Снижение за годы кризиса в несколько раз объемов строительства и реконструкции дорог, ремонтно-профилактических работ по содержанию и эксплуатации, увеличение интенсивности движения автотранспорта обусловили рост числа участков дорог, не отвечающих современным требованиям движения из-за неудовлетворительных дорожных условий.
Состояние существующей дорожной сети по прочностным и геометрическим характеристикам оценивается как критическое.
Основными причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий являются наличие трещин, ямочности, колейности и других деформаций на покрытии, неудовлетворительное состояние обочин, отсутствие линий разметки, барьерных ограждений, средств регулирования транспортных потоков, освещения транспортных развязок. Каждый второй мост требует ремонта или реконструкции, примыкания и пересечения дорог в основном в одном уровне. Из-за недостаточного финансирования не в полном объеме осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности движения (приложение 5) на конфликтных участках за счет уширения проезжей части, строительства направляющих островков, установки дорожных знаков и других простых технических средств; не внедряется система метеопостов прогнозирования и оповещения о метеорологических условиях для предупреждения сбоев и сохранения комфортных условий движения по дорогам.
Из-за слабо развитой системы телефонной связи, отсутствия системы аварийного вызова, недостаточного материально-технического обеспечения учреждений скорой медицинской помощи в крайне неудовлетворительном состоянии находится система эвакуации и спасения пострадавших с места дорожно-транспортных происшествий, оказания им своевременной медицинской помощи. Неэффективна существующая система обнаружения ДТП.
Проводимое совершенствование и развитие дорожной сети, улучшение технологии дорожно-строительных работ, повышенное внимание, уделяемое вопросам содержания, ремонта дорог и искусственных сооружений (приложение 4) положительно отразятся на безопасности движения автомобильного транспорта.
В 2003 году на дорогах общего пользования было зафиксировано 297 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 90 и ранено 419 человек. 15% дорожно-транспортных происшествий так или иначе связаны с неудовлетворительным состоянием дорожных условий. Остальные 85% дорожно-транспортных происшествий совершены из-за неисправности транспортных средств, нарушений правил дорожного движения, снижения профессионального уровня водителей, отсутствия служб организации и безопасности движения и прочих факторов, не связанных с состоянием дорожной сети.
Ущерб от дорожно-транспортных происшествий оценивается в 12,1 млн. рублей в текущих ценах и достигает на расчетную перспективу 23,68 млн. рублей в год.