РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
Об областной целевой программе "О мерах по развитию
онкологической помощи населению Тамбовской области
на 2002-2006гг."
Принят Тамбовской областной Думой 28 ноября 2001 года
___________________________________________________________________
Утратил силу с 10 декабря 2002 года - Закон Тамбовской области от 1 ноября 2002 года N 66-З.
___________________________________________________________________
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "О мерах по развитию онкологической помощи населению Тамбовской области на 2002-2006 гг." (прилагается).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев | Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин |
г.Тамбов
28 ноября 2001 г.
N 232-З
Приложение
к Закону Тамбовской области
от 28 ноября 2001 года
N 232-З
Областная целевая программа
"О мерах по развитию онкологической помощи
населению Тамбовской области на 2002-2006 годы".
Основные разработчики Управление здравоохранения
области ГУЗ "Тамбовский
областной онкологический
диспансер" (ТООД)
Цели и задачи программы: Снижение темпов роста
онкологической заболеваемости и
смертности, снижение инвалидизации
населения от онкологических
заболеваний, стабилизация и
улучшение основных показателей
работы онкологической службы
области: повышение до 10%
выявляемости онкологических
заболеваний при профилактических
осмотрах, увеличение числа впервые
выявленных больных с 1-2-ой
стадиями заболевания до 40%,
снижения показателя смертности на
первом году с момента установления
диагноза на 10%, обеспечение
комплексного лечения у 60% впервые
выявленных онкологических
больных, подлежащих радикальному
лечению, улучшение качества жизни
онкологических больных,
совершенствование организации
онкологической службы; повышение
эффективности мероприятий по
профилактике и раннему выявлению
онкологических заболеваний.
Сроки реализации
программы: - 2002-2006 годы
Перечень основных - Организация и укрепление
мероприятий: материально-технической базы
- Профилактика, раннее выявление,
лечение и реабилитация
онкологических больных.
- Информационное обеспечение,
формирование и мониторинг групп
повышенного онкологического риска.
- Химиотерапия и
химиопрофилактическое
лечение онкологических больных.
Исполнители основных - Управление здравоохранения области.
мероприятий - ГУЗ "Тамбовский облаcтной
онкологический диспансер"
Лечебно-профилактические
учреждения области
Объемы и источники
финансирования:
(тыс.руб.)
| Всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Средства фонда компенсации 17835 3000 3300 3600 3800 4135
на реализацию федерального
закона "О социальной
защите инвалидов РФ"
Средства областного 49617 4970 9795 10520 11345 12987
бюджета
Средства федерального 31900 700 1400 16500 6000 7300
бюджета
Средства предприятий 1000 200 200 200 200 200
области
ВСЕГО 100352 8870 14695 30820 21345 24622
Ожидаемые Снижение инвалидизации и
результаты смертности от онкологических
заболеваний, стабилизация и
улучшение основных показателей
онкологической службы области,
повышение до 10%
выявляемости онкологических
заболеваний при
профосмотрах,увеличение числа
впервые выявленных больных с 1-2-ой
стадией заболевания до 40% ,
снижение показателя смертности на
первом году с момента установления
диагноза на 10%, обеспечение
комплексного лечения у 60 % впервые
выявленных онкологических больных,
подлежащих радикальному лечению.
Контроль за исполнением - Областная Дума
Программы
- Администрация области
Введение
Областная целевая программа "О мерах по развитию онкологической помощи населению Тамбовской области на 2002-2006 годы" разработана в рамках концепции развития онкологической службы Российской Федерации согласно протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 28.02.97. N ВЧ-П22 -П12-7 пр. "О деятельности Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина РАМН", Постановления Правительства Российской Федерации от. 05.11.97. г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации" и с учетом разрабатываемой федеральной программы "Онкология", в которой предусмотрено участие в долевом финансировании из местного бюджета - 80%, из федерального - 20% реализации мероприятий программы.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. Ежегодно в Тамбовской области заболевает злокачественными новообразованиями более 4500 человек, и около 3000 человек умирают.
Онкологическая заболеваемость в области, как и в целом по России неуклонно растет и в 2000 году ее уровень составил 346,2 на 100000 населения, что несколько выше средне российской (309,8).За последние 10 лет число ежегодно регистрируемых больных злокачественными заболеваниями увеличилось на 20%.
Наиболее значительный рост заболеваемости отмечается по следующим формам злокачественных новообразований: рак молочной железы на 40%,рак почки на 45%,рак мочевого пузыря на 60%. В структуре причин инвалидности и смертности злокачественные новообразования занимают второе место после болезней системы кровообращения.
Удельный вес смертности больных в течение первого года с момента установления диагноза составляет 36%.
Основными причинами роста злокачественных новообразований и смертности от них являются, с одной стороны ухудшение социальноэкономических условий, снижение жизненного уровня населения, ухудшение качества питания, распространение табакокурения, алкоголизма, рост стрессовых нагрузок, а с другой стороны недостаточная пропаганда среди населения знаний по профилактике злокачественных новообразований, по соблюдению здорового образа жизни, недостатки в организации и качестве медицинской помощи больным, в частности низкое качество и малый объем профосмотров населения области.
Важным фактором, способствующим возникновению онкологических заболеваний, является неблагополучная экологическая ситуация в регионе (загрязнение окружающей среды, особенно атмосферного воздуха канцерогенными веществами, загрязнение продуктов питания в результате чрезмерной химизации сельского хозяйства, ввоз некачественных продуктов питания из-за рубежа).
Одной из причин превышения показателей онкологической заболеваемости над средне российскими является тот факт, что область является одной из самых "старых" по возрастному составу населения. Эффективная первичная профилактика онкологических заболеваний возможна при наличии полного популяционного ракового регистра, учета и регистрации канцерогеноопасных производств, находящихся в области, путем создания соответствующего банка данных.
Одной из главных проблем остается позднее выявление онкологических заболеваний в амбулаторно-поликлинических учреждениях общей лечебной сети. В результате снижения объема профилактических массовых осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, удельный вес больных, активно выявляемых при профосмотрах сократился вдвое.
Особую тревогу вызывает позднее выявление тех нозологических форм, которые в основном определяют уровень заболеваемости (рак легкого, желудка, молочной железы).
Обращает на себя внимание тот факт, что заболеваемость раком молочной железы в г.Тамбове в 2 раза выше чем в среднем по области.
В области на настоящий момент практически отсутствует база для оказания паллиативной помощи онкологическим больным 4-ой клинической группы. Имеется 1 недавно организованный хоспис на 10 коек при 4-ой горбольнице. В основном помощь этой категории больных сводится к назначению и выписыванию наркотических препаратов.
Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет обеспечить в необходимом объеме специализированную помощь. Материальная база онкологической службы области является одной из самых низких в России. Областной онкологический диспансер на 170 коек размещен в приспособленном помещении, последний раз реконструированном в начале 70-х годов Мощность онкологического диспансера не позволяет в полном объеме организовать специализированную помощь всему контингенту онкологических больных. Согласно нормативам в области должно функционировать около 500 онкологических коек.
В онкологическом диспансере отсутствуют возможности для размещения современного радиологического оборудования. Имеющаяся единственная стационарная гамма терапевтическая установка "Агат-С" удовлетворяет потребность в лучевом лечении лишь на 60%.При ее ремонте, плановом техобслуживании или замене источника лучевое лечение больным прекращается. Лучевое отделение не оснащено ротационным гамма терапевтическим аппаратом, выскотехнологичным линейным ускорителем.
В последние годы для лечения ряда локализаций и форм онкологических заболеваний появились новые группы высокоэффективных химиопрепаратов, которые из-за высокой стоимости не оплачиваются фондом обязательного медицинского страхования и не применяются для лечения в онкологическом диспансере.
Среднегодовая потребность онкологической службы области в химиопрепаратах, согласно расчетам МНИОИ им.П.А.Герцена составляет 31 млн. рублей.Выделяется же на химиопрепараты в области из бюджетов всех уровней 4,5 млн руб., что ниже чем во всех других областях региона.
Имеющаяся на балансе диспансера лечебная и диагностическая аппаратура на протяжении многих лет не обновлялась, морально и физически устарела.
Строительство нового типового онкологического диспансера на 240 коек начатое в 1993 году законсервировано в 1995 году на уровне нулевого цикла.
Цель программы
Основной целью Программы является снижение темпа роста онкологической заболеваемости и смертности, инвалидизации населения от онкологических заболеваний, стабилизация и улучшение основных показателей работы онкологической службы области: повышение до 10% выявляемости онкологических заболеваний при профилактических осмотрах.
Увеличение числа впервые выявленных больных с 1-2-ой стадиями заболевания до 40% ,снижения показателя смертности на первом году с момента установления диагноза на 10% ,обеспечение комплексного лечения у 60% впервые выявленных онкологических больных, подлежащих радикальному лечению.
Система программных мероприятий.
1. Организация и укрепление материально технической базы
Для реализации данного направления предусматривается строительство второго каньона в ТООД приобретение и размещение в нем линейного ускорителя на 5-10 МЭВ или аппарата для дистанционной лучевой терапии типа "Рокус-М",строительство пристройки к основному корпусу, Замена морально и физически изношенного оборудования ТООД (дыхательные аппараты, операционное оборудование, следящая реанимационная аппаратура), замена радиоактивного источника в аппарате АГАТ-ВУ , организация в ТООД дневного стационара.
2. Профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация онкологических больных.
Планируется совершенствование системы санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике онкологических заболеваний среди населения ,повышению эффективности профилактических осмотров с целью раннего выявления злокачественных новообразований. Организация лабораторного скрининга и мониторинга с помощью современных опухолевых маркеров и выделение с этой целью иммунологической лаборатории областной больницы дополнительных средств на приобретение маркеров.
Открытие маммологического кабинета в новом здании областной поликлиники и в городской поликлинике N2 г. Тамбова; Активизация курации онкологами ТООД лечебных учреждений города и области с оказанием консультативной помощи; организация совместно с центром мед профилактики г.Тамбова профосмотров в крупных производственных коллективах и учреждениях города и области.; постоянные выступления в СМИ с пропагандой здорового образа жизни, и с целью повышения онкологической грамотности населения;
Организация в Тамбовской области сети паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным с расширением коечного фонда хосписа и выделением (в перспективе) в составе коечного фонда ЦРБ коек для паллиативной терапии онкологических больных.
3. Информационное обеспечение, формирование и мониторинг групп повышенного риска, онкогигиенические мероприятия
Создание Популяционного ракового регистра области, паспортизация предприятий ,имеющих в своем составе канцерогенные производства с созданием на этой базе регионального банка данных о канцерогенных факторах области ,их источниках и степени воздействия. Создание регионального регистра лиц имеющих/имевших профессиональный контакт с канцерогенами. Проведение анкетно-лабораторного скрининга среди работников канцерогенных производств ,лиц с наследственной предрасположенностью к возникновению опухолей с формированием групп особо высокого риска ,диагностическое дообследование, химиопрофилактика (поливитамины, антиоксиданты и др.) лечение и мониторинг этих групп. Анкетный скрининг среди женского населения среднего и пожилого возраста на раннее выявление рака молочной железы, шейки матки и формирование группы повышенного риска с последующим мониторингом. Лабораторный скрининг на выявление рака предстательной железы у пожилых мужчин с помощью теста PSA. Профилактика профессионального рака путем паспортизации предприятий, цехов и технологических процессов, представляющих канцерогенную опасностью. Разработка и реализация систем санитарно-гигиенических мероприятий, уменьшающих или устраняющих канцерогенную опасность на рабочем месте. Обязательное информирование рабочих перед поступлением на канцерогенное производство и процессе работы о существующей канцерогенной опасности, мерах профилактики с формированием онкологической настороженности у этой группы лиц. Борьба с табакокурением путем регулярных выступлений в местных СМИ о вреде курения, проведение совместно с областным и городским центром профилактики и здоровья акции по бесплатному распространению антиникотиновых препаратов среди курильщиков с параллельным проведением у них флюорологического обследования легких. Пропаганда среди женщин образа жизни, уменьшающего риск возникновения рака молочной железы, обучение методам самообследования молочных желез. Выделение в местной периодической печати медицинской направленности постоянной колонки онколога.