Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область

ЗАКОН


Об областной целевой программе
"Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы"

Принят Тамбовской областной Думой 23 марта 2001 года

___________________________________________________________________

Утратил силу с 10 декабря 2002 года - Закон Тамбовской области от 1 ноября 2002 года N 66-З.

___________________________________________________________________     

Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы" согласно приложению.

Статья 2.

Рекомендовать органам местного самоуправления разработать аналогичные мероприятия по вакцинопрофилактике, исходя из сложившихся условий.

Статья 3.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин


г.Тамбов

23 марта 2001 г.

N 171-З


Приложение
                                 к Закону Тамбовской области
                                 от 23 марта 2001 года
N 171-З


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА НА 2001-2005 ГОДЫ"

ВВЕДЕНИЕ


Областная целевая программа "Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы" (далее именуемая программа) разработана в рамках Федеральной программы "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года" в целях реализации Федерального закона от 17.09.98 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Программа сформирована исходя из принципа приемственности по отношению к областной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 1994-1997 годы", утвержденной Постановлением администрации области от 14.07.94 года N 357 и является ее логическим продолжением.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В последние годы в Тамбовской области отмечается ухудшение эпидемиологической обстановки в отношении ряда инфекционных заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики.

Заболеваемость коклюшем с 1997 по 2000 годы увеличилась в 2,1 раза. Заболеваемость краснухой за тот же период повысилась в 22,7 раза, появились случаи смерти от врожденной краснухи.

Несмотря на то, что в течение 1998-2000 годов в области не регистрировались случаи кори, отсутствие естественного проэпидемичивания на фоне низкой циркуляции вируса кори среди населения области, может привести к масштабной вспышке коревой инфекции в ближайшие 2 года среди детей и лиц молодого возраста.

В 1999 году зарегистрирован 1 случай столбняка у не привитого ребенка. В 2000 году выявлен случай вакциноассоциированного полиомиелита у однократно привитого ребенка.

Серьезная обстановка сложилась по заболеваемости вирусными гепатитами с парентеральным механизмом передачи. Заболеваемость вирусным гепатитом В за последние 3 года выросла в 1,3 раза, вирусным гепатитом С в 2,8 раза. Число носителей вирусов гепатита В и С увеличилось в 2,9 раза. Ежегодно 1% от переболевших составляют медицинские работники, они же обеспечивают 5 % от выявленных носителей вируса гепатита В и вируса гепатита С. Несмотря на столь высокие показатели иммунизация против вирусного гепатита В контингентов риска практически не ведется. Так, из 15260 медицинских работников области в 1999-2000 году было привито 650 человек, что составляет 4,2%.

Из-за недостаточного финансирования в области не проводилась иммунизация детей против краснухи при том, что в 1999 году отмечался самый высокий уровень заболеваемости за предшествующие 20 лет.

Ежегодно отмечаются случаи заболевания природно-очаговыми инфекциями: туляремией, сибирской язвой. Осложнилась эпизоотологическая обстановка по бешенству. Вместе с тем, охват прививками против туляремии подлежащего населения снизился до 35,2%, обеспеченность сибиреязвенной вакциной составила 39%.

Не создан платный прививочной кабинет для иммунизации населения против краснухи, вирусных гепатитов, гемофильной, менингококковой и других инфекций.

До сих пор не введены в практику прививочные сертификаты, которые были утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации еще в 1993 году.

В области до сих пор не создана система целенаправленного информирования населения в средствах массовой информации о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами вакцинопрофилактики.

Условия для соблюдения "холодовой цепи" в области созданы лишь частично. Ухудшилось обеспечение лечебно-профилактических учреждений стационарным холодильным оборудованием: 19,4% (110) фельдшерско-акушерских пункта области не имеют холодильников, сумки-холодильники отсутствуют в 42,4% (292) лечебно-профилактических учреждениях. Это снижает качество вакцинных препаратов и делает неэффективными проведение прививок населению, проживающему на территории обслуживания данных лечебно-профилактических учреждений.

В следствии недостаточного обеспечения санитарно-эпидемиологической и лечебной служб средствами телекоммуникационной связи и компьютерной техники до сих пор не создана единая компьютерная сеть, обеспечивающая передачу и сбор информации о заболеваемости, состоянии коллективного иммунитета населения к управляемым инфекциям, планировании иммунопрофилактики.

Из-за недостаточного финансирования в области не происходит улучшения диагностической базы, не приобретается необходимое оборудование, среды, диагностикумы, необходимые для более полной и своевременной этиологической расшифровки инфекционных заболеваний и проведения экспресс-методов диагностики.

Требуется продолжить работу по подготовке кадров медицинских работников по вопросам вакцинопрофилактики.

Сложившаяся обстановка в области является следствием серьезных недостатков в системе вакцинопрофилактики, несмотря на то, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая службы добились значительных успехов в проведении этой работы. Удалось добиться уровней привитости, обеспечивающих эпидемиологическое благополучие по целому ряду инфекционных заболеваний.

В 2000 году в возрасте одного года было привито против полиомиелита - 99,5%; против коклюша - 98,5%; против дифтерии - 99,5%; в возрасте 2 года против эпидемического паротита - 99,4%, против кори - 99,6%. Увеличению охвата иммунизацией детского населения способствовал пересмотр и уменьшение противопоказаний к проведению прививок.

Проблема профилактики инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией не может быть успешно решена путем осуществления лишь медицинских мероприятий. Для этого требуется разработка и проведение единой областной политики, направленной на коренное улучшение вакцинопрофилактики в рамках областной целевой программы "Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы".

Настоящая программа разработана центром госсанэпиднадзора в Тамбовской области администрацией области с учетом накопленного в Российской Федерации опыта работы, рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения по данному вопросу и в соответствии с Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации программы

Основной целью областной программы является:

- ликвидация паралитического полиомиелита;

- снижение заболеваемости корью до единичных случаев;

- снижение заболеваемости дифтерией до спорадических случаев, коклюшем не более 1-3 на 100 тысяч населения, эпидемиологическим паротитом до 5 на 100 тысяч населения, вирусным гепатитом В до 10 на 100 тысяч населения;

- введение активной иммунизации против вирусного гепатита В контингентов групп риска;

- поддержание охвата населения вакцинацией на уровне 95%;

- организация и проведение специфической профилактики краснухи;

- внедрение в практику здравоохранения новых современных вакцин и диагностикумов.

Основными задачами программы являются:

- достижение и поддержание высокого не менее 95% уровня охвата профилактическими прививками детей и 90% уровня охвата профилактическими прививками взрослых в рамках календаря профилактических прививок;

- создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцинных препаратов при осуществлении принципа "холодовой цепи";

- обеспечение достаточной материальной базы для проведения программы "Вакцинопрофилактика";

- совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- совершенствование диагностической и лабораторной базы для улучшения этиологической расшифровки инфекционных заболеваний;

- улучшение подготовки медицинских кадров по вопросам вакцинопрофилактики;

- развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Достижение и поддержание высокого уровня
охвата профилактическими прививками детей и взрослых

Реальное снижение заболеваемости и ликвидация инфекционных заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики, может быть достигнуто лишь при создании высокого уровня коллективного иммунитета населения к этим инфекциям.

Для решения поставленной задачи предусматривается:

1. Обеспечить 95% охват детей в возрасте 12 месяцев законченной вакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита в 2001 году.

2. Обеспечить 95% охват детей в возрасте 24 месяца первой ревакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита в 2001 году.

3. Достигнуть охвата прививками против дифтерии взрослого населения - 90% в каждой возрастной группе.

4. Обеспечить 95% охват прививками против дифтерии контингентов "группы риска" в 2001 году.

5. Обеспечить вакцинацию против вирусного гепатита В контингентов "группы риска" (рожденные от матерей носительниц HBsAg, детипациенты отделений гемодиализа, дети домов-интернатов, больные, получающие повторные гемотрансфузии, медики, имеющие непосредственный контакт с кровью, студенты медицинских училищ, семейное окружение носителей HBsAg, наркоманы).

6. Обеспечить 95% охват прививками против туляремии и сибирской язвы подлежащего населения.

7. Обеспечить своевременную и полную иммунизацию против бешенства обратившимся за антирабической помощью.

8. Организовать бесперебойное снабжение необходимыми вакцинами всех лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих иммунизацию населения.

9. Обеспечить иммунизацию детей с отягощенным анамнезом на базе стационара областной детской больницы.

10. Организовать платный прививочный кабинет для иммунизации населения против вирусного гепатита В, краснухи, гемофильной инфекции и других инфекционных заболеваний.

11. Организовать достаточное компьютерное обеспечение и единую программу для учета и планирования прививок взрослому и детскому населению в лечебно-профилактических учреждениях области.

12. Создать систему целенаправленного информирования населения по вопросам эффективности вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний, включающую ежемесячные радиовыступления, ежеквартальные выступления на телевидении, статьи в местных печатных органах, выпуск бюллетеней, листовок, памяток.

Осуществление данных мероприятий позволит достичь безопасного уровня привитости, сведет к минимуму отказы от вакцинации, повысит заинтересованность населения в проведении прививок.

2. Создание эффективной системы транспортировки и хранения
вакцинных препаратов для осуществления принципа
"холодовой цепи"

Температурные условия транспортировки и хранения препаратов для вакцинации ("холодовая цепь") в значительной степени определяют их качество и эффективность в процессе использования.

Для обеспечения "холодовой цепи" предусмотрено:

1. Обеспечить все учреждения здравоохранения, проводящие прививки бытовыми холодильниками.

2. Обеспечить участковые больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты сумками-холодильниками для транспортировки вакцинных препаратов.

Выполнение указанных мероприятий предотвратит потерю вакцинами специфической активности в процессе их хранения и транспортировки, что в свою очередь повысит эффективность иммунизации.

3. Совершенствование информационно-аналитической базы
системы эпидемиологического надзора за инфекциями,
управляемыми вакцинацией

Разработанные и внедренные в практику системы эпидемиологического надзора за отдельными инфекционными заболеваниями требуют дальнейшего совершенствования.

Для этого предусмотрено:

1. Совершенствовать в 2001 - 2005 годы системы сбора данных по разделу вакцинопрофилактики с целью повышения ее информативности и оперативности.

2. Создать адекватные системы информационного обеспечения учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»