РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
О радиационной безопасности в Тамбовской области
Принят Тамбовской областной Думой 20 ноября 1998 года.
_________________________________________________________
Утратил силу с 15 апреля 2005 года - Закон Тамбовской области от 30 марта 2005 года N 311-З.
_________________________________________________________
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при обеспечении радиационной безопасности и при обращении с источниками ионизирующего излучения.
Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности в отношениях, не рассмотренных в настоящем Законе, осуществляется на основе соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1. Цель и задачи закона
Целью настоящего Закона является обеспечение конституционного права населения на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Основными задачами настоящего Закона являются:
а) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья населения, а также персонала, при воздействии природных и искусственных источников ионизирующего излучения;
б) конкретизация полномочий органов областной Думы и администрации области, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности;
в) конкретизация прав и обязанностей эксплуатирующих организаций, органов надзора и контроля, граждан и общественных организаций;
г) обеспечение единых нормативных требований и осуществление государственного и общественного надзора и контроля в области радиационной безопасности.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
радиоактивные источники - источники ионизирующего излучения природные и техногенные;
источники излучения природные - источники излучения природного происхождения, включая космическое излучение, а также земные источники излучения, присутствующие в жилищах, в почве, в воде и т.д.;
источники излучения техногенные - источники ионизирующего излучения, специально созданные для полезного применения этого излучения или являющиеся побочным продуктом технической деятельности;
естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распространенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска, возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;
работник - физическое лицо, которое постоянно или временно работает с источниками ионизирующих излучений;
радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;
отходы радиоактивные - вещества, не подлежащие дальнейшему использованию в любом агрегатном состоянии;
нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения;
персонал - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия;
органы государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тамбовской области, Госатомнадзор России (Донской округ), Государственный комитет по охране окружающей среды Тамбовской области, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Тамбовской области.
Понятие "радиационная безопасность" относится как к персоналу и населению, так и к окружающей среде.
Нормы контроля окружающей среды, необходимые для защиты человека, являются достаточными для обеспечения радиационной безопасности других биологических видов.
Статья 3. Общие требования и оценка радиационной безопасности
1. Радиационная безопасность населения и работников достигается путем ограничения облучения от всех основных источников ионизирующего излучения - природных и техногенных.
2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области.
3. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
4. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
- характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
- анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;
- вероятность радиационных аварий и их масштаб;
- степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
- анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
- число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки состояния радиационной обстановки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий. Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских радиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно-измененным радиационным фоном, осуществляется в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения.
Статья 4. Сфера применения Закона
Настоящий Закон распространяется на следующие виды деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и обеспечения радиационной безопасности:
а) принятие решений о размещении, размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации и последующее обслуживание, ликвидация источников ионизирующего излучения, создание пунктов хранения и захоронения;
б) использование радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, утилизация и правила обращения с ними;
в) обращение с радиоактивными отходами;
г) контроль за обеспечением радиационной безопасности и радиационной обстановки, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия персонала и граждан при использовании источников ионизирующего излучения;
д) учет радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, контроль за их использованием;
е) контроль за ввозом и вывозом, а также транзитом источников ионизирующего излучения;
ж) подготовка специалистов в области обращения с источниками ионизирующего излучения.
Статья 5. Нормы и правила в области радиационной безопасности
На территории Тамбовской области действуют федеральные и областные нормы и правила в области радиационной безопасности.
Нормы контроля за состоянием окружающей среды должны соблюдаться вне зависимости от того, проживает на контролируемых территориях население или нет.
ГЛАВА II. Полномочия областной Думы, администрации области и органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности
Статья 6. Полномочия областной Думы
К полномочиям областной Думы в области обеспечения радиационной безопасности относятся:
а) принятие законов по вопросам обеспечения радиационной безопасности на территории области;
б) осуществление контроля за исполнением настоящего Закона;
в) утверждение разработанных администрацией Тамбовской области программ по обеспечению радиационной безопасности и контроль за их выполнением;
г) участие в принятии решений о размещении на территории области организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения;
д) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 7. Полномочия администрации области
К полномочиям администрации области в области обеспечения радиационной безопасности относятся:
а) участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;
б) участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;
в) разработка, принятие и реализация областных программ в области обеспечения радиационной безопасности;
г) участие в проведении экологической экспертизы проектных и иных документов, касающихся радиационно-опасных объектов;
д) контроль за радиационной обстановкой на территории Тамбовской области;
е) организация взаимодействия государственных органов контроля и надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории Тамбовской области;
ж) введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;
з) осуществление, совместно с органами государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности, контроля за ввозом радиоактивных и делящихся материалов и содержащих эти материалы изделий на территорию Тамбовской области, за вывозом их за пределы территории и транзитом;
и) организация работ по прогнозированию чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями;
к) разработка и обеспечение мер по ликвидации последствий и защите населения при чрезвычайных радиационных ситуациях, проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;
л) организация проведения социальной реабилитации населения, подвергшегося или подвергающегося радиационному воздействию;
м) создание и развитие областной системы финансирования обеспечения радиационной безопасности;
н) информирование населения о радиационной обстановке на территории Тамбовской области;
о) организация защиты населения, объектов окружающей среды, сельского хозяйства, источников питьевого водоснабжения и продовольствия от радиоактивного загрязнения;
п) координация деятельности органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности;
р) организация систематического контроля за содержанием радионуклидов в продовольственном сырье, пищевых продуктах, воде, в строительных материалах и объектах окружающей среды;
с) организация ведения радиационно-гигиенических паспортов территории области согласно постановления Правительства Российской Федерации;
т) принятие решений о месте размещения и сооружения радиационно-опасных объектов регионального значения;
у) участие в принятии решений о размещении на территории области организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения;
ф) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности относятся:
а) участие в обсуждении и решении вопросов размещения и прекращения деятельности на подведомственных им территориях радиационных источников, пунктов их хранения и захоронения;
б) участие в проведении экологической экспертизы проектов радиационно-опасных объектов, намечаемых к строительству на подведомственной территории;
в) информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях;