Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область

ЗАКОН


О радиационной безопасности в Тамбовской области

Принят Тамбовской областной Думой 20 ноября 1998 года.

_________________________________________________________

Утратил силу с 15 апреля 2005 года - Закон Тамбовской области от 30 марта 2005 года N 311-З.

_________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при обеспечении радиационной безопасности и при обращении с источниками ионизирующего излучения.

Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности в отношениях, не рассмотренных в настоящем Законе, осуществляется на основе соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.


ГЛАВА 1. Общие положения

Статья 1. Цель и задачи закона

Целью настоящего Закона является обеспечение конституционного права населения на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Основными задачами настоящего Закона являются:

а) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья населения, а также персонала, при воздействии природных и искусственных источников ионизирующего излучения;

б) конкретизация полномочий органов областной Думы и администрации области, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности;

в) конкретизация прав и обязанностей эксплуатирующих организаций, органов надзора и контроля, граждан и общественных организаций;

г) обеспечение единых нормативных требований и осуществление государственного и общественного надзора и контроля в области радиационной безопасности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

радиоактивные источники - источники ионизирующего излучения природные и техногенные;

источники излучения природные - источники излучения природного происхождения, включая космическое излучение, а также земные источники излучения, присутствующие в жилищах, в почве, в воде и т.д.;

источники излучения техногенные - источники ионизирующего излучения, специально созданные для полезного применения этого излучения или являющиеся побочным продуктом технической деятельности;

естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распространенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска, возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

работник - физическое лицо, которое постоянно или временно работает с источниками ионизирующих излучений;

радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

отходы радиоактивные - вещества, не подлежащие дальнейшему использованию в любом агрегатном состоянии;

нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения;

персонал - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия;

органы государственного надзора и контроля в области  обеспечения радиационной      безопасности      -      Центр      государственного санитарно-эпидемиологического   надзора    в    Тамбовской    области, Госатомнадзор  России  (Донской  округ),  Государственный  комитет  по охране окружающей среды  Тамбовской  области,  Главное  управление  по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Тамбовской области.

Понятие "радиационная безопасность" относится как к персоналу и населению, так и к окружающей среде.

Нормы контроля окружающей среды, необходимые для защиты человека, являются достаточными для обеспечения радиационной безопасности других биологических видов.

Статья 3. Общие требования и оценка радиационной безопасности

1. Радиационная безопасность населения и работников достигается путем ограничения облучения от всех основных источников ионизирующего излучения - природных и техногенных.

2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области.

3. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

4. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

- характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

- анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

- вероятность радиационных аварий и их масштаб;

- степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

- анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

- число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки состояния радиационной обстановки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий. Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских радиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно-измененным радиационным фоном, осуществляется в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения.

Статья 4. Сфера применения Закона

Настоящий Закон распространяется на следующие виды деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и обеспечения радиационной безопасности:

а) принятие решений о размещении, размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации и последующее обслуживание, ликвидация источников ионизирующего излучения, создание пунктов хранения и захоронения;

б) использование радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, утилизация и правила обращения с ними;

в) обращение с радиоактивными отходами;

г) контроль за обеспечением радиационной безопасности и радиационной обстановки, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия персонала и граждан при использовании источников ионизирующего излучения;

д) учет радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, контроль за их использованием;

е) контроль за ввозом и вывозом, а также транзитом источников ионизирующего излучения;

ж) подготовка специалистов в области обращения с источниками ионизирующего излучения.

Статья 5. Нормы и правила в области радиационной безопасности

На территории Тамбовской области действуют федеральные и областные нормы и правила в области радиационной безопасности.

Нормы контроля за состоянием окружающей среды должны соблюдаться вне зависимости от того, проживает на контролируемых территориях население или нет.

ГЛАВА II. Полномочия  областной Думы, администрации области и органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности

Статья 6. Полномочия областной Думы

К полномочиям областной Думы в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

а) принятие законов по вопросам обеспечения радиационной безопасности на территории области;

б) осуществление контроля за исполнением настоящего Закона;

в) утверждение разработанных администрацией Тамбовской области программ по обеспечению радиационной безопасности и контроль за их выполнением;

г) участие в принятии решений о размещении на территории области организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения;

д) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 7. Полномочия администрации области

К полномочиям администрации области в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

а) участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;

б) участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

в) разработка, принятие и реализация областных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

г) участие в проведении экологической экспертизы проектных и иных документов, касающихся радиационно-опасных объектов;

д) контроль за радиационной обстановкой на территории Тамбовской области;

е) организация взаимодействия государственных органов контроля и надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории Тамбовской области;

ж) введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

з) осуществление, совместно с органами государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности, контроля за ввозом радиоактивных и делящихся материалов и содержащих эти материалы изделий на территорию Тамбовской области, за вывозом их за пределы территории и транзитом;

и) организация работ по прогнозированию чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями;

к) разработка и обеспечение мер по ликвидации последствий и защите населения при чрезвычайных радиационных ситуациях, проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;

л) организация проведения социальной реабилитации населения, подвергшегося или подвергающегося радиационному воздействию;

м) создание и развитие областной системы финансирования обеспечения радиационной безопасности;

н) информирование населения о радиационной обстановке на территории Тамбовской области;

о) организация защиты населения, объектов окружающей среды, сельского хозяйства, источников питьевого водоснабжения и продовольствия от радиоактивного загрязнения;

п) координация деятельности органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности;

р) организация систематического контроля за содержанием радионуклидов в продовольственном сырье, пищевых продуктах, воде, в строительных материалах и объектах окружающей среды;

с) организация ведения радиационно-гигиенических паспортов территории области согласно постановления Правительства Российской Федерации;

т) принятие решений о месте размещения и сооружения радиационно-опасных объектов регионального значения;

у) участие в принятии решений о размещении на территории области организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения;

ф) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

а) участие в обсуждении и решении вопросов размещения и прекращения деятельности на подведомственных им территориях радиационных источников, пунктов их хранения и захоронения;

б) участие в проведении экологической экспертизы проектов радиационно-опасных объектов, намечаемых к строительству на подведомственной территории;

в) информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»