Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2000 года N 724

О Концепции промышленной политики
Тамбовской области

_____________________________________________________

Утратило силу с 11 мая 2007 года - Закон Тамбовской области от 3 мая 2007 года N 192-З.

_____________________________________________________     

Рассмотрев во втором чтении Концепцию промышленной политики Тамбовской области и заключение комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства, Тамбовская областная Дума постановляет:

1. Принять в целом Концепцию промышленной политики Тамбовской области.

2. Опубликовать Концепцию промышленной политики Тамбовской области в газете "Тамбовская жизнь".


Председатель Тамбовской областной

Думы                                    В.Карев

г.Тамбов

8 сентября 2000 г.

N 724


Концепция
промышленной политики Тамбовской области

Введение

Развитие промышленного производства в условиях реформирования экономики, перехода на рыночные отношения остается стержневой основой, обеспечивающей функционирование всего экономического комплекса, улучшение условий жизни населения области.

Одной из важнейших задач своей деятельности администрация области и областная Дума считают формирование долгосрочной активной промышленной политики, основанной на эффективном взаимодействии органов власти, промышленных предприятий, финансовых структур, научных и общественных организаций.

Необходимость разработки такой политики обусловлена высокой значимостью промышленного комплекса в экономике и социальной сфере области, потребностью определения приоритетных направлений развития промышленности области, совершенствования структуры управления, экономической поддержки собственного товаропроизводителя.

Настоящая Концепция ( конструктивный принцип) разработана в соответствии с Законом Тамбовской области от 29.06.99 г. N 63-З "О промышленной политике в Тамбовской области" *1) и является программным документом на 2000-2005 годы.

Главной задачей Концепции является определение системы, выбор конструктивных направлений использования и развития промышленного потенциала области, способствующих, в частности:

стабилизации промышленного, сельскохозяйственного, строительного и иного производства с последующим наращиванием его объемов и объемов валового регионального продукта;

сохранению перспективных и созданию новых рабочих мест, обеспечению эффективной занятости населения;

повышению доходности промышленного производства, оздоровлению финансово-экономического положения предприятий промышленности и на этой основе - повышению заработной платы работников, устойчивому наполнению бюджетов и внебюджетных фондов, восстановлению и развитию социальной сферы области;

оптимизации структуры промышленности, рациональному использованию интеллектуальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов области. Концепция промышленной политики области является составной частью социально-экономической политики Тамбовской области на период до 2005 года и направлена на реализацию стратегических и тактических целей в промышленном секторе экономики.

1. Анализ состояния промышленности области

К настоящему моменту завершен первый этап экономических реформ. Его основным результатом стал переход от планово-распределительной к рыночно-ориентированной экономике.

В области управления и организации промышленности работа строилась на основе принципа невмешательства государства в хозяйственную деятельность товаропроизводителей. Создана профессионально-общественная организация - ассоциация промышленников и предпринимателей Тамбовской области.

В ходе реформ сложилась новая социально-экономическая структура. Среди крупных и средних предприятий к государственной собственности относится менее 10 процентов. Остальная часть приходится на предприятия акционерного и кооперативного типа.

В аграрном секторе также произошли глубокие структурные сдвиги. Более чем в два раза упал удельный вес аграрного сектора в валовом региональном продукте. Снизилась доля сельского хозяйства в АПК. Растениеводство превратилось в преобладающую отрасль аграрной экономики. Приватизировано подавляющее большинство предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также агросервиса.

Осуществлено разгосударствление системы закупок и реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции, снабжение средствами производства, оптовой и розничной торговли. Вводится конкурсный порядок закупок продукции для государственных нужд области.

Изменилась структура регионального валового продукта и бюджета области. Удельный вес производства и платежей по отраслям в 1991, 1996, 1999 годах выглядят следующим образом:

Тамбовская область

Удельный вес в РВП (%)

Удельный вес платежей

  

1991 г.

1996 г.

1999 г.

1996 г.

1999 г.


Электроэнергетика


1,1


10,4


7,4


8,1


4,4

Химическая и нефтехимическая промышленность


6,8


10,2


10,2


7,43


6,7

Машиностроение и металлообработка

10,0

15,0

10,2

11,0

12,38

Легкая и текстильная промышленность

16,4

2,0

1,8

1,58

1,1

Пищевая промышленность

12,3

13,3

14,5

21,0

29,14

Проводимые преобразования сочетаются с низкой эффективностью производства, падением производительности труда, резким сокращением объема выпускаемой продукции. Общий объем продукции в области составил 48% к 1990 году. Наибольший спад произошел в машиностроении и металлообработке - до 28,4%, легкой промышленности - до 16,2%.

В целом промышленность и аграрный сектор области в 1991-1999 годах находились в состоянии тяжелого и затяжного кризиса. Он имеет системный характер.

Наряду с глубоким спадом производства наблюдается сокращение доли наукоемкой, высокотехнологичной продукции, деградация отраслей. Не обеспечивается минимальная потребность отраслей в материально-технических и других ресурсах, не обновляются основные фонды.

В результате деформированности рыночных отношений происходит их криминализация. Большое число посредников и предприятий-спутников у товаропроизводителей ведет к удорожанию продукции, неэффективному использованию финансовых средств, в первую очередь бюджетных.

Значительный спад производства и высокая степень незагруженности производственных мощностей при одновременном сохранении у них размеров имущества и земельных участков приводит к увеличению доли накладных расходов в себестоимости выпускаемой продукции, снижает конкурентоспособность товаров, создает дефицит оборотных средств и влечет рост неплатежей.

Хроническая неплатежеспособность и значительная просроченная задолженность большинства предприятий привела к натурализации экономических отношений.

Недоступность кредитных ресурсов стала причиной усугубления тяжелого экономического положения товаропроизводителей. Опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий, непосильное налогообложение, сохранение острого положения с неплатежами приводит к интенсивному банкротству предприятий.

Сокращение числа занятых в промышленности и увеличение явной и скрытой безработицы, низкий заработок и его несвоевременная выплата, высокие темпы инфляции приводят к сокращению доходов работников, обнищанию населения, оттоку высококвалифицированных кадров с предприятий.

Преодоление указанных выше проблем, устранение причин, вызвавших кризис в экономике, диктуют необходимость разработки приоритетов развития промышленности и на их основе первоочередных мер по стимулированию эффективных преобразований в экономике области.

2. Прогноз развития промышленности области до 2005 года

Анализ экономических показателей в промышленности области показывает, что наметилась тенденция роста объемов производства. По прогнозной оценке за 2000 - 2005 гг. объем выпуска промышленной продукции возрастет на 40-50 процентов к уровню 1999 г. В электроэнергетике предусматривается увеличение выработки электрической и тепловой энергии, соответственно на 5,0 и 6,7 процента. Это будет достигнуто за счет ввода новых турбин на Тамбовской ТЭЦ и Котовской ТЭЦ.

В 2000-2005 гг. также прогнозируется увеличение производства в химической и нефтехимической отрасли на 40-50 процентов к уровню 1999 г. Рост выпуска продукции прогнозируется на всех предприятиях этой отрасли.

Значительный рост объемов производства в эти годы намечается в пищевой промышленности, индекс физического объема по полному кругу предприятий составит 140 процентов к уровню 1999 г. Основной вклад будет внесен сахарной промышленностью. Для производства сахара будет использоваться не только импортное сырье (сырец), но и увеличение переработки сахарной свеклы за счет поддержки и стимулирования сельских производителей сахарной свеклы.

Оживление работы промышленности позволит к 2005 г. увеличить выпуск потребительских товаров на 40% к уровню 1999 г., что произойдет, в основном, вследствие увеличения производства в пищевой и перерабатывающей промышленности, где рост ожидается на 50%.

За счет улучшения инвестиционной деятельности и увеличения прибыльности в 2000-2005 гг. на предприятиях промышленности больше средств будет направляться на обновление основных фондов и развитие материально-технической базы. Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории области" позволяет прогнозировать рост инвестиций в 2000 г. - 104,7%, в 2001 г. - 108,9%. На реконструкцию и расширение производственных мощностей и воспроизводство основных фондов ожидается использовать около 35% инвестиций. Наибольшее инвестирование получат отрасли: химическая и нефтехимическая промышленность (15-30%), электроэнергетика (15-20%), пищевая и перерабатывающая промышленность - (10-30%). Это в значительной степени будет способствовать расширению и обновлению производства, созданию новых мощностей.

В этих условиях становится особенно важным закрепление стабилизационных процессов через определение приоритетов, через активную промышленную политику с последующим переходом к экономическому росту.

3. Приоритетные направления развития промышленности области

В энергетике ставится задача дальнейшей реализации мероприятий по наращиванию электрической мощности Тамбовской и Котовской ТЭЦ, формированию системы экономически обоснованных и способствующих развитию промышленности энергетических тарифов. Предстоит рассмотреть совместно с Федеральной Энергетической Комиссией механизм перевода особо важных объектов промышленности с двух на одноставочный тариф, усовершенствовать порядок подачи заявок и защиты лимитов потребления электроэнергии, не допуская неоправданных штрафных санкций за перерасход или недоиспользование утвержденных лимитов.

Более жестко ставится задача реализации программы энергосбережения, широкого внедрения современных систем учета количества и качества подачи электроэнергии и тепла, газа. Для бюджетных учреждений утверждаются лимиты потребления.

Предусматривается развитие нетрадиционных схем обеспечения теплом и горячей водой - индивидуальное поквартирное отопительное оборудование, блочные, крышные и другие котельные малой мощности без затратных магистральных и распределительных сетей.

Будет продолжена и активизирована программа газификации области.

С целью погашения кредиторской задолженности за потребленный газ и электроэнергию предусматривается передача на баланс АО "Тамбовэнерго" муниципальных объектов энергетики, на баланс АО "Тамбовоблгаз" и "Межрегионгаз" газовых сетей, построенных на средства должников. Устранить на этой основе саму возможность ограничения подачи электроэнергии и газа.

В жилищно-коммунальном хозяйстве в рамках разработанной федеральной программы должны быть реализованы меры по снижению издержек оказания услуг. На этой базе направлять высвобождающиеся средства на реконструкцию, капитальный ремонт и текущее обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивая бесперебойную их работу.

В пищевой и перерабатывающей промышленности политика основывается на организации замкнутого цикла производства продовольственной продукции - создание холдинговых компаний по производству и реализации продуктов питания. Потребности производства в сырье, молоке, мясе, сахарной свекле, плодоовощной группе, табаке и махорке, зерне, маслосеменах подсолнечника и т.д. будут обеспечиваться прежде всего за счет ресурсов области. С этой целью исходя из баланса потребности области в продуктах питания, наличия производственных мощностей, экономической выгоды хозяйствующих субъектов сформируется структура посевных площадей по каждой культуре и объемы договорных поставок выращенной продукции. При этом предприятиям-переработчикам предстоит кредитовать сельскохозтоваропроизводителей из своих или заемных финансовых ресурсов.

Администрация области предусматривает конкурсное размещение заказов на поставку продовольствия для нужд области, осуществление стимулирующих мер по защите интересов товаропроизводителей.

Легкая и текстильная промышленность. Развитие отрасли осуществляется в рамках Закона области "О государственной поддержке предприятий легкой и текстильной промышленности в Тамбовской области" и одноименной Программы. Предстоит более полно реализовать положения названных документов и добиться оживления работы наиболее крупных предприятий - Рассказовских АО "Текстильная фирма "Арженка" и меховой фабрики (бывшее АО "Рамеако"), АО "Рассказовский трикотаж", АО "Моршанская мануфактура", АО "Тамбовская обувная фабрика" и других. Некоторые предприятия на основе действующего законодательства претерпят структурные преобразования. Одним из направлений в легкой промышленности предусматривается создание единой маркетинговой службы с развитием собственной товаропроводящей сети, формированием региональных оптовых и мелкооптовых баз.

Для реализации потенциала предприятий легкой промышленности предстоит инициировать разработку федеральной программы развития отрасли.

Строительство и стройиндустрия. Политика ориентирована на оживление работы предприятий стройиндустрии и подрядных организаций за счет использования ипотечного кредитования жилищного строительства и реализации программы индивидуального жилищного строительства "Свой дом", окончания строительства на территории области незавершенных объектов жилья с привлечением сбережений населения и бюджетных средств.

Для поддержания объемов выпуска стройматериалов капитальные вложения, предусмотренные в бюджетах области, через подрядные организации направляются в первую очередь заводам строительных материалов.

Ставится задача более глубокой переработки древесины в фирме "Тамак" и переход на возобновление выпуска и строительство жилых домов.

Предусматривается государственная поддержка дорожных организаций.

По предприятиям ВПК главным направлением работы должно стать взаимодействие и координация федеральных, областных органов власти и руководства предприятий по преодолению кризиса в ВПК.

Администрация области выйдет на подписание соглашения с Правительством РФ о разграничении полномочий, связанных с оборонными предприятиями. Соглашениями необходимо определить предприятиям долгосрочную перспективу с объемами, номенклатурой, загрузкой мощностей оборонным государственным заказом. Этим же соглашением должны определяться меры по погашению задолженности предприятиям ВПК со стороны Министерства обороны РФ, по реализации государственного оборонного заказа и целевых программ на основе решений Правительства РФ.

Важным элементом является установление горизонтальных связей между предприятиями, развитие внутрирегиональной кооперации.

Представляется целесообразным инициирование в масштабах области консорциума оборонных и гражданских предприятий по производству и ремонту радио- и телекоммуникационных систем и приборов, включая приборы бытового назначения (НИИ "Эфир", з-д "Октябрь", з-д "Электроприбор", з-д "Ревтруд", з-д "Тамбоваппарат"), а также консорциума по средствам защиты (институт "ТамбовНИХИ", АО "Тамбовмаш", АО "Тамбовасборезинотехника", АО "ОКТБ"). Организация таких консорциумов позволит решить не только общие региональные проблемы в этой области, но и даст возможность каждому предприятию закрепиться на региональном рынке и выйти на рынки соседних регионов и международные рынки.

В транспорте главным направлением становится выполнение Закона "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Тамбовской области", становление и эффективное функционирование управления транспорта администрации области, обеспечение бесперебойного и качественного транспортного обслуживания населения области.

Приоритетным условием здесь является развитие общественного транспорта, рациональное определение пассажирских маршрутов, эффективное вовлечение в деятельность унитарных транспортных предприятий и коммерческих перевозчиков. На основе заключения договоров с ними стимулировать снижение тарифов перевозки и повышение качества обслуживания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»