РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
О государственном регулировании
цен и тарифов в Тамбовской области
Принят Тамбовской областной Думой 27 мая 1997 года
_____________________________________________________
Утратил силу с 11 мая 2007 года - Закон Тамбовской области от 3 мая 2007 года N 192-З.
_____________________________________________________
Настоящий Закон определяет порядок государственного регулирования цен, тарифов и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен на территории Тамбовской области, права, обязанности и ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полномочия органов государственной власти в вопросах ценообразования.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов государственной власти, возникающие в процессе регулирования ценообразования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
Статья 1. Законодательство о ценах
Законодательство о ценах регулируется федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, законами Тамбовской области, постановлениями и распоряжениями главы администрации Тамбовской области, нормативными актами органов местного самоуправления.
Статья 2. Определение основных понятий
В настоящем Законе применяются следующие определения основных понятий:
ценообразование - порядок формирования и применения цен и тарифов.
Субъекты ценообразования - юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие цены и тарифы, установленные самостоятельно или органами государственной власти.
Государственное регулирование цен и тарифов - предусмотренное нормативными актами воздействие органов государственной власти на порядок ценообразования.
Государственная дисциплина цен - соблюдение субъектами ценообразования действующих нормативных актов по государственному регулированию ценообразования.
Цена (тариф) - денежное выражение стоимости товара, продукции (услуг).
Свободная (рыночная) цена (тариф) - стоимость товара, продукции (услуги), определяемая субъектами ценообразования по договоренности сторон с учетом рыночной конъюнктуры.
Регулируемая цена (тариф) - стоимость товара, продукции (услуг), складывающаяся при воздействии органов государственной власти.
Статья 3. Сущность государственного регулирования цен и
тарифов, контроля за соблюдением государственной
дисциплины цен
Продукция, товары, работы и услуги реализуются, в основном, по свободным (рыночным) ценам (тарифам), складывающимся под влиянием спроса и предложения.
На отдельные товары, работы, услуги органы государственной власти осуществляют регулирование цен и тарифов для достижения поставленных целей.
Государственное регулирование цен и тарифов взаимоувязываются с уровнем экономического развития, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политикой.
За нарушение государственной дисциплины цен применяется ответственность, предусмотренная действующим законодательством.
Статья 4. Цели государственного регулирования цен и тарифов
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в целях:
- сдерживания инфляции;
- достижения баланса интересов потребителей и субъектов ценообразования;
- регулирования процесса формирования и развития рынка товаров и услуг;
- создания правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов формирования цен и тарифов;
- установления и поддержания ценового паритета между сырьевыми и перерабатывающими отраслями;
- предотвращения социальной напряженности в регионе;
- пресечения злоупотреблений со стороны субъектов естественных и временных монополий, в том числе осуществляющих выдачу документов, имеющих юридическое значение;
- развития добросовестной конкуренции;
- рационального использования бюджетных средств;
- увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, выпускаемой и реализуемой на территории Тамбовской области;
- стимулирования развития прямых связей.
Статья 5. Принципы государственного регулирования цен и тарифов
При государственном регулировании цен и тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
1. Экономическая обоснованность затрат, уровня прибыли на производство товаров (продукции) и предоставление услуг.
2. Учет результатов деятельности субъектов ценообразования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен и тарифов.
3. Учет качества, потребительских свойств и социальной значимости товаров (услуг).
4. Доступность для потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению цен и тарифов, нормативных документов по вопросам ценообразования.
5. Учет рыночной конъюнктуры и влияния цен на объемы и эффективность производства.
Статья 6. Объект государственного регулирования цен и тарифов
Объектом государственного регулирования цен и тарифов являются продукция, товары, работы и услуги, перечень которых определяется органами государственной власти Российской Федерации и Тамбовской области в пределах их полномочий.
Статья 7. Виды цен и тарифов, сфера их применения и порядок
формирования
1. Оптовая (отпускная) цена (тариф) применяется для расчетов между субъектами ценообразования.
Оптовая (отпускная) цена (тариф), применяемая для расчетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изготавливающих продукцию (товары, услуги), со всеми потребителями, кроме населения, включает в себя себестоимость, налоги, предусмотренные законодательством, а также прибыль (убыток).
Оптовая (отпускная) цена, применяемая для расчетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, импортирующих продукцию (товары), со всеми потребителями, кроме населения, включает в себя все затраты по импорту и реализации продукции (товаров), налоги, предусмотренные законодательством, а также прибыль (убыток).
При поставке продукции (товаров) через посредников (организации, осуществляющие функции по закупке и продаже продукции и товаров) к оптовой (отпускной) цене изготовителя (импортера) добавляется торговая надбавка.
В торговой надбавке учитываются все расходы, связанные с закупкой и сбытом продукции (товара), налоги, предусмотренные законодательством, а также прибыль (убыток).
2. Розничная цена применяется для расчетов с населением. Розничная цена на отечественные и импортные товары народного потребления, а также продукцию производственно-технического назначения при ее реализации населению, формируется, исходя из отпускной (оптовой) цены изготовителя (импортера) и торговой надбавки.
В торговой надбавке учитываются все издержки обращения, связанные с реализацией товара (продукции) населению, в том числе торговые надбавки посредников, налоги, предусмотренные законодательством, а также прибыль (убыток).
3. Залоговая цена - денежное выражение стоимости имущества, подлежащего возврату.
Статья 8. Методы государственного регулирования цен и тарифов
1. Воздействие на уровень цен и тарифов осуществляется следующими методами:
- установление фиксированных цен (тарифов) или коэффициентов повышения цен (тарифов);
- установление предельных цен (тарифов) или предельных коэффициентов повышения цен (тарифов);
- установление соотношений между уровнем цен (тарифов) и размером оплаты труда;
- заключение ценовых соглашений;
- декларирование повышения цен (тарифов).
2. Воздействие на формирование цен и тарифов осуществляется следующими методами:
- установлением нормативного соотношения между стоимостью сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции;
- ограничением уровня рентабельности;
- ограничением уровня затрат, включаемых в цены (тарифы);
- регулированием размеров надбавок, наценок (скидок) в сфере распределения продукции (товаров).
3. Косвенное регулирование цен и тарифов осуществляется путем применения льготного налогообложения, кредитования, предоставления субсидий, дотаций и компенсаций из бюджета.
4. Допускаются иные методы государственного регулирования цен и тарифов, не противоречащие действующему законодательству.
Статья 9. Органы государственного регулирования цен и тарифов
1. Федеральные органы государственного регулирования цен и тарифов осуществляют государственное регулирование цен и тарифов по вопросам, отнесенным к их полномочиям в соответствии с Федеральным законодательством.
2. К органам государственного регулирования цен и тарифов Тамбовской области относятся: Тамбовская областная Дума, администрация Тамбовской области.
Органы местного самоуправления осуществляют государственное регулирование цен и тарифов по вопросам, отнесенным к их полномочиям, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом.
3. В структуре администрации Тамбовской области может создаваться орган ценообразования и контроля за ценами, реализующий государственную ценовую политику и действующий на основании Положения.
Работники органа ценообразованию и контроля за ценами являются государственными служащими.
Статья 10. Полномочия Тамбовской областной Думы
Тамбовская областная Дума:
1. Принимает законы по вопросам регулирования ценообразования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;
2. Осуществляет контроль за исполнением законов.
Статья 11. Полномочия администрации Тамбовской области
Администрация Тамбовской области:
1. Утверждает концепцию регулирования ценообразования с учетом уровня экономического развития области, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политики.
2. Проводит государственную политику ценообразования.
3. Утверждает перечень товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию на территории Тамбовской области.
4. Утверждает цены и тарифы, скидки и надбавки на продукцию, товары, услуги, подлежащие государственному регулированию на территории Тамбовской области.
5. Определяет методы регулирования цен и тарифов.
6. Устанавливает порядок представления расчетных материалов, рассмотрения, утверждения, согласования и введения в действие регулируемых цен и тарифов, а также порядок их формирования и применения.
7. Обеспечивает контроль за соблюдением государственной дисциплины цен и тарифов всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Тамбовской области.
8. Осуществляет контроль за реализацией органами местного самоуправления полномочий, определенных статьей 12 настоящего Закона.
9. Регулирует деятельность субъектов естественных монополий в области ценообразования в пределах предоставленных полномочий.
10. Осуществляет на территории Тамбовской области методологическое руководство в вопросах регулирования цен, тарифов и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
11. Разрабатывает методические указания и другие инструктивные документы ненормативного характера, разъясняющие условия, порядок формирования и применения цен и тарифов, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
12. Анализирует процессы ценообразования в отраслях экономики Тамбовской области с целью эффективного использования экономических рычагов воздействия на цены и тарифы, а также для подготовки предложений Тамбовской областной Думе о проведении единой ценовой политики в области для достижения целей, изложенных в статье 4 настоящего Закона, в том числе о введении или отмене государственного регулирования цен и тарифов, совершенствовании механизма регулирования цен и тарифов.