и экономические программы, направленные на ускоренное и гармоничное социально-экономическое развитие региона.
Технополисная система - региональная предпринимательская структура, включающая комплекс хозяйствующих субъектов в форме технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов, инженерных центров, организационно-экономический механизм кооперации, взаимодействия и управления их деятельностью, направленный на инновационное развитие региона (республики, края, губернии, области и т.д.), а также инфраструктура, обеспечивающая их взаимовыгодное сотрудничество, партнерство и кооперацию в соответствии со сложившейся научно-технической специализацией.
Финансирование венчурное - процесс финансирования, сопряженный с повышенной степенью риска. При финансировании венчурном финансовые ресурсы инвестируются в реализацию проектов по внедрению новых технологий, созданию новых производств, завоеванию новых рынков и др.
Франчайзинг - договор между крупной компанией и мелкими фирмами, согласно которому крупная компания предоставляет малой фирме право пользоваться ее именем и товарным знаком, поставляет необходимое оборудование, транспортные средства, дает возможность малой фирме пользоваться финансовой и технической помощью крупной компании на льготных условиях, а мелкая фирма выплачивает крупной часть своего оборота.
Центр трансфера технологий - специализированная структура, создаваемая с целью создания новых бизнесов на основе технологических разработок, возникающих в научно-исследовательских отраслевых и академических институтах и ВУЗах., и коммерциализации новых технологий, в том
ния.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, разработанные на их основе Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий, Основы инновационной политики Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, а также ряд других документов в качестве главного стратегического национального приоритета определяют повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Принятый 25 апреля 2003 г. Закон Тамбовской области N 119-З "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области" в качестве основного механизма реализации важнейших национальных приоритетов на региональном уровне предусматривает формирование Программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в области.
В настоящее время одним из основных факторов достижения устойчивого экономического роста, прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в развитых странах является научно-технический прогресс - разработка новой и совершенствование имеющейся продукции, создание новой техники и технологий. Достижение экономического роста является объективной целью любой государственной экономической политики. Только на основе экономического роста можно решить задачи повышения качества жизни населения, развития науки, образования, культуры, уровня конкурентоспособности государства в мировом сообществе, степени обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику.
Опыт коммерциализации научных разработок при поддержке администрации области уже есть, однако он носит разрозненный характер, отсутствует системный (программный) подход, комплексные проекты имеют межотраслевую направленность, поэтому существует острая необходимость объединения научной, научно-технической и инновационной деятельности в единый комплекс. Анализ регионального инновационного потенциала показывает, что в области имеются различные субъекты инновационной деятельности, которые разобщены и работают обособленно. Кроме этого, в научной, научно-технической сферах и в промышленности наметились и продолжают углубляться некоторые негативные процессы, а именно:
нарушился процесс воспроизводства основных фондов, технико-экономические возможности большинства тамбовских предприятий могут обеспечить производство продукции лишь по технологиям третьего, в лучшем случае четвертого технологического уклада; затянувшаяся ввиду невостребованности консервация мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса из-за отсутствия эффективной программы конверсии привела к разрушению уникального оборудования и утрате ряда технологий.
Малый бизнес в инновационной сфере более оперативно реагирует на запросы рынка и реализует инновационные заделы прежних лет. Малые предприятия налаживают выпуск наукоемкой продукции, успешно конкурируют с зарубежными производителями, что подтверждает необходимость проведения гибкой структурной политики и стимулирования этого сектора экономики;
Стратегическая и тактическая региональная политика в области инноваций должна предусматривать решение законодательных и финансовых проблем, совершенствование способов и методов внедрения инноваций; обеспечить финансовую поддержку со стороны государственных органов власти области, венчурное финансирование, поддержку взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций; развитие системы технопарков., бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и других элементов инновационной инфраструктуры.
Программно-целевой подход государственного управления наукой, оказание ей помощи для ее поддержания и, прежде всего, для сохранения ведущего кадрового ядра, проявляется в последовательном выделении наиболее актуальных направлений. Данные направления должны определяться с учетом данных технико-экономического обоснования необходимости проведения программных мероприятий, приведенного в приложении 1.
Специфика г.Мичуринска, как первого агропромышленного наукограда Российской Федерации, состоит в уникальных научных возможностях для комплексного решения проблем по защите человека от негативных факторов окружающей среды, основанных на эффективных отечественных технологиях разработки и внедрения в производство новых видов продуктов питания, а также технологиях длительного хранения, транспортировки и переработки плодов, ягод и овощей, обеспечивающих полную сохранность их питательной ценности, способных оказать позитивное воздействие на здоровье нации. Поэтому рассмотрение инновационного развития г. Мичуринска, как наукограда Российской Федерации, как неотъемлемой части Программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006-2010 годы сегодня имеет принципиальное значение (абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 03 ноября 2007 года N 288-З).
Программа направлена на активизацию использования научного и инновационного потенциала, на структурно - технологическую модернизацию промышленного потенциала и создание эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов.
Реализация Программы в рассматриваемом периоде позволяет создать необходимые условия поэтапного достижения стратегической цели научно-технической политики развития области - создание конкурентоспособного научно - промышленного комплекса для обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста, бюджетной обеспеченности и эффективной занятости населения.
3.1 Главная цель Программы - устойчивое социально-экономическое развитие Тамбовской области и повышение качества жизни населения региона на основе использования его научно-технического потенциала, создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки.