Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 06.10.2008)

10.1. Влияние автомобильного транспорта


Основными видами воздействия автотранспорта на окружающую среду являются: загрязнение атмосферы, загрязнение почвы и транспортный шум.

Основными компонентами, загрязняющими атмосферу, в отработанных газах автомобилей являются окись углерода, углеводороды, оксиды азота и аэрозольные соединения свинца.

Соединения свинца, представленные в твердых частицах (до 80% от выбросов свинца), являются основным компонентом, загрязняющим почву в придорожной полосе.

Минимальные уровни эмиссии в почву свинца, в атмосферу отработавших газов обеспечиваются при средней скорости транспортного потока близкой к 80 км/ч. Поэтому улучшение дорожных условий сокращает отрицательное воздействие транспортных средств на окружающую среду; только изменение такого показателя, как ровность дорожного покрытия способно сократить количество вредных выбросов в атмосферу для грузовых автомобилей на 13%, легковых - на 9%. Еще более ощутим эффект от увеличения пропускной способности автодорог, ликвидации заторов и участков с большими продольными уклонами. Ликвидация перегруженных участков автомобильных дорог и переход на оптимальные скорости движения транспортного потока приводит к сокращению расхода горючего и эмиссии вредных веществ для грузовых автомобилей до 50%.

В значительной степени экология автодорог связана с параметрами используемых транспортных средств и количеством горючего. Отечественные автомобили по сравнению с зарубежными аналогами расходуют больше горючего; легковой - в среднем на 16%, грузовой - на 12%. Соответственно у наших автомобилей больше эмиссия вредных веществ в атмосферу.

Большая часть отечественных автомобилей выпускается с бензиновым двигателем, у которого в 4 раза больше эмиссия углеводородов и оксидов углерода и азота.

Положение усугубляется низким качеством самого топлива. Отечественный этилированный бензин содержит свинца 0,37 г/л, в то время как в Европе этот показатель составляет 0,14 г/л. Содержание серы в дизельном топливе у нас составляет 0,2-1,6%, в Европе - 0,05-0,2%.

По данным Международного научно-практического симпозиума "Дорожная экология ХХI века" в придорожной полосе страны ежегодно оседает 2,0 тыс. тонн асбеста, 50,7 тыс. тонн резиновой пыли, 1,6 тыс. тонн соединений свинца, из которых (в процентном соотношении от протяженности дорожной сети - 0,77%) на территории Тамбовской области - 515,9 тонн или 0,33 кг на душу населения.

Выброс загрязняющих веществ транспортными средствами в воздушный бассейн области составляет 91,0 тыс. тонн.

Транспортный шум является одним из основных видов отрицательного воздействия на окружающую среду, особенно на участках дорог, проходящих вблизи населенных пунктов или по ним. Уровень шума определяется транспортными, дорожными и природно-климатическими факторами. Предельный уровень шума установлен в 45 дБА. Шум не менее опасен, чем отравление воды и воздуха, однако бороться с ним труднее, поскольку снижение его возможно путем осуществления комплекса различных мероприятий в процессе проектирования и строительства.