РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 1995 года N 259
О методических правилах подготовки нормативных
правовых актов тамбовской областной думы
__________________________________________________________
Утратил силу с 7 июля 2006 года - Закон Тамбовской области от 23 июня 2006 года N 51-З.
__________________________________________________________________
В соответствии со ст.76 Регламента областной Думы и в целях обеспечения высокого качества, обоснованности, законности и своевременности процесса разработки, внесения и предварительного обсуждения проектов нормативных правовых актов, подлежащих рассмотрению на заседании областной Думы,
Тамбовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Методические правила подготовки нормативных правовых актов Тамбовской областной Думы (прилагаются).
2. Постоянным комиссиям, депутатам областной Думы, субъектам законодательной инициативы строго руководствоваться Методическими правилами подготовки нормативных правовых актов областной Думы.
3. Опубликовать Методические правила подготовки нормативных правовых актов Тамбовской областной Думы в газете "Тамбовская жизнь".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель Тамбовской областной
Думы А.Рябов
г.Тамбов
15 сентября 1995 г.
N 259
Приложение
постановлением Тамбовской областной Думы
от 15 сентября 1995 года
N 259
Методические правила подготовки нормативных
правовых актов тамбовской областной думы
Настоящие Методические правила подготовлены на основании и в соответствии с Уставом (Основным Законом) Тамбовской области и Регламентом областной Думы.
Цель настоящих Методических правил - способствовать применению единообразных требований, предъявляемых к организации подготовки и оформлению нормативных правовых актов Тамбовской областной Думы (далее областной Думы).
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Подготовка проектов нормативных правовых актов областной Думы осуществляется на плановой основе в соответствии с программой законотворческой деятельности.
2. Разработка проектов нормативных правовых актов возможна в виде подготовки:
а) нового нормативного правового акта области;
б) изменений и дополнений действующих нормативных правовых актов области.
3. Нормативные правовые акты областной Думы готовятся с целью:
нормативного регулирования различных сторон экономической и социальной жизни области;
реализации федеральных законов и иных правовых актов федеральных органов государственной власти;
устранения противоречий и недостатков в деятельности организаций, учреждений и предприятий;
содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов;
реализации других полномочий органов государственной власти области, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) области.
4. Областная Дума принимает Устав области, законы, постановления, регламент, положения.
5. До начала работы над проектом нормативного правового акта следует:
выяснить, имеется ли действительная потребность в решении той или иной задачи на уровне нормативного правового акта области (следует избегать планирования подготовки законопроектов там, где требуется принятие подзаконных актов);
установить общую цель предполагаемого правового регулирования;
четко определить существо вопроса, который необходимо решить в проекте;
выяснить, входит ли решение данного вопроса в компетенцию областной Думы.
6. На начальной стадии подготовки проекта рекомендуется:
а) ознакомиться с действующими в области правовыми актами, а также с федеральными актами (если они имеются) по теме проекта;
со справками по вопросам, возникшим в практике применения действующих правовых актов, изучить предложения ученых и т.д.;
б) определить перечень вопросов, которые необходимо решить в нормативном правовом акте;
в) изучить статистические данные и общественное мнение на областном уровне;
г) определить возможные последствия действия нормативного правового акта области: экономические, социальные, политические, правовые, экологические и другие;
д) определить возможные затраты (материальные, финансовые и другие), необходимые для реализации будущего нормативного правового акта области.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
7. Проекты нормативных правовых актов областной Думы могут готовиться субъектами законодательной инициативы: постоянными комиссиями, депутатами, председателем областной Думы, главой Администрации области, председателями областного и арбитражного судов, прокурором области, представительными органами местного самоуправления городов и районов. Государственные и общественные органы и организации, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане могут внести проекты нормативных правовых актов в областную Думу через органы и лиц, обладающих таким правом.
8. Областная Дума может заказать на договорной основе подготовку первоначального проекта нормативного правового акта государственным органам, научным учреждениям, организациям и отдельным авторским коллективам специалистов и ученых. Подготовка нормативных правовых актов областной Думы может осуществляться на альтернативной и конкурсной основе. Договоры на подготовку проектов нормативных правовых актов заключаются от имени областной Думы ее председателем.
9. Для подготовки нормативного правового акта(закона), принимаемого по наиболее важным вопросам, целесообразно создавать рабочие группы. В состав рабочих групп могут включаться представители областной Думы, Администрации области, заинтересованных государственных и общественных организаций, органов местного самоуправления, а также ученые и специалисты различного профиля.
10. Одновременно с подготовкой проекта нормативного правового акта разработчиком готовятся предложения о признании ранее действующих актов или их отдельных частей утратившими силу, об изменении и дополнении их в связи с принятием нового акта.
РАЗДЕЛ III. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
11. В проект нормативного правового акта включаются только положения по теме, обозначенной в его заголовке.
12. Нормативные правовые акты имеют следующие формальные реквизиты:
а) слово "Проект";
б) кем вносится проект и дата его внесения;
в) наименование формы акта: "Устав (Основной Закон) области", "Закон области", "Положение" и т.д.;
г) заголовок в краткой форме обозначает предмет регулирования подготавливаемого нормативного правового акта и начинается словами: "О (принятии, введении в действие, утверждении и т.д.)...";
д) подписи лиц, официально уполномоченных визировать соответствующие нормативные правовые акты области под текстом проекта;
13. Нормативные положения акта излагаются в виде статей, имеющих единую нумерацию для всего проекта. Нормативные правовые акты в зависимости от объема и характера нормативного материала могут содержать разделы и главы.
14. Разделы, главы и отдельные статьи располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы проекта, переход от более общих положений к более конкретным.
15. Текст нормативного правового акта излагается простым, ясным языком, по возможности короткими фразами. Не допускаются образные сравнения, метафоры. Понятия и определения должны употребляться в проекте только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией. В законопроектах допускается раскрытие понятий и определений, применяемых в данном правовом акте.
16. В нормативных правовых актах , принимаемых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должно быть обеспечено единство терминологии с терминологией, используемой в федеральных законах.
17. В проекте, содержащем положения об обязанностях государственных и общественных органов, предприятий и организаций области, должностных лиц и граждан, формулируются меры ответственности за их нарушение, если они отсутствуют в действующем законодательстве области. Если такие меры уже предусмотрены, то следует дать отсылку к устанавливающим актам.
18. Непосредственно в текст внесенного в областную Думу проекта нормативного правового акта должны быть включены следующие положения:
а) о сроках и порядке вступления нормативного правового акта в силу;
б) об отмене ранее принятых нормативных правовых актов области в связи с принятием данного акта;
в) об изменениях и дополнениях ранее принятых нормативных правовых актов области в связи с принятием данного акта;
г) предложение Администрации области о приведении в соответствие с вновь принятым нормативным правовым актом нормативных правовых актов Администрации области;
д) поручение областной Думе о приведении в соответствие с вновь принятым правовым актом нормативных правовых актов областной Думы.
РАЗДЕЛ IV. ВНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВНОГО
ПРАВОВОГО АКТА В ОБЛАСТНУЮ ДУМУ
19. Право внесения проектов нормативных правовых актов в областную Думу принадлежит субъектам законодательной инициативы, перечисленным в п.7 раздела II настоящих Методических правил.
20. Проект нормативного правового акта должен быть внесен в областную Думу, как правило, за 30 дней до начала работы очередного заседания областной Думы, но не позднее срока формирования повестки дня.
21. Необходимым условием для внесения проекта нормативного правового акта в порядке законодательной инициативы в областную Думу в соответствии со ст.76 Регламента является, внесение текста законопроекта, пояснительной записки, распоряжения руководителя субъекта законодательной инициативы о внесении законопроекта и назначении официального представителя при рассмотрении областной Думой,письма субъекта законодательной инициативы в областную Думу.
В пояснительной записке, как правило, должны быть отражены следующие вопросы:
а). Обоснование необходимости принятия данного законопроекта. Должно быть указано, что является основанием для разработки законопроекта (Конституция РФ, федеральный закон, Устав области, областной закон и др.). Проект закона обусловлен нормами действующего законодательства либо отсутствием правовой базы в той или иной сфере общественных отношений. Негативные явления,связанные с отсутствием соответствующих правовых норм в данной сфере деятельности.
б). Цели и задачи принятия законопроекта. Необходимо раскрыть концептуальные идеи, положенные в основу законопроекта, и конечные цели, преследуемые его принятием. Определить практическую значимость и целевую направленность законопроекта.
в). Общая характеристика и основные положения законопроекта. Следует раскрыть предмет правового регулирования, структуру, состав и важнейшие положения проекта закона.
г). Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства. Привести перечень законодательных и иных правовых актов, действующих в данной сфере общественных отношений. Указать, какие проблемы не урегулированы,как они разрешаются с принятием предлагаемого законопроекта, и определить его место в системе отраслей действующего законодательства.
Необходимо также указать, какие законы и иные правовые акты подлежат отмене, и в какие требуется внести изменения и дополнения в случае принятия вносимого проекта закона. Изложить предложения о разработке нормативных актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона.
д). Финансово экономическое обоснование. Финансово-экономическое обоснование законопроекта дается в случае, когда его реализация потребует материальных и иных затрат. Приводится сводный расчет ассигнований на реализацию законопроекта из расчета на год (с указанием конкретных расходов) и источников их покрытия. Указать, какие мероприятия должны финансироваться из областного бюджета. Какие другие материальные затраты подлежат реализации проекта закона в случае его принятия, и источники их покрытия. Если реализация законопроекта не требует дополнительных материальных и иных затрат, то в конце пояснительной записки это следует отразить.
е). Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта.
Оценить влияние реализации закона на положение различных слоев и социальных групп населения, а также на экономику страны и ее отдельных регионов.
22. Проекты нормативных правовых актов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, другие нормативные правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, могут быть внесены в областную Думу при наличии положительного заключения главы Администрации области (если данные проекты не были представлены Администрацией области). Заключение представляется в двухнедельный срок. В случае не представления заключения в указанный срок, проект нормативного правового акта может быть рассмотрен без него.
23. Проекты нормативных правовых актов, подготовленные Администрацией области, вносятся в областную Думу на имя его председателя с представлением, подписанным главой Администрации области.
24. В представленных документах указываются государственные и общественные органы, организации и учреждения, принимавшие участие в их подготовке, обсуждении и согласовании.
25. Представленные проекты нормативных правовых актов подлежат обязательной регистрации в экспертно-правовом отделе областной Думы. Отделом в 3-х дневный срок осуществляется проверка соответствия представленных материалов настоящим Методическим правилам, правилам юридической техники, готовится заключение на предмет соответствия проекта нормативного правового акта действующему законодательству. Затем материалы передаются председателю областной Думы для принятия решения.