Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 06.10.2008)

10.2. Влияние автомобильных дорог как инженерных сооружений


Основными видами воздействия автомобильных дорог на окружающую среду является изъятие земельных площадей при их строительстве. Однако, учитывая, что пользователем автодорог является население региона и строятся они для его нужд, то необходимость развития транспортной сети следует считать обязательной и неизбежной. При этом в целях снижения отрицательного воздействия на окружающую среду при развитии сети автодорог рекомендуется проложение новых маршрутов с максимальным использованием существующих грунтовых дорог и неудобных земель, что позволит более полно сохранить ценные почвы.

Загрязнение почв и почвенного стока за счет смыва с дорог взвешенных веществ (пыли), частиц свинца и нефтепродуктов осуществляется дождевыми и талыми водами. Концентрация наиболее токсичных загрязнителей (частиц свинца и нефтепродуктов) в общей массе загрязнений поверхностного стока с покрытий автодорог в дождевых и талых водах соответственно составляет 1,8% и 1,0%, т.е. достаточно мала. Концентрация взвешенных веществ (пыли) в общей массе загрязнений составляет 98.2-99.0%. Снижение образования пылевидных частиц может быть достигнуто за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог с переходными типами покрытий, на которых эмиссия загрязнений в 1,1-1,2 раза выше по сравнению с дорогами, имеющими усовершенствованные типы покрытий.

При строительстве и эксплуатации дорог технологические выбросы дорожно-строительных машин, асфальтобетонных заводов (АБЗ), специальных транспортных средств, дорожных предприятий по стране составляют 3552,2 тыс. тонн в год, в Тамбовской области - 27,3 тыс. тонн - 21,5 кг/чел. По оценкам, негативное влияние 1 км дорог оказывается на площади в 15,7 га, что в масштабе области составляет 111,5 тыс.га или 3,2% территории. Не меньшей проблемой, чем сами дороги, для окружающей среды является бездорожье. Неорганизованное движение транспорта по местности ведет к уничтожению растительности и травяного покрова. В период весенне-осенней распутицы на грунтовых дорогах прокладывается множество объездов по полям и лесным массивам. По причине бездорожья под колесами гибнет до 5% зерновых и 15% сенокосов. Ущерб от уничтожения посевов в области оценивается в 120,0 млн. рублей.

Снижение отрицательного воздействия на животный и растительный мир, геологическую и гидрологическую среду, на режим стока поверхностных вод и на ландшафт (объекты воздействия) может быть достигнуто только при строгом (обязательном) соблюдении норм проектирования и действующего природоохранного законодательства.