Повышение транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог позволяет обеспечить среднюю скорость транспортного потока близкую к 80 км/ч, что соответствует оптимальному режиму, при котором эмиссия отработавших газов в атмосферу и твердых выбросов в почву минимальна.
Кроме этого, развитие транспортной сети требует проведения следующих специальных мероприятий:
- применение искусственных и растительных барьеров вдоль автодорог для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения притрассовой полосы;
- совершенствование конструкций дорожных покрытий для уменьшения пылеобразования и шумового воздействия;
- расширение применения мостовых сооружений взамен высоких насыпей;
- совершенствование конструкций водоотводных сооружений и конструкций укрепления для предотвращения водной эрозии;
- организацию стока загрязненных вод и осуществление их очистки;
- разработку новых материалов и методов очистки автодорог для их зимнего содержания;
- использование экологически безопасных комплексов оборудования для производства дорожно-строительных материалов повышенной мобильности, прежде всего асфальтобетонных и цементобетонных заводов;
- устройство специальных защитных сооружений, предотвращающих выходы животных на дороги и обеспечивающих возможность их безопасной миграции;
- совершенствование конструкций дорожных водопропускных сооружений в целях уменьшения стесненных водных потоков;
- создание дренажных и водоотводных сооружений для предотвращения заболачиваемости прилегающей территории.
Для реализации перечисленных выше мероприятий необходимо:
- разработать целевую программу повышения экологической безопасности на сети автодорог Тамбовской области;
- организовать и провести производственный мониторинг окружающей среды при строительстве, эксплуатации, реконструкции и ремонте автодорог;
- при разработке проектно-сметной документации предусмотреть раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" строго в соответствии с "Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов";
- проводить экологическую экспертизу всех проектов строительства, реконструкции и ремонта автодорог;
- проводить научно-исследовательские и опытные конструкторские работы (НИОКР) по данной проблеме;
- разработать типы конструкций защитных сооружений.
При оценке отрицательного воздействия автодорог на окружающую среду и принятия решений по развитию транспортной сети приоритетным следует считать снижение воздействия на здоровье человека и улучшение условий жизни населения.