Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

Об областной целевой программе
"Безопасное материнство (2004-2006 годы)"



Принят Тамбовской областной Думой 29 октября 2003 года

_____________________________________________________________

Действие документа приостановлено на 2006 год - Закон Тамбовской области от 25 ноября 2005 года N 386-З.

_____________________________________________________________

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Безопасное материнство (2004-2006 годы)" согласно приложению.


Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Исполняющий обязанности главы администрации

Тамбовской области                         

В.И.Андреев        

          

г.Тамбов

от 29 октября 2003 г.

N 161-З     

Приложение
к Закону Тамбовской области
от 29 октября 2003 года
N 161-З

     

Областная целевая программа
"Безопасное материнство (2004-2006 годы)"


    1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Концепция безопасного материнства сформулирована в восьмидесятых годах двадцатого века Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей.

Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнство и детство.

В области проживают 670 тыс.400 женщин, свыше 315 тысяч женщин находятся в репродуктивном возрасте (15-49 лет), что составляет 47 процентов от общего числа женщин.

В последние годы в области отмечается низкий показатель рождаемости (в 2000 г. -7,7; в 2001 г.-7,5, в 2002 г. -7,8).

Неудовлетворительное состояние питания женщин обусловило высокий уровень заболеваемости как самих беременных, так и новорожденных детей. Увеличилось с 73 процентов в 2000 г. до 79 процентов в 2002 г. число беременных, страдающих экстрагенитальными заболеваниями, у 50 процентов беременных отмечается анемия.

Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2002 г. составила 34 процента. Около 50 процентов всех беременных, рожениц и родильниц нуждаются в оказании интенсивной и неотложной помощи. Примерно 60 процентов женского населения страдает гинекологическими заболеваниями.

В структуре смертности матерей ведущими причинами остаются осложнения беременности и экстрагенитальная патология у женщин.

Сохраняет остроту проблема невынашивания беременности: в 2002 году частота самопроизвольных выкидышей составляет 5,5%, преждевременных родов - 3 процента. Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды, ежегодно в области рождается около 300 недоношенных детей, которые нуждаются в интенсивном лечении и в особых условиях выхаживания.

Ежегодно в области умирает в среднем 50 детей от тяжелых врожденных пороков развития.

Для раннего выявления данной патологии с целью снижения заболеваемости, инвалидности и смертности детей необходимо дальнейшее развитие в области пренатальной диагностики врожденных пороков развития.

В 2001-2003 годах в области реализовывались мероприятия областной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2003 годы". Выполнение мероприятий этой программы способствовало укреплению материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений, внедрению современных методов диагностики, лечения и выхаживания детей.

В 2001-2002 годах были закуплены УЗ-аппараты, следящая аппаратура, инкубаторы для выхаживания новорожденных, аппаратура для лабораторной диагностики.

В рамках реализации мероприятий закупались реактивы, что позволило возобновить и продолжить массовое обследование беременных на наличие врожденных пороков развития плода, внутриутробной инфекции у детей.

В 2002 году младенческая смертность в области снизилась с 15,8% в 2001 году до 12,2% в 2002 году, в том числе и от врожденных пороков на 30% по сравнению с 2001 годом.

В 2002 году по сравнению с 2001 годом не было роста числа случаев гнойно-септических осложнений у женщин и детей в послеродовом периоде.

Благодаря выполнению мероприятий программы в 2001-2002 годах закупались одноразовые пакеты и одноразовый инструментарий для приема родов в акушерские отделения лечебных учреждений области, что так же способствовало профилактике развития гнойно-септических осложнений у детей. За счет средств областного и местных бюджетов проводились ремонты детских и родильных отделений, завершено строительство пристройки к отделению патологии новорожденных ГУЗ "Тамбовская областная детская больница". В течение 2001-2002 годов закупались гормональные контрацептивы для обеспечения населения группы риска и внедрение современных эффективных методов профилактики абортов.

Комплекс мер, в том числе и закупка гормональных препаратов, привело в 2002 году к снижению абортов в области на 2 тысячи, что составило 15%. Это является важным фактором в сохранении здоровье женщин.

Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в области за последние годы не стабилен: снижение показателя с 72,7 в 2000 году до 42,4 в 2001 году, сменилось его повышением до 93,7 в 2002 году.

Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, а ее материально-техническое оснащение не адекватно современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам.

Поэтому для улучшения службы охраны здоровья женщин необходимо дальнейшее внедрение современных перинатальных технологий, целый комплекс мероприятий неотложного и перспективного характера, которые определены в данной программе.

    2. Основные цели и задачи программы. Сроки реализации программы


Целями программы являются:

социальная поддержка материнства и детства;

предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности;

улучшение питания матерей и детей;

развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения их эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием;

повышение профессиональной подготовки медицинских кадров;

совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий;

обеспечение профилактики осложнений беременности и родов;

обеспечение профилактики абортов;

обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию;

выхаживание недоношенных детей;

обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни.

Сроки реализации программы: 2004-2006 годы.

3. Система программных мероприятий


Мероприятия в области охраны здоровья матери и ребенка включают в себя:

меры государственной поддержки материнства;

совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;

совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;

обеспечение информационных технологий по проблемам здоровья матери, профилактики осложнений беременности и родов.

4.Финансовое обеспечение программы


Мероприятия программы реализуются за счет средств областного, местных бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.

Источники финансирования  

Всего на 2004-2006 годы (прогноз)

В том числе по годам (прогноз)  

2004 год  

2005 год  

2006 год  

Общий объем финансирования  

( тыс. рублей), в том числе:  

110900  

33100  

37000  

40800  

Средства областного бюджета  

40800  

12300  

13600  

14900  

Средства местных бюджетов

(по согласованию)  

29000  

8000  

10000  

11000  

Средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования,  

в том числе:  

41100  

12800  

13400  

14900  

Cредства Федерального фонда обязательного медицинского страхования  

30000  

9800  

10000  

10200  

Cредства Тамбовского областного фонда обя-зательного медицинс-кого страхования  

11100  

3000  

3400  

4700  

    

    Ежегодно при формировании проектов областного бюджета на 2004-2006 годы уточнять объемы средств, выделяемых на реализацию мероприятий указанной программы, с учетом возможностей областного бюджета


5. Ожидаемые результаты от реализации программы


Прогнозируется снижение показателей материнской смертности в 2006 году до 40,0 на 100000 живорожденных, младенческой смертности до 14 на 1000 родившихся живыми; обеспечение высокого уровня медицинских технологий, особенно для беременных высокой степени риска.

     6. Механизм реализации мероприятий программы и контроль за ходом ее реализации


Координацию действий основных исполнителей по реализации программных мероприятий осуществляет администрация области.

Контроль за ходом реализации программы в установленном порядке осуществляет Тамбовская областная Дума.

7. Основные мероприятия областной целевой программы "Безопасное материнство (2004-2006 годы)"

          

Наименование мероприятий  

Сроки реализации (годы)  

Затраты на реализацию (тыс. рублей)* (прогноз)  

Источники финансирования  

Исполнители  

Всего  

2004  

год  

2005  

год  

2006  

год  

 1  

 2  

 3  

 4  

 5  

 6  

 7  

 8  

 

1. Меры государственной поддержки материнства  

 

1.1.Обеспечение беременных из социально-незащищенных слоев населения витаминными и минеральными комплексами

2004-2006 годы

2900

800

1000

1100

средства областного бюджета

управление здравоохранения области


2. Совершенствование подготовки медицинских кадров

 

2.1. Проведение выездных конференций, семинаров ведущими федеральными научно-практическими центрами и клиниками

2004-2006 годы

300

100

100

100

средства областного бюджета

управление здравоохранения области

 

3. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка

3.1.Осуществление скринингового обследования беременных групп риска на инфекции методом полимеразной цепной реакции (приобретение реактивов)

2004-2006 годы

4800

1500

1600

1700

средства областного бюджета

управление здравоохранения области



3.2. Закупка современных препаратов для лечения осложнений у беременных в родовспомогательных учреждениях

2004-2006 годы

4700

1400

1600

1700

средства областного бюджета

управление здравоохранения области

3.3. Оснащение родовспомогательных и детских учреждений современной лечебно-диагностической аппаратурой, санитарным автотранспортом

2004-2006 годы


2004-2006 годы






2004-2006 годы

13900




30000







9800

4500




9800







2700





4600




10000







3000

4800




10200







4100

средства областного бюджета



средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования


средства Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования

управление здравоохранения области

Тамбовский областной фонд обязательного медицинского страхования



Тамбовский областной фонд обязательного медицинского страхования

3.4.Оснащение родовспомогательных учреждений одноразовыми комплектами белья для ведения родов




2004-2006 годы

1300








300








400








600








средства Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования



Тамбовский областной фонд обязательного медицинского страхования


управление здравоохранения области

3.5.Закупка гормональных контрацептивных средств для обеспечения подростков и женщин из социально-незащищенных слоев населения

2004-2006 годы

2000

500

700

800

средства областного бюджета

управление здравоохранения области



3.6.Проведение ремонта родовспомогательных и детских учреждений

2004-2006

годы








12200




29000

3500




8000

4000




10000

4700




11000

средства областного бюджета



средства местных бюджетов (по согласованию)

управление здравоохранения области


администрации городов и районов области,


мэрия города Тамбова


4. Развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья матери и ребенка

4.1. Совершенствование мониторинга врожденных пороков развития плода (приобретение компьютера и программы в Центр планирования семьи государственного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная больница")

2004 год

40

40

 -

 -

средства областного бюджета

управление здравоохранения


области


5. Информационное обеспечение по вопросам охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства

5.1.Освещение в средствах массовой информации вопросов здоровья женщин, детей, безопасного материнства

2004-2006 годы

 в пределах средств, выделя-
 емых на здраво- охранение

в пре-
делах средств,
выде-
ляемых на здраво-
охра-
нение

в пре-
делах средств,
выде-
ляемых на здраво-
охра-
нение  

в пределах средств, выделяе-
мых на здраво-
охранение

 в пределах средств, выделяемых на здравоохранение

управление здравоохранения области

Итого по Программе,


в том числе:


средства областного бюджета  


средства местных бюджетов  

(по согласованию)  


средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования,


в том числе:


средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования


средства Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования

110900




40800


29000




41100






30000






11100

33100




12300


8000




12800






9800






3000

37000




13600


10000




13400






10000






3400

40800




14900


11000




14900






10200






4700


*в ценах 2003 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»