РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
О порядке рассмотрения обращений граждан
в Тамбовской области
Принят Тамбовской областной Думой 19 сентября 1997 года
_______________________________________________________________
Утратил силу с 5 октября 2004 года - Закон Тамбовской области от 17 сентября 2004 года N 230-З.
_______________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами по вопросам, отнесенным к ведению Тамбовской области, определяет порядок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности, расположенных на территории Тамбовской области (далее - области), за защитой своих прав и свобод человека и гражданина.
При издании в последующем федеральными органами государственной власти Российской Федерации актов по вопросам защиты прав и свобод гражданина и человека настоящий Закон приводится в соответствие с федеральными актами.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основными принципами деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности, расположенных на территории области, по работе с письменными и устными обращениями граждан являются демократичность, доступность, гласность, законность, равенство граждан при обращении, контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения обращений граждан.
Статья 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности, расположенных на территории области, в соответствии с требованиями федерального законодательства и настоящего Закона определяют порядок организации личного приема и рассмотрения обращений граждан, обеспечивают в подведомственных им органах и предприятиях исполнение порядка и правил организации работы с обращениями граждан, создают гражданам необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Тамбовской области Российской Федерации, другими законами Российской Федерации и области прав и свобод человека и гражданина.
Статья 3. Обращения граждан - заявления, предложения, жалобы, (изложенные в письменной или устной форме), петиции.
Заявление - обращение граждан (ина) по поводу реализации принадлежащего ему права, закрепленного Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Предложение - обращение граждан (ина), направленное на улучшение деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности.
Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенного действием (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) права или законного интереса.
Петиция - коллективное, письменное обращение граждан в органы государственной власти по осуществлению законодательных, исполнительных или судебных мер по вопросам, затрагивающим интересы населения.
Должностным лицом в статьях настоящего Закона признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
ГЛАВА II. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ИХ РАССМОТРЕНИИ
Статья 4. Любой гражданин вправе обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждения и организации области с индивидуальным, коллективным письмом, жалобой, заявлением, предложением, прийти на личный прием к должностному лицу непосредственно или к вышестоящему руководителю в порядке подчиненности этих органов. Органы государственной власти в пределах своих полномочий в месячный срок рассматривают вопросы, изложенные в обращениях, и информируют граждан, подавших их. При наличии не менее трех тысяч подписей под петицией она подлежит обязательному рассмотрению областной Думой или главой администрации области по их компетенции. Право жителей на подачу обращения не ограничивается и в равной степени принадлежит каждому жителю области, не зависит от его имущественного состояния, должностного, социального положения, принадлежности к партиям или иным общественным организациям, отношения к религии, политических взглядов, гражданства.
Никто не может быть привлечен к дисциплинарной, а также иной правовой ответственности за использование им права обращения, за исключением случаев подачи гражданами заявлений, жалоб, петиций, имеющих оскорбительное содержание, пропаганду расового, национального, религиозного или иного превосходства, войны, насильственного изменения конституционного строя.
Статья 5. Руководители органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций области, другие должностные лица обязаны принимать и в соответствии с Законом и другими законодательными актами Российской Федерации и области в порядке и в установленные сроки рассматривать письменные, устные обращения граждан, а также предложения, замечания, содержащиеся в публикациях средств массовой информации, обращения, принятые на митингах, собраниях, требования пикетчиков, давать на них ответы и принимать по ним необходимые меры.
Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия всех форм собственности, учреждения и организации разрешают жалобы, заявления и предложения граждан, петиции жителей области в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и области.
Письменные обращения граждан должны быть подписаны с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы, также данные о месте их жительства или работы. Обращения, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
И РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Статья 6. В целях своевременного рассмотрения обращений граждан:
жалобы, заявления и предложения, петиции подаются гражданами в те органы государственной власти, местного самоуправления или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса;
органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности, расположенных на территории области, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в жалобах, заявлениях и предложениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом письменно авторов, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.
Статья 7. Запрещается обращения граждан переадресовывать на рассмотрение должностным лицам, действия (или бездействие) которых обжалуются.
Статья 8. Руководители и другие должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления области обязаны проводить личный прием граждан.
Прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до их сведения дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы по месту работы и жительства.
Ответственность за организацию приема и рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждениях и организациях несут их руководители.
Руководители органов государственной власти и местного самоуправления, другие должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:
тщательно разобраться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры объективного разрешения вопроса;
принимать обоснованные решения, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
сообщать гражданам в письменной форме о решениях, принятых по их обращениям, в случае их отклонения указывать мотивы, по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
систематически анализировать и обобщать жалобы, заявления и предложения, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и установления причин, порождающих нарушение прав и свобод граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций.
Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе, заявлению, предложению, имеет право обжаловать это решение в судебном порядке.
Статья 9. Сроки рассмотрения обращений граждан не могут превышать одного месяца со дня поступления в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, для разрешения вопроса по существу.
При необходимости проведения дополнительных проверок, выяснения вновь возникших обстоятельств, руководитель органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия любой формы собственности, учреждения, организации вправе продлить сроки рассмотрения до одного месяца.
В тех случаях, когда для разрешения жалоб, заявлений и предложений необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения обращений могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия любой формы собственности, учреждения, организации, но не более чем на 15 дней, с письменным уведомлением об этом лица, подавшего жалобу или заявление.
Статья 10. Жалобы, заявления и предложения военнослужащих, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы и дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Обращения работников федеральных служб территориальных органов государственной власти области, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются в соответствии с законами, Уставами и другими нормативными актами этих служб.
Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений, установленный уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими законами Российской Федерации, определяющими иной порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан.
Статья 11. Руководители исполнительных органов государственной власти не реже двух раз в календарный год заслушиваются областной Думой о результатах работы с обращениями граждан.
Руководители органов местного самоуправления не реже двух раз в календарный год заслушиваются представительным органом местного самоуправления о результатах работы с обращениями граждан в муниципальном образовании.
Статья 12. Нарушение установленного порядка рассмотрения жалоб, 6 заявлений и предложений, а также преследование граждан в связи с подачей жалоб, заявлений, предложений либо за содержащуюся в них критику влекут в отношении виновных лиц ответственность в соответствии с действующим федеральным законодательством и законами области.
Статья 13. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской Глава администрации
областной Думы Тамбовской области
В.Карев А.Рябов
г. Тамбов
19 сентября 1997 г.
N 130-З