ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 1998 года N 127
Об утверждении Положения о сети наблюдения
и лабораторного контроля Тамбовской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления администрации Тамбовской области от 20.02.2006 N 261.
____________________________________________________________________
В целях дальнейшего развития и совершенствования сети наблюдения и лабораторного контроля и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Тамбовской области и перечень учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, включенных в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля согласно приложениям 1, 2.
2. Государственному комитету по охране окружающей среды области (Пономарев), центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области (Пико), Тамбовскому центру по гидрометеорологии (Дудник), управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Семенов) в двухмесячный срок разработать и по согласованию с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Моисеев) утвердить формы документов, указанных в абзацах 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 16 пункта 14 Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля Тамбовской области.
3. Учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля внести в установленном порядке в Положения и инструкции необходимые дополнения и изменения.
4. Главам администраций - начальникам гражданской обороны городов и районов области в месячный срок утвердить уточненные перечни сил и средств постоянной готовности местного уровня, с учетом приложения 2 к настоящему постановлению.
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Моисеев).
Глава администрации Тамбовской
области А.Рябов
г.Тамбов
10 марта 1998 г.
N 127
ПОЛОЖЕНИЕ
о сети наблюдения и лабораторного контроля
Тамбовской области
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, утвержденным 30 октября 1993 года Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора России, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Тамбовской области.
2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля является составной частью сил и средств Тамбовской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех учреждений, включенных в состав сети наблюдения и лабораторного контроля.
3. Наблюдение и лабораторный контроль организуется и проводится в целях:
своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного времени и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (далее по тексту - РВ), отравляющих (далее по тексту - ОВ), сильнодействующих ядовитых (далее по тексту - СДЯВ) веществ, биологических (бактериологических) средств (далее по тексту - БС), возбудителей инфекционных заболеваний.
4. На учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения учреждения ОВ, СДЯВ и проведение их индикации;
установление на контролируемой территории факта загрязнения РВ, ОВ, СДЯВ воды, открытых водоемов, используемой для нужд рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление идентификации ОВ и СДЯВ;
установление наличия РВ, ОВ, СДЯВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды, ОВ, СДЯВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др. (только для центральных лабораторий);
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, СДЯВ.
5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля области имеет территориальный, местный и объектовый уровни.
Территориальный и местный уровни сети наблюдения и лабораторного контроля формируются на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. К ним относятся областные, районные и городские центры санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательные центры и станции агрохимической службы, центры по гидрометеорологии и метеостанции, химико-радиометрическая лаборатория гражданской обороны.
К объектовому уровню сети наблюдения и лабораторного контроля относятся лаборатории и станции объектов экономики.
6. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям координируют деятельность учреждений, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля на подведомственной территории, руководят их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролируют состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени.
Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля Тамбовской области осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, СДЯВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (далее по тексту - ПДК) (предельно допустимые уровни (далее по тексту - ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков возникновения чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля вышестоящей организацией, территориальными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, СДЯВ о количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
1. Сеть наблюдения и лабораторного контроля включает:
центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее по тексту - ЦГМС);
гидрометеорологические станции и посты (далее по тексту - ГМС и ГМП);
территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее по тексту - ЦГСЭН);
территориальные ветеринарные лаборатории;
станции защиты растений;
проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, агрохимические лаборатории;
производственные (объектовые) лаборатории;
химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;
посты радиационного и химического наблюдения.
2. Основу сети наблюдения и лабораторного контроля составляют областные и городские учреждения, расположенные в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, являющиеся головными.
Головным учреждением сети наблюдения и лабораторного контроля является Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тамбовской области.
Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач сети наблюдения и лабораторного контроля учреждения, выполняют следующие задачи:
определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, СДЯВ и проводят специфическую индикацию БС;
осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных подразделений сети наблюдения и лабораторного контроля;
осуществляют методическое руководство подчиненными подразделениями сети наблюдения и лабораторного контроля при проведении всех видов лабораторных исследований;
организуют подготовку (переподготовку) специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля.
Головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность в течение 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля в мирное и в военное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которых возлагаются функции областных учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля. В качестве дублеров используются один-два районных (городских) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора первой категории и соответствующие им центры санитарно-эпидемиологического контроля на железнодорожном транспорте; ветеринарные лаборатории; проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы; станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и другие.
Дублером головного учреждения области является Тамбовская областная производственная ветеринарная лаборатория.
Перечень головных учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля и их дублеров местного уровня согласовывается с территориальными управлениями и отделами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
3. На центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и СДЯВ;
установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
подготовка специалистов ГМС и ГМП по ведению радиационного и химического наблюдения.
4. На гидрометеорологические станции и посты Росгидромета России возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
установление наличия ОВ и СДЯВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;