Тамбовская область по уровню экономического потенциала относится к числу развитых регионов. Промышленные предприятия, сельское хозяйство обусловливают нагрузку на транспортные артерии - в первую очередь на железные дороги и автодорожную сеть, доля перевозок по которой постоянно растет.
Основная часть перевозок автомобильным транспортом осуществляется по федеральной дорожной сети: Москва - Волгоград - Астрахань ("Каспий"), Орел - Ливны - Елец - Липецк - Тамбов, Тамбов - Пенза и Воронеж - Тамбов связывают область с центром, имеют прямой выход в Центрально-Черноземный экономический регион, на внешние рынки в страны СНГ и зарубежья.
Соответственно растет объем перевозок и по территориальной дорожной сети: Тамбов - Шацк, Рассказово - Уварово - Мучкапский, Тамбов - Котовск, Моршанск - Пичаево, "Каспий" - Селезни - Сосновка и другим. Интенсивность движения по федеральным и территориальным дорогам на участках значительной протяженностью превышают расчетную, на пропуск которой рассчитывались геометрические параметры дорог при проектировании. Однако в соответствии с действующим законодательством управлением федеральными дорогами занимается Упрадор "Каспий" и перспектива развития этих дорог рассматриваться не будет.
Благоприятные природные условия способствовали развитию сельского хозяйства и образованию густой сети населенных пунктов. Плотность сельских поселений составляет 50 единиц на 1000 кв.м территории.
Эффективному обеспечению транспортно-экономических связей препятствует недостаточное качество существующей дорожной сети и ее развития.
Местная дорожная сеть имеет радиальное начертание с отмыканием от райцентра до пользователей тупиковых дорог. Большинство райцентров имеют только по одному выходу на опорную сеть и при этом даже связь с областным центром осуществляется с большим перепробегом автотранспорта.
При строительстве основной целью было связать дорогами как можно больше населенных пунктов, что привело к большой извилистости, прохождению через населенные пункты, что в свою очередь вызывает перепробеги, снижает скорость движения и безопасность.
Приоритетными задачами в развитии территориальной дорожной сети являются:
- обеспечение сохранности и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог за счет приоритетного финансирования работ по ремонту и содержанию дорог и ликвидации недоремонта прошлых лет (приложения 2.1 - 2.7);
- проведение политики увеличения работ на объектах реконструкции в целях увеличения пропускной способности;
- строительство новых дорог с целью ликвидации грунтовых и соединения с транспортной сетью соседних областей (приложения 3.1 - 3.7);
- организация эксплуатации, ремонта, реконструкции и усиления мостовых сооружений.
Железобетонные мосты и путепроводы по результатам обследований признаны пригодными для ремонта и реконструкции, а деревянные - подлежат перестройке (замене на железобетонные) (приложение 4).
Региональные особенности Тамбовской области, установленные приоритеты в развитии и совершенствовании дорожной сети определяют следующие основные направления дорожной политики на территориальном уровне:
- совершенствование системы управления дорожным хозяйством;
- обеспечение стабильного и достаточного финансирования дорожной отрасли;
- соблюдение инвестиционных приоритетов, исходя из социально- экономических интересов области;
- совершенствование планирования;
- обеспечение сохранности существующей сети дорог, ликвидацию недоремонта;
- завершение формирования опорной транспортной сети;
- развитие сети местных дорог.