РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
О здравоохранении в Тамбовской области
(с изменениями на 8 мая 2004 года)
Принят Тамбовской областной Думой 22 января 1999 года
___________________________________________________________________
Утратил силу с 7 июля 2006 года - Закон Тамбовской области от 23 июня 2006 года N 58-З.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 29 декабря 1999 года N 95-З;
Законом Тамбовской области от 28 ноября 2001 года N 229-З;
Законом Тамбовской области от 26 апреля 2002 года N 18-З;
Законом Тамбовской области от 5 сентября 2002 года N 51-З;
Законом Тамбовской области от 23 апреля 2004 года N 209-З.
___________________________________________________________________
________________
Нумерация статей приведена в соответствие с Законом Тамбовской области от 5 сентября 2002 года N 51-З.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В области гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований и средств обязательного медицинского страхования (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 2002 года на основании Закона Тамбовской области от 5 сентября 2002 года N 51-З).
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
- соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
- доступность и бесплатность медико-социальной помощи;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона
Настоящий Закон закрепляет правовые, экономические и социальные основы организации здравоохранения в Тамбовской области, механизм внутриотраслевого взаимодействия систем здравоохранения, а также их взаимодействие с органами государственной власти Тамбовской области, органами местного самоуправления, системой медицинского страхования.
Настоящий Закон направлен на обеспечение условий эффективного функционирования систем здравоохранения в целях реализации права граждан на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, обеспечения доступной и бесплатной, качественной медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия.
Настоящий Закон определяет права граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и устанавливает гарантии их соблюдения.
Статья 4. Правовое регулирование здравоохранения в Тамбовской области
Правовое регулирование здравоохранения в Тамбовской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного закона) Тамбовской области, законов Тамбовской области, других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тамбовской области, уставов муниципальных образований.
Глава II. Основы деятельности систем здравоохранения на
территории Тамбовской области
Статья 5. Системы здравоохранения в Тамбовской области
К системам здравоохранения в Тамбовской области относятся:
- государственная система здравоохранения,
- муниципальная система здравоохранения;
- частное здравоохранение.
Статья 6. Государственная система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения на территории Тамбовской области относятся:
- находящиеся в государственной (областной) собственности и подчиненные в соответствии с законодательством лечебно-профилактические, образовательные медицинские учреждения, фармацевтические предприятия и учреждения, бюро судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, организации, осуществляющие свою деятельность в сфере здравоохранения:
- лечебно-профилактические, фармацевтические организации, учреждения Госсанэпидслужбы России в Тамбовской области и иные организации, создаваемые (созданные) государственными организациями и ведомствами, кроме муниципальных и частных.
Государственная система здравоохранения на территории Тамбовской области входит в единую государственную систему здравоохранения Российской Федерации.
Организации государственной системы здравоохранения, расположенные на территории Тамбовской области, осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 7. Муниципальная система здравоохранения
К муниципальной системе здравоохранения относятся: находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и иные муниципальные организации здравоохранения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тамбовской области, правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема бесплатной медицинской, оздоровительно-профилактической и лекарственной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медицинской, оздоровительно-профилактической, лекарственной помощи учреждениями муниципального и частного здравоохранения, а также народными целителями.
Статья 8. Частное здравоохранение
1. Частное здравоохранение обеспечивает медицинскую и лекарственную помощь в дополнение к медицинской помощи, предоставляемой государственной и муниципальной системой здравоохранения. К частному здравоохранению относятся:
1.1. Учреждения здравоохранения, основанные на частной собственности.
1.2. Физические лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
2. Деятельность субъектов частного здравоохранения, кроме фармацевтической, осуществляется вне учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 29 декабря 1999 года N 95-З).
3. Субъекты частного здравоохранения не вправе осуществлять виды медицинской и фармацевтической деятельности, отнесенные законодательством к исключительной компетенции государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
4. Субъекты частного здравоохранения координируют свою медицинскую и фармацевтическую деятельность с деятельностью администрации Тамбовской области и органами местного самоуправления.
Статья 9. Особенности деятельности частного здравоохранения
1. Право на создание организаций частного здравоохранения имеют юридические лица и граждане в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
2. В уставе (положении) организации частного здравоохранения в обязательном порядке содержится положение о том, что основным видом ее деятельности является медицинская деятельность.
3. Организации частного здравоохранения и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, имеют право участвовать в реализаций федеральной программы государственных гарантий и региональных программ государственных гарантий.
4. Не допускается деятельность организаций частного здравоохранения в следующих сферах медицинской деятельности:
лечение граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;
заготовка крови и ее препаратов;
пересадка органов и тканей;
санитарно-противоэпидемическая деятельность;
патологоанатомическая деятельность.
5. Лица, работающие по найму в организациях государственного здравоохранения, не имеют права осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в области здравоохранения с использованием имущества медицинских организаций государственного сектора здравоохранения.
6. Организации частного здравоохранения обязаны оказывать медицинскую помощь в экстренных случаях вне зависимости от наличия договорных отношений с лицом, нуждающимся в медицинской помощи.
7. Деятельность организаций частного здравоохранения может быть прекращена в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 10. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и
регулирования деятельности организаций здравоохранения
Создание, реорганизация и ликвидация областных, муниципальных, частных и ведомственных учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Право на медицинскую и фармацевтическую деятельность организаций здравоохранения наступает с момента выдачи им лицензии, сертификата и прекращается по истечении срока их действия, либо иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Ликвидация учреждений здравоохранения в сельской местности осуществляется с учетом мнения населения соответствующей территории.
В целях осуществления специализированной медицинской помощи администрацией области могут создаваться областные специализированные центры и медицинские объединения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Статья 11. Лицензирование и аккредитация медицинской и
фармацевтической деятельности
1. Лицензирование и аккредитация медицинской, фармацевтической деятельности является формой государственного контроля за соблюдением юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, стандартов и требований в реализации единой государственной политики в области здравоохранения и защиты прав потребителей.
2. Процедура лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности в Тамбовской области проводится администрацией области.
3. Право на занятие медицинской, фармацевтической деятельностью имеют юридические и физические лица, получившие лицензию и сертификат в установленном порядке, которые обязаны представить потребителям услуг возможность ознакомления с лицензией и сертификатом.
4. В случае невыполнения лицензиатом стандартов, требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, для осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, действие лицензии приостанавливается или аннулируется.
Глава III. Управление здравоохранением Тамбовской области
Статья 12. Управление государственным и муниципальным
учреждением здравоохранения
1. Управление государственным и муниципальным учреждением здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством и уставом соответствующего учреждения.
2. Непосредственное управление медицинскими и фармацевтическими учреждениями осуществляет руководитель соответствующего учреждения здравоохранения. Руководители государственных и муниципальных учреждений здравоохранения проходят аттестацию в установленном порядке.
3. Статус руководителя государственного областного учреждения здравоохранения, муниципального учреждения здравоохранения устанавливается учредительными документами соответствующего учреждения здравоохранения.
4. В учреждениях здравоохранения могут создаваться попечительские советы и применяться иные формы самоуправления в соответствии с областным законодательством.
Статья 13. Полномочия Тамбовской областной Думы по
вопросам здравоохранения
К полномочиям Тамбовской областной Думы относятся:
- принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере охраны здоровья населения области и здравоохранения, осуществление контроля за их исполнением;
- определение объема бюджетного финансирования системы охраны здоровья населения, осуществление мер по медицинскому страхованию и установлению дополнительных льгот отдельным группам населения при оказании медицинской, оздоровительно-профилактической помощи, установлению норматива финансирования лечебных организаций на душу населения (по группам возрастов, хроническим и другим видам заболеваний отдельных групп населения) и контроль за использованием выделенных финансовых ресурсов;