РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
О защите населения и территорий области
от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
Принят Тамбовской областной Думой 29 марта 1996 года
___________________________________________________________
Утратил силу с 12 мая 2006 года - Закон Тамбовской области от 28 апреля 2006 года N 25-З.
___________________________________________________________
Настоящий Закон определяет общие для Тамбовской области организационно-правовые нормы по защите населения, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Тамбовской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Статья 2. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Статья 3. Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, Администрации области, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
Статья 4. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с Администрацией области и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций назначаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 5. Гласность и информация в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории области.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой. Ее представляют Администрация области, органы местного самоуправления и администрации организаций, которые обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Своевременность передачи информации должна обеспечивать населению возможность покинуть опасную зону или принять иные меры по защите своей жизни и здоровья.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законом Тамбовской области "Об административной ответственности за нарушение законов области и иных нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления области".
Статья 6. Основные принципы защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, Администрации области. При недостаточности названных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 7. Полномочия органов государственной власти в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Областная Дума:
принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществляет контроль за их исполнением.
2. Администрация области:
осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
создает постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы местного самоуправления самостоятельно:
осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к Администрации области;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также комиссию по чрезвычайным ситуациям.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 9. Органы управления
Для организации выполнения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Администрация области, органы местного самоуправления и администрации организаций создают:
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (комитеты, управления, отделы и так далее);
органы повседневного управления (пункты управления, оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения).
Размещение органов повседневного управления осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Статья 10. Силы и средства для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Администрация области, органы местного самоуправления и администрации организаций создают аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные службы (формирования), службы наблюдения и контроля для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Администрация области и органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают положения о данных службах (формированиях), определяют их структуру и состав.
Статья 11. Обязанности организаций в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;