1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, утвержденным 30 октября 1993 года Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора России, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Тамбовской области.
2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля является составной частью сил и средств Тамбовской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех учреждений, включенных в состав сети наблюдения и лабораторного контроля.
3. Наблюдение и лабораторный контроль организуется и проводится в целях:
своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного времени и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (далее по тексту - РВ), отравляющих (далее по тексту - ОВ), сильнодействующих ядовитых (далее по тексту - СДЯВ) веществ, биологических (бактериологических) средств (далее по тексту - БС), возбудителей инфекционных заболеваний.
4. На учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения учреждения ОВ, СДЯВ и проведение их индикации;
установление на контролируемой территории факта загрязнения РВ, ОВ, СДЯВ воды, открытых водоемов, используемой для нужд рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление идентификации ОВ и СДЯВ;
установление наличия РВ, ОВ, СДЯВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды, ОВ, СДЯВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др. (только для центральных лабораторий);
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, СДЯВ.
5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля области имеет территориальный, местный и объектовый уровни.
Территориальный и местный уровни сети наблюдения и лабораторного контроля формируются на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. К ним относятся областные, районные и городские центры санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательные центры и станции агрохимической службы, центры по гидрометеорологии и метеостанции, химико-радиометрическая лаборатория гражданской обороны.
К объектовому уровню сети наблюдения и лабораторного контроля относятся лаборатории и станции объектов экономики.
6. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям координируют деятельность учреждений, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля на подведомственной территории, руководят их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролируют состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени.